§

Социальное лицо карантинных пространств и будущее глобализации - Виктор Щербина

PRISMA ПОДІЙ
В начале 2020 года в мире произошло глобальное событие – появился «карантинный город». 22 января китайские власти приняли решение о карантинной блокаде 11-миллионного города Ухань. Перекрыты все дороги, приостановлена работа внутригородского транспорта и в других городах. Через месяц, 23 февраля карантин был введён в 12 городах Италии, для примерно 50 тысяч жителей. Людям запрещено въезжать или выезжать в области, где обнаружен вирус.

Всемирная организация здравоохранения выпустила рекомендации по проведению мероприятий по сдерживанию распространения вируса. Все это происходит в режиме открытого информационного пространства. В разных странах возникло ожидание собственных «карантинных пространств». Перспектива подобных мер защиты от вируса, нависла над всеми странами мира, ожидание режима жизни «в карантине» и мер его введения стали предметом активных дискуссий в обществе. Обсуждаются процессы и категории людей, которые могут перенести вирус, возможные меры с этим связанные. Нужно ли критиковать власти КНР применившие методы тоталитарного характера или же, наоборот, перенимать их опыт в Европе? Кто и как должен устанавливать и отменять режим карантина? Как относиться к людям, живущим в карантинной блокаде? Как эти люди будут относиться к тем, кто живёт во «внекарантинном» пространстве?

Сама угроза эпидемии это удар по социальным сообществам, особенно по включённым в глобальную экономику, возникают линии социального отчуждения. В отличие от городов, подвергаемых военной осаде, жители которых воспринимаются как жертвы коварного противника, население городов в карантине начинают воспринимать как угрозу, источник заражения всего человечества. Жертвам войны сочувствуют, в то время, как жители «карантинных городов» воспринимаются как виновники собственных несчастий. Согласно первой же гипотезе, причиной возникновения эпидемии в Китае якобы стали особые пищевые привычки населения. Палитра обвиняемых быстро растёт – к ним относят политических противников, туристов или трудовых мигрантов, агентов мирового заговора и биоценоз Китая.

Люди, которые выезжают из «карантинных» городов, подвергаются стигматизации. В зависимости от культуры стран и регионов, куда они прибывают, реакция на них разная – от восстания против их прибытия до вежливого отторжения. Обвинительная установка формирует и способ понимания того, что и как происходит в социуме, который отделен карантинными мерами. Его видят как некое «оборотное пространство», в которое лучше не попадать. Происходит насильственная атомизация людей – отменяются массовые мероприятия, учёба в школах и университетах, прекращается общение в публичном пространстве, все должны сидеть дома в изоляции и беспрекословно выполнять указания властей. В атмосфере одиночества люди остаются наедине с государством, все иные социальные связи, вплоть до соседских, прекращаются. Государство выходит на первый план в общественной жизни и становится центральным её органом. Индивидуальные свободы начитают восприниматься как опасные излишества действующего социального порядка, делающего сообщества бессильными перед витальными угрозами. Ценности социального порядка уступают ценностям физического выживания.

Возникновение карантинных пространств стало очередным вызовом для той формы глобализации, которая переживает кризис уже с начала нового века. Очередной удар по социальным структурам национального уровня обостряет проблему осмысления перспектив глобализации, ведь наличие и сила государственного регулирования выглядит как критический фактор выживания. Наряду с экономическим и политическим национализмом, тема спасения от глобальной эпидемии может стать языком перехода мирового сообщества к повесткам «национального спасения». После волны демократизации конца ХХ века мир стоит перед лицом обратной волны, результатом которой может стать возникновение и закрепление различного рода карантинных зон – не только связанных с эпидемией, но и с экономическими, политическими, культурными чертами сообществ. Эпидемии во все века были связаны с социальными потрясениями и сложно установить, что было причиной чего. Ослабленная социальная система снижала возможность сопротивления массовым заболеваниям, которые, в свою очередь, ослабляли социальный порядок. Коронавирус может стать очередным поводом антиглобалистских перемен, причины которых состоят в том, что нынешняя система мироустройства находится в кризисе.
Made on
Tilda