Новосанжарские происшествия на сегодняшний день выявили качественные характеристики и ограниченный горизонт востребованных теоретических представлений и практических навыков в аналитической работе с экстраординарными социальными событиями.
Анализ события, начиная от сми/экспертной среды (в т.ч. в коллективных гипертекстах социальных медиа) ограничился имитацией рационального подхода к пониманию вирусной общественной угрозы и внутренних социальных процессов этим вскрываемых. Проявилась неспособность отечественной рефлексии как практического инструмента целе-рационального формирования реальности (цель: реализация состояния эпидемиологической безопасности нации с сопровождающими угрозами социально-экономической дестабилизации)
Основным спектром как вопрошаний, так и ответов а отечественном информационном пространстве стал весьма ограниченный набор: характеристики протекания короткосрочного медиатизированного процесса; искренность намерения сторон и соответствующая упрощенность в понимании субъектности процесса; отстраненные морально-этические одноканальные претензии; и категоричные предложения того, как следует в исправленном виде действовать при повторении данных событий или как правильно в масштабе общегосударственном справляться с конфликтом и «болезнью» в будущем. Данные вопросы/ответы отражают фрагментированность инструментов общественного познания и неспособность видеть за единичным событием связанную сложность переплетаемых последствий и угроз-проблем, требующих решения и проявивших себя в данном событии. Событие «Новых Санжар» рассматривается лишь как частное (единичное и экстраординарное) проявление угроз уханского коронавируса, не имеющие вне своих составляющих (протестующие, страхи перед возможностью заболеть, приведение системы здравоохранения в некое изначальное заранее ясное состояние) какого-либо комплекса неизвестного как национальной проблемы. Доминирует ясная «понятность» над примененными решениями. Таким образом, ограниченность в вопросах радикализует непрогнозируемость общественных процессов и обезоруживает органы государственной власти перед тем огромным спектром вызовов, которые происходящим проявляется, и над потенциальным решением которых требуется сложная мультипрофильная работа.
В ситуации фактически разрушенных государственных институций социальной диагностики необходимо заново научиться видеть за происходящим и вырабатывать на основе этого знание:
1)Не упрощать субьектность в процессах. Воспользоваться событием - не означает быть его causa sui. Мотивация каждого из субъектов есть отражение сложного комплекса состояний и отношений в его пространстве жизни как части общей.
2)Рассматривать долгосрочный горизонт потенциальных последствий как призму для необходимого анализа status quo текущего момента, всего набора его предварительных ресурсов: имеющиеся и необходимые правовые нормы; инфраструктура; производственный сектор и его способность переживать временные карантинные меры, в т.ч. в ситуации блокировки внутренней и внешней миграции и т.д. Использовать для этого подход worst case scenario и предполагать практические исторические формы их прохождения для модельной выработки комплексной государственной политики (для примера - виртуальный стресс-сценарий всей украинской социально-экономической сферы в условиях как внутреннего вирусного распространения и ответных действий, так и с учетом внешнего экономического и политического контура «вне глобуса Украины»).
В Украине необходимо выработать полноценное национальное знание о своих ресурсах (внутренних и внешних и потенциалах их утраты в ходе разворачивания процесса) для борьбы с вызовом пандемии. И события в Новых Санжарах должны в т.ч. рассматриваться как часть большого анализа в моменте внутренней конфликтного потенциала реакции территорий повышенного социально-экономического напряженности при ресурсном включении их в борьбу с вирусом и (или) другим мобилизационным общеукраинским мероприятиям «сверху».