§

Анализ Правительственной «Программы стимулирования экономики для преодоления последствий COVID-19: «Экономическое восстановление»

PRISMA ПОДІЙ
Сперва отметим высокое качество иллюстрационных материалов, прилагаемых к Программе. С уверенностью можно сказать, что над этим документом поработала серьезная команда аналитиков, экспертов, а также дизайнеров. Представленные материалы отлично отражают, практически все, основные сектора экономики (где-то потерялся банковский сектор и сектор государственных финансов), а их насыщенность цифрами представляет, в какой-то мере, «энциклопедическую» ценность для стороннего аналитика.

        Также, следует отметить высокий уровень проработки общей логики изложения иллюстрационных материалов Программы. Каждый блок секторальных инициатив содержит направления рекомендованных, в рамках которых и разворачиваются предложения по восстановлению. Присутствуют данные о значимости каждой экономической сферы, ее влияния на смежные отрасли, проблемы и узкие места, препятствующие развитию.

        Еще одной сильной стороной Программы является то, что к ее разработке был привлечен широкий круг специалистов: не только из академического и экспертного кругов, консалтинговых фирм, но и крупнейших компаний, представляющих соответствующие области экономики, таких как: «Метинвест», «Интерпайп», «Феррэкспо», МХП, «Нибулон», «Энергоатом», ДТЭК, Group DF и пр.

        Среди слабых сторон, представленной программы - следующие:

Во-первых, отсутствие общей концепции. Так, каждый из рассматриваемых секторов экономики, в основном, имеет схожие проблемы: значительный износ основных средств, сложность доступа к капиталу и технологиям и пр. В рекомендованных инициативах предполагается, что развитие всех секторов будет проходить синхронно. Однако очевидно, что в сложившихся объективных экономических условиях, перспективы у них разные. К примеру, привлечь финансирование для развития агарного сектора, гораздо легче, чем для машиностроения или традиционной электроэнергетики, хотя именно две последние - предпочтительнее с позиций создания условий для экономического развития в целом. В Программе же, о приоритетности развития в секторальном аспекте речь не идет, а рассматривать среди драйверов экономического роста все сферы, в сложившихся обстоятельствах, вряд ли приходится.  

Во-вторых, в Программе наблюдается ряд существенных противоречий, которые ограничивают возможности ее реализации. Так, среди рекомендованных инициатив блока «Промышленность» отмечается, что: «меры, направленные на понижение налогового и административного давления, уменьшение издержек на сырье, транспортировку и энергетику разрешат минимизировать падение производства, занятости и экспорта в отрасли». Кроме того, речь об уменьшении налогового давления и необходимости привлечения госфинансирования (в разных интерпретациях) встречается, практически, в каждом блоке. Вместе с тем, не понятно, как эти положения согласуются с общим состоянием госфинансов, которые и сейчас перегружены долгами и различными выплатами, а также - не понятно каким образом возможно уменьшить издержки на промышленную транспортировку и энергетику в условиях практически 100% износа основных средств «Укрзалізниці», глубокого износа электроэнергетической инфраструктуры и зависимости от внешней конъюнктуры цен на топливо и пр.

В-третьих, не выделен ряд внутренних факторов, которые способствовали деградации и упадку, что ограничивает спектр мер, необходимых для создания условий по экономическому восстановлению. Так, в Украине износ основных средств, на системной основе, связан с отсутствием надлежащего уровня капитальных инвестиций, по причине вывода денег в иностранные юрисдикции, внедрения схем по вымыванию оборотного и основного капитала государственных предприятий, приоритетность потребительского кредитования банковскими учреждениями и пр.

В-четвертых, в материалах ощущается различие в уровнях экспертов, участвующих в подготовке документа, в аспектах понимания особенностей изменяющихся условий доступа на внешние рынки. Требования к экологичности производства - новый тренд набирающий силу в развитых странах и, фактически, новый барьер для стран с низким уровнем капитальных инвестиций. Хотя, этот критерий актуален для промышленности, равно как и для аграрной сферы, энергетики, транспорта. О экологичной модернизации и экологическом аспекте в целом, речь идет исключительно в блоке «Промышленность».

В-пятых, отсутствуют, какие-либо прогнозы экономических преобразований в реализации внедрения предложенных инициатив, что не дает возможности говорить о цельности и завершенности документа.

        В общем, учитывая, что Программа по сути не предлагает, какого-либо нового экономического курса или модели, ее стоит рассматривать в качестве декларации желаний компаний-производителей товаров и услуг и намерений Правительства Украины.
Made on
Tilda