§

БЮДЖЕТ 2022: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СРЕЗ

PRISMA ПОДІЙ
По состоянию на начало сентября 2021 г. смело можно утверждать, что выполнение бюджета на текущий год пошло по оптимистическому сценарию – со скрипом, но расходная часть бюджета 2021 будет профинансирована в полном (ну или почти в полном) объёме. И это не смотря на его, изначально, «слабую» доходную и раздутую (учитывая украинские экономические реалии) расходную часть. Да и Минэкономики, с прогнозом роста ВВП на 2021 г, судя по всему, не угадало – 4,5% роста не будет, стоит ожидать по результату года цифру ближе к 3,5%. Выполнение бюджета 2021 г. стало возможным в результате преимущественно быстрого восстановления мировых сырьевых и фондовых рынков, а также решению представителей стран G-7, главенствующих в МВФ, о беспрецедентном глобальном распределении специальных прав заимствования на сумму 650 млрд.дол.США. Из которых Украина, пропорционально своей квоте в МВФ, уже получила 2,7 млрд.дол.США – то есть, ровно столько, сколько необходимо для закрытия бюджетной дыры, которая традиционно возникла к концу года. Логика Бюджета 2022 не сильно будет отличаться от бюджета 2021 г., хотя есть и свои особенности. 

Итак, даже с учетом принятия предложенных правительством изменений в налоговый кодекс Украины, общая структура доходов и финансирования бюджета на 2022 г. будет не сильно отличаться от 2021 г. – опора на НДС, налог на доходы физ.лиц., ну и привлечение кредитных средств от украинских и зарубежных кредиторов в пропорции 70/30. Налоговые изменения (предполагающие повышение рентных платежей и противодействие «скруткам») могут дать дополнительно 60 млрд.грн., что существенно, но не критично. Потенциал нового источника доходов, связанного с добровольным декларированием прибыли населением, пока сложно оценить, поэтому его влияние на бюджет 2022, вероятно, будет не значительным. 

 Увеличение доходной части бюджета 2022 г., предполагаемое бюджетной декларацией на 2022-2024 гг., составляет 122 млрд.грн. (+11%), что выглядит умеренно в условиях роста мировых цен на экспортируемое Украиной сырье и 10% уровнем инфляции по итогам года. При этом, кроме инфляции (путем увеличения номинального объема НДС) закладываемый рост будет поддержан прибавкой номинальной зарплаты, которая по итогам 2021 года превысит показатели инфляции с перспективой дальнейшего повышения. 
Отдельно стоит отметить, что Минфин в 2021 г. отстает от графика размещения ОВГЗ и это при достаточно высокой конъюнктуре на внешних рынках, что является сигналом о достижении «пределов» емкости этого ресурса в условиях существующих макроэкономических параметров. 

Основными рисками наполнения доходной части государственного бюджета связаны с возможной коррекцией на внешних рынках украинского экспорта. Кроме того, сверхвысокие цены на природный газ, в свою очередь, могут негативно сказаться на доходах государственного бюджета по причине уменьшения спроса населения на товары (включающие ПДВ), как результат отвлечения финансового ресурса на цели оплаты отопления и бытового газа. Также, бонуса в виде глобальной раздачи SDR от МВФ в 2022 г. не предвидится. Соответственно, бюджетные дыры придется закрывать за счет активизации работы по предотвращению уклонений от уплаты налогов с теневых доходов населения (для чего запускается БЭБ), достижения консенсуса с МВФ для продления программы кредитования и привлечения средств путем активного участия на внутреннем и внешнем долговых рынках.

Что касается расходной части, здесь во главе угла остаются защищенные социальные статьи. В целом, в 2022 г. расходная часть государственного бюджета будет увеличена всего на 59 млрд.грн. по сравнению с бюджетом 2021, что объясняется обязательствами Украины по сокращению дефицита в пост ковидный период до уровня – менее 4% от ВВП. Среди важных факторов - увеличение расходов государства:  запланированное поднятие минимальной зарплаты с 6000 грн. до 6500 грн. (с января 2022 г. и до 6700 грн. с октября 2022 г.), требующееизыскать дополнительно 4 млрд.грн. в месяц, что фактически сопоставимо с запланированным увеличением.

При этом, больше остальных государственных ведомств получат: Министерство социальной политики – по причине запланированных увеличений пенсий; Министерство обороны и Министерство внутренних дел – обычная практика последних годов воюющей страны; Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения – по причине роста заработных плат. Можно предположить, что государственные затраты, связанные с борьбой с COVID, упадут вследствие уменьшения потребности в закупках необходимого оборудования и препаратов, однако, это вряд ли обусловит уменьшение финансирования здравоохранения, исходя из общего состояния системы и потребности в ее поддержании. 

На местах себя будут уверенно чувствовать исключительно состоятельные ОТГ, которые год за годом демонстрируют высокую позитивную динамику увеличения доходов, в первую очередь - за счет увеличения поступлений от налога на доходы физ.лиц. 


Что касается долгового бремени, то выплаты на 2022 г. по государственным долгам, приблизительно на 6 млрд.дол.США, будут ниже чем 2021 г., что дает возможность уменьшить объем выплат по долгам в общей структуре расходов государственного бюджета из 36,7%, где-то до уровня 32%.

Финансирование расходной части, как уже было отмечено, будет сильно увязано с конъюнктурой на внешних рынках украинской сырьевой и металлургической продукции и ценами на энергоносители. При отсутствии резких ценовых колебаний есть надежда, что выполнение бюджета 2022 пройдет без критических сложностей. При этом, ресурс для капитальных инвестиций практически отсутствует, поэтому финансирование этого направления будет сведено к фондированию «Большой стройки». И также, следует отметить, что зависимость от потребности финансирования со стороны МВФ сохраняется на высоком уровне. 

Made on
Tilda