Сложившийся порядок социально-экономического неравенства сформировал в ситуации эпидемиологических карантинных мер особое витальное неравенство между «меньшинством» (составляемое из тех индивидуальных квалифицированных рабочих и предпринимателей, которые способны продолжать осуществление своих производственных функций дистанционно или минимально контактно; а также предпринимательский класс с достаточными сбережениями для личного временного «выключенного» состояния и иные владельцы капитала) и новым неопределенным классом - прекариатом (прим.: "precarious", прекариат/прекариативный – нестабильный доход). Все те профессии «работающих бедных» aka уберизированных рабочих, вынуждено обслуживающих привычную комфортную инфраструктуру жизни активного потребительского-субьекта. Не хочешь готовить/боишься сам идти в магазин – курьер принесет; не хочешь идти по улице (вдруг кто чихнет) или власти не хотят, ради экономии, организовать защищенную форму транспортировки при сверх нужде – водитель платформенного такси тут как тут. Скучно дома и захотелось во время карантина купить артефакт потребительской индустрии – многолюдная система почтово-курьерской службы к вашим услугам. Прекарность дает работодателю возможность сокращать издержки увольнения (малый контракт/временная работа и т.д.) и в тоже время позволяет продолжать использовать их труд ради прибыли и при полном отсутствии защиты государства, в условиях непредвиденных вынужденных карантинных мер. Либерализация рынка труда в правовом отношении делает данную категорию работников буквально несвободными. Они пребывают в однодневном найме, не включены в сложное разделение труда и посему потоково заменимы, а законодательство при этом позволяет работодателю выбрасывать их на улицу «без аннексий и контрибуций». И когда наступает карантин, именно этот пласт людей не может физически позволить себе работать «на удаленке» (должно заметить, что иные категории само занятых и наемных рабочих страдают от бездоходного карантина не в меньшей степени и тоже требуют определенной формы минимальной помощи на жизнь, но при этом их обязательная само изолированность контрастирует с принятием statusquo «полевой активности» прекариата со стороны общественности и сопроводительной государственной официальной позицией утверждения этого как должной практики. «Комфортная середина» общества с пеной у рта готова рассказывать об тотальной и жесткой карантизации #СидивВдома, но часть своего защищенного положения компенсирует вынужденным трудом других носителей такого же паспорта гражданина, как и у них, при единых и равных положениях общей Конституции. Если необязательное и излишние, в особое время, стоит угрозы чужим жизнях (но что еще тоже немаловажно - ослабляет меры карантизации ибо именно данные работники находятся в постоянном пространственном много контактном взаимодействии) – то демократично ли наше общество? (держим это зеркало перед собой, но заглядывать из-за нашей спины западным соседям тоже не стоит, сами такие же). Транснациональный характер данного явления у нас перед глазами: каков владелец, со-инвестор и инфраструктурный сопроводитель Платформ?
Тест-ситема на демократию провалена.
Если мы принимаем данную сложившуюся систему отношений и подписываемся за демонтаж дискуссии об возвратной трансформации социального государства, то нужно четко и ответственно перед собой и своими детьми говорить, что ваша личная возможная жизненная неурядица, которая сделает временной (или долгосрочной) необходимостью выживать через среды прекарной занятости – то в следующую эпидемию вы будете не диванным героем с тревогой набирающим в сети очередноц мотивационный хэштег, а будете на передовой одним из «курьеров» потребления (в положении, когда вы не имеете возможности самостоятельно выбрать не только личную безопасность, но и поведение, определяющие безопасность ваших близких)
Пребывание в страхе и повиновении (политическом в том числе: держим в уме украинский гос.сектор) работников ядра постоянной занятости - страха самому оказаться в статусе прекариата должно мотивационно перенаправляться не в сторону нашего привычного животного приспособленчества «моя хата с краю – тушить пожар буду самим соседом» (как мы видим в нынешней ситуации, крупные социальные потрясения и угрозы эффективно выруливаются лишь при сложном и высокоорганизованном коллективном целе-рациональном действии), а через личную витальную заинтересованность в устранении самой возможности несвободы, цена которой – перспектива нахождение человека перед отсутствием выбора между безопасностью и риском, здоровьем и болезнью. И разрешение сложившегося социального разлома должно решаться и пониматься не просто как выравнивание гражданских прав и морально-этическая дилемма в лицемерной скарлупе, а должно, не в меньшей степени важности, восстановить вертикально-горизонтальное демократическое качество социальных отношений, устранить еще одну невозможность общей ценностной нормативности. Ведь это мы позволяем другому быть в опасности, при параллельной же борьбе с ней (штрафы, угрозы, матерные обращения политиков и т.д.)
Устранение данного положения требует радикального пересмотра роли государства в качество социального. Оказывается парадоксальным то, что экономия бизнеса и государства на труде и социальной инфраструктуре приводит к их собственным повышенным потерям при пандемии и не только финансовым: урезанное финансирование здравоохранения; чудовищная система ценоопределения и целе! определения в научной медицине и фарме; прекариатизация труда и жадность в использовании «чумной экономики», только все усугубляющие; индустрия низкокачественной пищи и низкие доходы временных рабочих и нищего гос.сектора, ею питающиеся и слабое здоровье которых потом становится цепочкой переноса вируса к самой верхушке власти (необходимо отправное понимание этой взаимосвязи: что твое здоровье и жизнь зависит от здоровья окружающих).
И возможно стоит в дебатах о социально-экономических реформах исходить не из примата ценностного догматизма витринных идеологий, а исходить из витальных гуманистических ценностей и стратегий политики их целе-рационального достижения, заложив уровень основных потребностей: жилья, еды, образования личности, инфраструктуры здоровья, транспорта, связи, энергии, отдыха, равных практичных жизненных возможностей. А их указание/приоритеты/содержание и стратегии достижения сделать краеугольным камнем перманентного содержания политического процесса. Ведь оказывается, что у нас единая жизнь и смерть – а дикий капитализм может убить любого миллионера и топ-клептократа с первой же доставленной пиццей.