Изучая мировой опыт противодействия последствиям пандемии COVID-19 легко можно прийти к выводу, что в этой сфере, на глобальном уровне, наблюдается, практически, беспрецедентный уровень синхронности внедрения соответствующих мероприятий. Триггером запуска антиковидных политик стало включение в этот процесс Всемирной организации здоровья, после чего абсолютное большинство стран занялось остановкой собственных экономик и подготовкой пакетов мер, направленных на противодействие последствиям такой остановки. Всего, по некоторым подсчетам, в 2020 г. мировая программа экономических стимулов составит порядка 18,4 трлн.дол.США из которых 10,4 трлн.дол.США - фискальные стимулы и 7,9 трлн.дол.США - монетарные, что сопоставимо с 20,8% мирового ВВП. Кроме того, четко прослеживается связь между уровнем развития страны и долей стимулов в ВВП – чем богаче страна, тем выше соответствующее соотношения (Италия – 53,3%, Германия - 49,5%, Польша – 33,6%, США – 29,5%, ЕС – 16,4%, ЮАР – 0,5%, Пакистан – 1,6%, Россия 3,3% и пр.).(1)
Вместе с тем, прослеживаются и различия в финансовых возможностях богатых (особенно, включенных в систему эмиссии резервных валют) и бедных стран, которые, как правило, очень ограничены в возможностях выбора побуждающих факторов. Также отметим, что подходы наиболее развитых стран к монетарным мерам стимулирования также отличаются, так США сориентированы на увеличение трат путем накачивания экономики новыми средствами с использованием «вертолетных денег», наращивания объема различных государственных программ, призванных нарастить потребление и инвестиции; в ЕС ставка делается, в первую очередь, на обеспечение государственных гарантий по банковским кредитам для бизнеса; Япония осуществляет традиционную политику по рефинансированию банков и вхождению в капитал предприятий переживающих трудности.
Если рассматривать антипандемические меры более детально, то стоит отметить ряд стран, которые не вводили жесткие экономические меры: Армения, Азейрбайджан, Швеция, Белоруссия. Как свидетельствуют данные, это мало поддержало их экономики, поскольку все они попали под действие ухудшающейся внешней конъюнктуры, как результат включенности в глобальную экономику.
Еще одной общей особенностью глобальной антипандемической политики является и синхронность понижения учетной ставки центральными банками – сложно в мире найти страну, которая бы не прибегла к этому инструменту монетарной политики. Также, общими в глобальном масштабе являются мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, населения, финансового сектора (но не реального сектора экономики).
Отдельно стоит отметить антикризисные мероприятия, реализуемые Европейским Союзом. Приходим к выводу, что здесь работает довольно слаженная институциональная система, которая охватывает как все страны, входящие в союз, так и всю мултимногоукладность. Пожалуй, механизм поддержания экономик стран ЕС является хорошим примером антикризисного управления сложного транснационального формирования. Так, практически синхронно, по важным темам общественной жизни, регулярно работают такие институты ЕС как: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и его комитеты, Еврогруппа, Европейский инвестиционный банк, Сборы министров, финансовые группы и пр. Соответственно, достаточно широким является спектр тем, которые подымаются соответствующими институтами, как например: дезинформация, приграничные вопросы, наука и образование, медицина, государственная помощь, финансы, торговля, сельское хозяйство, цифровизация, экология и климат.
В целом ЕС направляет свои усилия на дальнейшую экономическую, финансовую, социальную и культурную консолидацию стран блока. Среди основных целей просматривается желание воспользоваться кризисным моментом для придания импульса увеличению эффективности экономик с помощью внедрения цифровых технологий стран блока, понижения диспропорций развития и финансового поддержания стран-членов и наиболее перспективных сфер экономики, формирования фондов для направления средств на цели становления «зеленого экономического пространства» в рамках ЕС. Кроме того в фокусе поддержка занятости, социальных стандартов, развитие систем медицины и образования, обеспечение упорядоченной работы финансового сектора и сельского хозяйства и пр.