Первым параметром, определяющим доходную часть, является прогноз Министерства экономики относительно роста ВВП в 2021 г. – заложенный на уровне 4,6%. Учитывая, что в начале года ожидается продолжение экономического спада (как в Украине, так и в мире), маловероятно, что даже с учетом низкой базы сравнения, экономика во 2-4 кварталах покажет достаточное увеличение для демонстрации заложенного в бюджете роста по году. Скорее, в наступающем году следует ориентироваться на экономическую динамику близкую к нулевой.
Интересной является общая ожидаемая структура доходов государственного бюджета. Из 937 млрд.грн., ожидаемых налоговых поступлений - 332,5 млрд поступит в казну от НДС с импортных товаров. В предыдущем году на импортное НДС закладывалось 303 млрд.грн. Учитывая тенденцию 2020 г. к существенному сокращению потребительского спроса и, соответственно, импорта, столь значительное увеличение поступлений от НДС (на 10%) выглядит явно завышенным и может быть реализовано лишь в условиях роста энергоносителей на мировом рынке. Выполнение доходной части по налогу на доходы физ. лиц тоже под большим вопросом (составляет 14% в доходной части бюджета).
Также, стоит обратить внимание на структуру финансирования расходов бюджета в целом, которая складывается из налоговых и неналоговых поступлений, и кредитных ресурсов. В бюджете 2021 на налоговые и неналоговые поступления приходится 1092 млрд.грн.; на кредиты еще 702 млрд.грн., то есть 40% всех привлеченных в бюджет средств – кредитные, из которых 468 млрд.грн. (66,7% от привлеченных средств) пойдут транзитом на выплату долгов, остальные на финансирование заложенного дефицита бюджета в объеме 246,6 млрд.грн.
Таким образом, эти 468 млрд.грн. ложатся тяжелым бременем на бюджет, а вот привлечение заложенной суммы в 702 млрд.грн. (25 млрд.дол.США по сегодняшнему курсу) выглядит крайне тяжелой задачей. Дело в том, что Министерство финансов уже сейчас начало «пылесосить» ресурсы, располагаемые коммерческими банками и хотя сумма, которую банки хранят в депозитных сертификатах НБУ составляет около 100 млрд.грн. и еще 30 млрд.грн. находятся на корреспондентских счетах, Минфин к концу года планирует привлечь с внутреннего рынка еще приблизительно 50 млрд.грн. (в декабре 2020 г. привлек 18 млрд.грн.). Учитывая, что в начале года общая экономическая ситуация будет ухудшатся, НБУ навряд ли нарастит денежную массу, в связи с чем ресурс, который коммерческие банки могут ссудить Министерству финансов, будет очень ограничен. Что повлечет за собой рост процентных ставок, а спустя несколько месяцев и сложности с размещением даже коротких ОВГЗ. На внешнем рынке ресурс под короткие евробонды и долларовые ОВГЗ, вероятно, будет доступен, но по мере исчерпывания внутреннего рынка и обострения дефицита бюджета, ставки для Украины там вероятно будут находится на уровне 6%+ в валюте.
В любом случае, даже при условиях продления сотрудничества с МВФ и получения сопутствующего этому фондирования от других международных организаций, привлечь 25 млрд.дол.США в следующем году будет крайне сложно.
Что касается расходной части, то здесь ситуация выглядит не менее драматичной. Поднятие минимальной зарплаты с 6000 грн. до 6500 грн. с января 2021 г. потребует изыскать дополнительно порядка 4 млрд.грн. в месяц, что для Казначейского счета, остатки которого в последние месяцы «вращаются» вблизи 20 млрд.грн., является существенной суммой.
Расходная часть бюджета сверстана таким образом, что в ней практически минимизированы не защищенные ассигнования, то есть та часть которая фактически недофинансируется в периоды «кассовых» разрывов. Это означает, что расходы, не поддающиеся коррекции, будут финансироваться с казначейского счета, поступления на который крайне не устойчивы. В результате чего, осуществление бюджетных платежей по ряду направлений будет тесно увязано с переносами и отсрочками – статьи расходов, связанные с выплатой кредитов и различного рода социальных выплат, безопасностью, буду потреблять весь ресурс до остатка. Потребность экстренного финансирования медицинских мероприятий сделает эту тенденцию хронической.
Для бизнеса это означает, вероятное давление со стороны Государственной фискальной службы для получения выплат налогов наперед и значительные отсрочки возвращения НДС (возможно возобновление практики эмиссии НДС облигаций), заморозку капитальных инвестиций, которые ожидаемо должны быть профинансированы из центрального бюджета. На местах себя будут уверенно чувствовать исключительно состоятельные ОТГ. И, что еще следует отметить, такая структура бюджета не оставляет возможности для секвестра, поскольку резать придется социалку или расходы безопасности, поэтому правительство будет стоять перед выбором между девальвацией и реструктуризацией долгов.