§

Неловкое включение ЕС в активную фазу геоэкономического соперничества за Африку

PRISMA ПОДІЙ
В последнюю неделю января 2020 в Африке состоялась огромная встреча делегации членов Еврокомиссии и Комиссии 55 стран Африканского Союза (в формате “college to college”) в Аддис-Абебе. Данная встреча должна была предварять заготовленный на 9 марта выпуск документа «дорожной карты» новой стратегии взаимоотношений по линии ЕС-Африка. По результату встречи Африканский союз дал четкий сигнал Брюсселю: мы ценим ваш интерес, но мы можем сами решить наши собственные проблемы, спасибо.

Пакет предложений и понимания приоритетности проблем и вопросов, привезенные ЕС, не сходились с тем, что Африка ждет от взаимоотношений с внешними игроками. В стратегическом документе от ЕС изложено пять главных приоритетов: зеленый переход и доступ к энергии; цифровое преобразование; устойчивый рост и рабочие места; мирность и управляемость; миграция и мобильность.

Но лидеры Африканского союза явно увидели желание хищной техно-экспансии (в рамках новой европейской агенды зеленых техник и технологий). А приоритетность выставили иначе: безопасность в регионе (к нарушению которой, в их глазах, Западный мир имел отношение давно), и что они сосредоточены на реализации нового Соглашения о свободной торговле на африканском континенте, которое требует огромных инвестиций в развитие инфраструктуры, особенно транспорта. Где пальму первенства держат проекты китайского «Нового Шелкового пути» (New Silk Road) и индийского «Коридора роста Азия-Африка» (Asia-Africa Growth Corridor). И от ЕС ждут вначале инвестпроекты в реальные инфраструктурные и производственные дела. Только за 2000-2014 гг. Китай предоставивил Африке государственные и частные займы на общую сумму $80млрд. в сырьевые отрасли и в объекты инфраструктуры. Но недавно отрезвев в понимании наращивания китайского экономического влияния в Африке, ее члены ждут от ЕС уравновешивающего захода в аналогичном инвестиционном качестве. Под влиянием постепенного отхода ряда стран Африки от ориентации исключительно на ЕС, последний «стремился не конкурировать открыто с новыми акторами в Африке, а искать точки соприкосновения» в сферах обеспечения глобальной и региональной безопасности, кризисного регулирования, контроля над миграцией, решения экологических проблем - но это оказалось провальным подходом.

Африка вместо бывшей колониальной американо-европейсокй вотчинности за последнее десятилетие проявила заметную тягу к регионализму, которая проявляется в активизации интеграционных процессов и на субрегиональном, и на континентальном уровнях (заключенное в 2018 г. соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA) было быстро ратифицировано всеми государствами- членами АС.

Утрачивая поддержку со стороны своих прежних партнеров, они начинают тяготеть к другим «центрам роста», способным (потенциально или реально) обеспечить им определенную устойчивость в условиях быстрых изменений мировой системы. Это не смещение «на Восток», а новая всесторонность при наращивании внутренней сплоченности и континентальной субъектности, что, как оказалось, застало старые западные дипломатии врасплох.

Встречая Макрона, в его большом африканском турне 2019-го, Н.Акуфо-Аддо (президент Ганы) «выступил за независимую Африку, а не Африку, ищущую благотворительности»; он осудил то, что «можно назвать попрошайничеством африканцев во Франции». Отвечая на вопрос журналиста о том, будет ли Франция наращивать «поддержку» африканских стран за пределами своих бывших колоний, Аддо сказал: «Мы не можем основывать политику в наших странах, в наших регионах, на нашем континенте на поддержке, которую хотел бы оказать нам Западный мир, Франция или ЕС. Это не работало вчера, и не будет работать завтра». Он призвал избавиться от менталитета зависимости. Того самого «aid» развития (англ. «помощь») в программе отношений ЕС-Африка. Вместо этого, содружество набирающего интеграционные обороты Африканского Союза выстраивает новую осторожную мультиратеральность Африки в политическом и экономическом срезе отношений, отдавая себе исторический отчет в механике потенциальной ре-колонизации. Именно близорукость в понимании африканской трансформации со стороны ЕС привела к неудачной и даже неловкой поездки Комиссии.

В программе Нового Зеленого Курса и крайних речах главы Комиссии Урсулы фон дер Ляйен Африке уделяется достаточно много внимания, чтобы понять, что в Европе этот континент от внутренней амбивалентности отношения к себе оформился в консенсус как центр будущего внимания в качестве ценного политического капитала и дипломатического драйвера. Саммит ЕС-Африка запланирован на октябрь 2020 в Брюсселе, где лидеры намерены принять новую совместную декларацию о политических целях своих отношений. И у ЕС есть не так много времени на то, чтобы сформировать партнерские инвестиционные предложение-проекты и уйти (хотя бы на время) от поучающего ценносно-нормативного подхода: Новая Африка принимает язык взаимовыгодных бизнес отношений. И заложенный в новую программу ЕС зеленый техно-империализм не реализуем в Африке столь грубым образом.

Перед нами разворачивается активная фаза геоэкономического соперничества за африканский континент.
Made on
Tilda