§

В ожидании проекта Государственного бюджета на 2021г.

PRISMA ПОДІЙ
Начнем с того, что информация, которая просочилась в СМИ относительно параметров будущего бюджета очень скудна. Так, по заявлению Премьер-министра Украина Д.Шмыгаля – государственный бюджет на 2021 г. основывается на среднегодовом курсе 29 грн/$ (в предыдущем бюджете закладывался курс 29,5 грн/$); дефицит гос.бюджета предусматривается на уровне 6% ВВП (в предыдущем, до ковидном бюджете, дефицит закладывался на уровне 2,09% ВВП и был расширен до 8% ВВП); на повышение зарплат планируется заложить 159 млрд.грн. (по-видимому речь идет, в первую очередь, о системе здравоохранения). Но, и в дополнение к этому, ожидаемый экономический рост в 2021 г., по мнению Минэкономики, будет сопоставим с 4,6%, инфляция 7,3% (годом ранее закладывалось 3,3% и 6% соответственно). Выплаты по государственному долгу в 2021 г. будут на уровне 600 млрд.грн. (в предыдущем году закладывались на уровне 438,1 млрд.грн.). Вот, собственно, и все что известно о параметрах нового бюджета.

         Однако даже из этих разрозненных данных можно составить общую концепцию государственного бюджета на следующий год. Итак, начнем с того, что по результатам 2020 г. в Украине ожидается падение экономики на 6%, что в номинальном измерении будет компенсировано таким же уровнем инфляции в 6% по результатам года. То есть, номинальная экономика, которая берется за основу при подсчете денежных потоков, остается на нуле. Таким образом, уровень доходов общего фонда государственного бюджета в 2020 г. будет сопоставим с 2019 г. В свою очередь, ожидаемые номинальные доходы гос.бюджета в следующем году подрастут на уровень сопоставимый (естественно с учетом особенностей экономического мультипликатора) с номинальным ростом экономики в 11,9%. 

Таким образом, в общей структуре доходной части существенных преобразований ожидать не стоит – в преддверии местных выборов правительство не решиться на существенные изменения в налоговой базе, хотя о повышении уровня налогообложения неоднозначно заявляли в правительстве. В свою очередь 6% дефицит означает, прежде всего, активную работу по размещению новых облигаций, чему будет способствовать значительный рост золотовалютных резервов страны (который уже достиг довоенного уровня в 29 млрд.дол.США). 

Также увеличению средств находящихся в расположении Минфина будет способствовать взаимодействие с МВФ и ЕС. Однако эти источники очень ограничены и не предполагают возможностей существенного расширения привлечения денежных средств, скорее предназначены для поддержания текущей ликвидности. 

         Доходы от приватизации не стоит рассматривать как направление, которое существенно может изменить общую ситуацию, даже в случае удачного в этом отношении периода, эти доходи не превысят нескольких десятков миллиардов гривен. 

         Что каcается расходной части, то здесь, традиционно, повышения бюджетных ассигнований стоит ожидать в первую очередь для распорядителей, руководство которых имеет наибольший политический вес, а также связанных с большими политическими проектами безопасности. Таким образом, наиболее существенного роста расходов в новом бюджете стоит ожидать по таким распорядителям, как: МВД, Минобороны и Минздрав. 

         Остается интригой изменятся ли с 2021 г. подходы к формированию прожиточного минимума от которого зависят зарплаты чиновников. Цифра, озвученная Д.Шмыгалем в 159 млрд.грн. о повышении зарплат, может как раз касаться внедрения ранее озвученных новых подходов к образованию этого показателя.   

         Естественно, дополнительная часть средств будет использована на обслуживание государственного долга, что означает очередной рост удельного веса этих трат в структуре расходной части государственного бюджета.

         Также, стоит вспомнить об увеличении минимальной зарплаты (с 1 января до 6000 грн., с 1 июля до 6500 грн.), которая хоть на прямую и не касается окладов гос.служащих, но все же обуславливает повышение затрат из гос.бюджета.

         Наиболее существенные преобразования в расходной части  государственного бюджета, наверное, будут связаны с межбюджетными трансфертами, которые последуют за административно-территориальной реформой, окончательно вступающей в силу с середины следующего года.      

         Что касается отношения к капитальным инвестициям и инвестициям развития в Бюджете 2021 (здесь, по-видимому, в фокусе остается строительство дорог), то характеризуя их уместно привести цитату из Меморандума МВФ (от 02.06.2020): «Любое перевыполнение доходной части будет использовано для уменьшения государственного долга, погашения задолженности, увеличения инвестиций в инфраструктуру или для повышения социальных выплат для улучшения уровня жизни наиболее уязвимых слоев населения». 
Made on
Tilda