§

ЦЕНА ПРЕДВЫБОРНОЙ ИНТЕНЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА «ДОСТИЖЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ В УКРАИНЕ» ОТ ПРЕЗИДЕНТА

PRISMA ПОДІЙ
Совсем недавно В.Зеленский подал в Верховный Совет законопроект № 3963, предполагающий изменения к госбюджету, в соответствии с которыми уровень минимальной зарплаты в стране должен возрасти до 5000 грн. (сейчас минимальная зарплата составляет 4723 грн.) с 1 сентября 2020 г. В дальнейшем, в Государственный бюджет Украины на 2021 г., планируется заложить увеличение до 6000 грн. с 1 января 2021 г. и до 6500 грн. с 1 июля 2021 г. Комментируя это повышение Президент отметил, что «это определенные шаги в направлении действительно цивилизованного уровня жизни в Украине».

Увеличение номинальных доходов людей, в украинском политикуме, всегда считалось делом благодарным, ведь только так существенная часть населения, в одночасье, ощущает хоть какую-то связь между риторикой высшего руководства страны и реальным положением дел. Ну, а под выборы можно еще и рейтинг собственной партии «подпереть». 

За кадром остается ряд вопросов, связанных с банальными: где взять и как это повлияет на макроэкономическую ситуацию страны в целом? 
Исходя из объяснительной записки, сопровождающей указанный законопроект, на увеличение минимальной заработной платы необходимо дополнительно изыскать суму в 4 млрд.грн. По большому счету сума не значительная, однако, учитывая недобор по доходной части государственного бюджета в первом полугодии 2020 г. в 38 млрд.грн., все же такое увеличение выступает фактором дополнительного напряжения системы государственных финансов. 

Вместе с тем, люфты для маневра у Министерства финансов имеются – вероятно, в августе доходы в бюджет будут выравниваться в результате наращивания импорта в преддверии начала нового бизнес-цикла – что повысит доходы от импортных пошлин и ПДВ. Возобновление сотрудничества с МВФ открыло возможности получения кредитов от Всемирного банка (700 млн.дол.США) и от ЕС (1,2 млрд.евро) до конца года. Плюс по результатам 2020 г. по оценкам НБУ профицит платежного баланса страны составит 1,5 млрд.дол.США, что открывает возможность для монетарных послаблений и, соответственно, возможности для безопасного кредитования правительства со стороны НБУ. Да и золотовалютные резервы Украины достигли (28,8 млрд.дол.США) довоенного уровня середины 2012 г.
Более не однозначная ситуация с местным уровнем, на бюджетах которых также скажется пересмотр минимальной зарплаты. Ведь расходы на основной персонал учреждений образования и медицины финансируются за счет местных бюджетов, также, как и работников сферы ЖКХ. А ведь именно эти сотрудники часто получают минимальную зарплату. Что, соответственно, вызовет недовольство со стороны представителей местной власти, особенно на экономически слабо развитых территориях. 
В свою очередь, такие изменения будут иметь ограниченный эффект на бизнес, поскольку изменения в несколько сот гривен на человека будут рассеяны между сотнями тысяч предприятий различного размера и формы собственности.

Но самое главное, что такое поднятие минимальной зарплаты происходит на фоне общего ухудшения структуры экономики, отсутствия роста эффективности труда и относительно низких цен на нефть в мире. Наращивание доходов населения без соответствующей экономической основы, означает создание предпосылок для бюджетного кризиса и дефицита платежного баланса, обесценивания национальной валюты. 

Одно только повышение мировых цен на нефть может обусловить возвращение платежного баланса в отрицательную зону, не говоря уже о предстоящих возможных трудностях получения финансирования со стороны МВФ по причине невыполнения условий ограничения бюджетного дефицита (в 3% ВВП).  
Повышение благосостояния населения является важнейшей задачей президента и правительства, однако оно должно исходить из качественных экономических преобразований, а не из административных слабо обоснованных решений. 

Made on
Tilda