Наконец, мы решили уточнить протяженность нашего маршрута… - 150 км. Дело в том, что залив, который обычно замерзает и на противоположной стороне которого (условно прямо на север от Лонгйира) находится законсервированный/брошенный советский шахтерский город Пирамида, в этом году остался разверзшим. От того привычный снегоходный маршрут сменился на иной: длинный, вытянутый вдоль изрезанного берега. Приблизительные подсчеты показали, что перед нами предстоит задача проехать 80 км. через Плато Ломоносова (огромный ледяной купол, расположенный в восточной части острова Западный Шпицберген). Именно к нему пролегал извилистый спуск, на вершине которого мы в последний раз расслаблено остановились передохнуть. Заранее уточню «удобство» взаимного расположения на снегоходе: Паша за штурвалом, на мне ружье и рюкзак за спиной, за этим всем добром, занимая половину места второго наездника, закреплена канистра с топливом. В связи с чем, я сижу четко полубоком, «водитель» же находится в столь же неудобном, ограниченном для управления, положении "нежно прильнув к рулю"
Первое, чем нас встретил Ломоносов, был конечно же активно уплотняющийся с каждым километром туман. Уже через час видимость упала до одного метра. Скорость постоянно пытались поддерживать на уровне 50-60 км/час. Если кто-то думает, что роль пассажира - напевать песни и любоваться окружающим пейзажем, то тот видимо никогда не ездил вдвоем на снегоходе в туман. Пробиваясь сквозь «молоко», очень трудно оценить вертикальный или же горизонтальный градус уклона. Наша максимальная нагрузка на снегоход делала его весьма неустойчивым, посему моей активной работой было постоянное смещение массы (что-то в духе парусного спорта, с вывешиванием тела в противоположную от крена сторону). С течением времени данные телодвижения уже выработали автоматизм: наша команда сработанно выполняла свои прописанные каждому роли.
Ориентация в пространстве быстро потерялась, все было однотонно белым: порою то что казалось горизонтом, было лишь началом склона очередного подъема. Единственным ориентиром в пространстве оставался навигатор (чья длительность работы от полного заряда тоже была для нас загадкой, а выбранные для запаса батарейки не факт, что могли подойти - хотя во многом наше выживание зависело именно от него). Внезапно туман резко сменил цвет на слегка желтоватый оттенок; мы лихо промчали, чуть не влетев, мимо большой туристической группы, которая судя по всему решила развернуться из-за погодных условий. У нас же почему-то ничего в голове не промелькнуло на счет такого варианта: останавливаться нельзя, только вперед. Хоть определенное напряжение, уже далекое от туристическо-приключенческого настроя, где-то там…появилось. Через час, два (нахождение в абсолютно «белой комнате» не дает вам возможности внутренне ощущать время по определенным событиям ибо есть лишь скорость, туман и пустота) усилился ветер и пошел мелкий, остервеневший снег. Очень быстро все, что было на нас одето или просто составляло наш материальный инвентарь - покрылось ледяной коркой. Ружье замерзло напрочь и позднее уже шутили, что в таких обстоятельствах нам «Осталось только внезапно налететь на медведя. Было бы очень весело. Только руками и отбивайся». (Хотя сценарий, ибо времени бесконечно, подобного я в голове и отыгрывал, пытаясь сообразить как быстро смогу добраться до патронов в нагрудном кармане). Если Павел был хоть слегка защищен лобовым стеклом (что я оценю лично на обратном пути, поменявшись на время прохождения Плато), то я же как пассажир был вынужден протирать защитную маску от инея буквально каждые 5 минут. Снег забивал лицо с такой силой, что оставалось лишь, постоянно склоняя голову, высматривать «под ногами» лыжню. Буквально радуясь очередному равнению с «рельсами». Ибо это значит, что мы, хоть и не зная где и куда, но движемся в сторону, где человек уже пробирался.
Капля веселья. Внезапно мы перевернулись…..Какое-то время, продолжая лежать, мы без устали громко смеялись - ибо это вот прям то, чего нам не хватало. И тут, впервые встав на ноги, мы взаправду ощутили, что длительное, почти неподвижное сидение на холоде отбирает уйму сил. За каждым моим шагом следовала отдышка и желание постоять и перевести дух. Или монотонность, или усталость в перемешку с дезориентацией в пространстве, но возникло четкое ощущение временной небольшой умственной отсталости. Ты это ощущаешь в себе, напарник это видит в тебе, а ты в нем. Наконец, собравшись с силами, мы решились перевернуть тяжеленный снегоход обратно на «лапы». Первая и вторая попытки увенчались неудачей и потерей кучи сил. Я лично (напарник внешне был намного бодрее) ощутил желание просто полежать на снегу минут 20, спрятавшись за снегоходом от усиливающего ветра с вьюгой. Как подумал, так и испугался легкости своего этого и желания, и решимости. Мысль, что я тут не один, быстро вернула к реальности. Связи нет. Встретить человека и помощь можно лишь, если вернешься домой или доедешь до конечной цели. Шанс встретить кого-то по дороге также разбивается об метровую видимость. Тут и другого человека не окрикнешь в пяти метрах. О чем может идти речь, когда еще для тебя все перебивает рев снегохода. Все только в твоих, наших руках. Предельная беспомощность и в тоже время абсолютное понимание того, что такое есть «твоя жизнь в твоих руках». Переждать нельзя, пересидеть нельзя. Либо действуешь и находишь нужные силы и порядок действий - либо сладкий и холодный сон, но уже вечный…. Наконец смогли перевернуть нашего «коня» на ноги и по новой закрепить сноуборды с канистрой. Естественно, для пущей нашей бодрости, снегоход отказался заводиться (карбюраторы заливает при перевороте). Трогаться можно было лишь выжимая газ. Как то запрыгнув на ходу - мы помчали дальше...Легко, стремно, безразлично.
Уже сверяясь с часами приходило осознание, что едем мы неоправданно долго. Вроде бы и скорость средняя должна бы была нас вывести через "картографическое" расстояние всего за пару часов. Но дорога все продолжалась и продолжалась. Совершенно загадочным образом, на протяжении часа или более навигатор начал сходить с ума: рисуя кругами наш маршрут, хоть мы и ехали прямо. Может геомагнитная аномалия или просто юмор природы, но именно этот эпизод и посеял в нас максимальную тревогу. Маршрут был заранее проложен с учетом резких спусков и возможных провалов или крупных камней. Закройте глаза на скорости 50 км/час и скажите себе, что совершенно спокойны! В часе езды нам на встречу наконец проехали первые встречные "коллеги": наверняка слегка обескураженные видом двух "туристов" на одном снегоходе, со слегка сьехавшими в сторону (касаясь земли порою) сноубордами. Снег перестал падать, а навигатор указывал на оставшиеся "копеечные" киллометры до Пирамиды. Наконец перед глазами начало расскрываться хоть что-то отличное от беспросветного тумана. И только одна мысль: "Эта бесконечность закончилась. Мы почти на месте". Чаю бы...