Пандемия и последующий спад мирового спроса подтолкнули начавшийся в середине 2000-х годов переход Китая к новой модели экономического развития. В 2006 г. внутренний спрос впервые стал вносить больший вклад в прирост китайского ВВП, чем экспорт. Однако эта смена скорее похожа не на подъем на лифте на более высокие этажи, а на движение по лестнице, когда одна нога всегда на ступеньку, а то и на две ниже другой.
Основные черты прежней, "традиционной" модели (поскольку аналогичные действия мы могли наблюдать в Японии, Южной Корее, на Тайване): экспорт товаров; иностранные инвестиции и технологии; масштабные государственные инвестиции и дешевая рабочая сила; а также решающий вклад экспорта в прирост китайского ВВП.
Характерные черты новой модели: экспорт капитала (то есть на смену вывозу товаров приходит вывоз инвестиций); растущая стоимость рабочей силы в передовых секторах экономики; ставка на собственные технологии — при сохранении международного технологического сотрудничества, а не просто заимствований; расширение внутреннего потребительского спроса. По аналогии с японской парадигмой Акамацу (летящих гусей) теперь уже "китайские гуси" летят сначала из более развитых восточных провинций Китая в менее развитые западные, а потом и в менее развитые страны. При этом роль государственных инвестиций в развитие инфраструктуры и поддержку бизнеса в кризисные периоды сохраняется.
Внутренний спрос постепенно становится основой роста при сохранении значительной роли экспорта, но уже не только и не просто товаров и капитала, а технологий и современнейшей инновационной продукции (например, технологии связи пятого поколения — 5G). Этим изменениям модели развития экономики соответствуют своя идеология и внешняя политика. Для первого варианта, начавшегося в эпоху Дэн Сяопина, — теория "социализма с китайской спецификой". Для второго — при Си Цзиньпине — "социализм с китайской спецификой в новую эпоху". Вместе с тем рынок и открытость сохраняются в качестве краеугольных камней стратегии развития. Монополия КПК на власть тоже. Но главное — это изменение внешнеполитического и экономического поведения, что стало одним из главных отличий новой модели.
Чтобы осуществлялся рост китайской экономики, для первого этапа было достаточно установки на использование внешнего мира. В современных условиях этого мало, и на смену приходят цели обеспечения китайского мирового лидерства на основе инвестиционной и технологической экспансии.
Тезис о необходимости "скрывать возможности и держаться в тени" характеризовал первую китайскую модель. Сегодня речь идет об укрепление глобальной роли КНР — концепции формирования "сообщества судьбы человечества" с Китаем как одним из его лидеров по умолчанию. Изменяются и инструменты реализации новой внешней стратегии. Раньше это были задачи улучшать отношения прежде всего с соседями, не ссориться с великими странами. Сейчас — китайская инициатива "Один пояс, один путь" (далее — "Пояс и Путь") и ее составляющие: Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI в. и варианты их стратегического соединения через ЮВА и Южную Азию (Пакистан, Мальдивы, Непал, Шри- Ланку — в обход Индии).
При этом в качестве своего рода элемента преемственности двух моделей сохраняется главное противоречие Китая между, с одной стороны, рыночной экономикой, развивающейся по капиталистической логике, по логике работы капитала, по правилам рынка, а не дореформенной системы планового распределения материальных ресурсов, с другой — социалистической политической системой под монополией КПК на власть, не допускающей идейного и политического плюрализма. Иначе говоря, по-старому "доброму варианту" с противоречием между капиталистическим базисом и социалистической политической надстройкой.
Внешнеполитическое измерение этого противоречия видится в том, что Китай для Запада экономически является условно "своим", то есть хотя и жестким конкурентом, но действующим по рыночным правилам, выполняющим глобальную роль мировой фабрики и одновременно "черной дыры" платежеспособного спроса. А идеологически и политически — "чужим", "коммунистическим". В моменты обострения экономической конкуренции, как, например, в случае борьбы за рынки технологий 5G, тема политики и идеологии с точки зрения базовых ценностей "чужого" Китая неизбежно обостряется.
В 2020 г. Китай столкнулся именно с таким двойственным подходом Запада в рамках военной терминологии в сфере противоракетной обороны — опознавательной системы "свой—чужой". Пекин обозначил себя как важнейшего конкурента Запада на новейших рынках инноваций, и фактор политически "чужого" стал использоваться последним против экономических интересов КНР. Если продолжить образные сравнения, то с Китаем стали играть по-иному — по правилам американского футбола, а не пинг-понга, привычным для него.
И здесь обозначились новые вызовы и угрозы для китайской новой модели, важнейшей частью которой в плане целеполагания является глобальное лидерство. Китай как лидер по устремлениям должен предложить миру не только свои экономические, инвестиционные и технологические возможности, но и приемлемую для большинства стран идею. При этом декларирование одной только идеи —"сообщества судьбы человечества", легко понимаемой — "судьбой по-китайски", политически "чужому" Пекину оказывается недостаточно. Перед Китаем встает новый стратегический вызов: как быть лидером в рыночной демократии без демократии в понимании мировых лидеров, хотя и с рынком?
Любопытно, что в самом конце 2020 г. в гонконгской прессе появилась статья на тему китайского лидерства, в которой использовался термин из американского футбола — fumble, когда нападающая команда роняет мяч, а защищающаяся его подхватывает и переходит в атаку [1]. Главная идея статьи состоит в том, что при Д. Трампе США потеряли мяч глобального лидерства, но Китай не смог его поднять.
Вызов Пекину состоит и в том, что поиск новой модели развития для мира рассматривается им в контексте новой модели развития для КНР. И, следовательно, превращается в вызов самой модели развития. Кризис, связанный с пандемией, и последовавшее падение мировой экономики обострили этот вызов. В последней редакции нового XIV плана социально-экономического развития КНР на 2021—2025 гг. акценты несколько подправлены [2]. На первые позиции выдвигаются задачи качественного расширения внутреннего спроса. Задачи внешней экспансии и лидерства не снимаются, но на время ставятся в большую, по сравнению с исходными наработками, зависимость от экономического восстановления.
При этом для экономического восстановления у Китая, как представляется, есть основания, главными из них является более чем 400-миллионный средний класс. Его действительно растущие потребности, диктуемые новой инновационной экономикой, видятся практически безграничными.
Но если на вызовы увеличения спроса Китай безусловно ответит, то с вызовами, связанными с притязаниями на лидерство, дело обстоит сложнее. Здесь варианты ответа предстоит искать, связывая их не только с корректировкой новой модели развития, но и с развитием самой КПК — с развитием ее идеологического и творческого потенциала.