По теме включении части сфер своей жизни в глобальную систему социокультурной коммуникации в кибер-пространстве ранние миллениалы, в отечественных трансформационных реалиях, были еще на ролях догоняющих (в сравнении с нынешними подростками 15+). Выходящие же на авансцену общественной жизни «зеты» представляют собой уже совершенно иной тип: их жизнь от ранних лет сопряжена с перманентным «гаджетовым» само-протезированием и жесткой последующей связкой с цифровой виртуальной средой, ставшей неотъемлемым пространством социализации, внешней памятью и делегированной во вне средой познавательного процесса. Подобная тотальная технологизированная интервенция в систему формирования социо-биологического индивида, способа и характера социального обмена привела к серьезным и далеко идущим последствиям. Глобальный цифровой эксперимент над человеком начинает проявлять первые пагубные последствия. Взгляд на который позволит нам понять специфику и потенциалы этого нового поколения.
В последние годы ряд западных экспертов зафиксировал взрывной рост психических расстройств среди новых подростков[5]. Что в научной публицистике получило отклик в виде означающего стигмата, обращенного к поколению Z - «cуицидальное поколение» или поколение несогласия с реальным миром.
Особенность психо-биологических процессов созревания подростка в любой из известных исторических эпох предполагает присутствие явления чувства случайного стресса, будь то в отношениях со сверстниками, своими родителями или из-за романтических отношений. Нелегко обнаружить человека в данном возрасте, который однозначно вам не подпишется под этим. Все из-за того, что стрессовость отношений является нормальной частью развития подростка. У этого есть естественное объяснение. В период активной фазы действия биологических процессов, сопровождающих половое созревание, природные системы, ответственные за реакцию на стресс, претерпевают быстрые изменения, что делает подростков более реакционными на стрессовые факторы по сравнению с детьми или взрослыми. Им также труднее успокоить свое тело по сравнению с детьми или взрослыми. Таким образом получается отличный рецепт для интенсивных чувств стресса. Привычной, до некоторых пор, нормой была способность относительно беспроблемно со стороны подростков с этим справляться. Также известно, что определенный малый процент подростков переживают выходящую за норму интенсивность реакции на стресс, приводящее к фактам повторяемых суицидальных мыслей и вспышкам девиантного поведения после стрессовых ситуаций. До поры внедрения в нашу жизнь интернета, процент таких случаев был стабилен, но низок. Это явление было скорее редким исключением. Хотя его и часто преувеличенно подсвечивали в массовой культуре 90-x и 00-х.
За последние годы был зафиксирован аномальный рост уровня самоубийств среди молодежи в возрасте 10-24 лет (увеличение на 57% в период с 2007-2018 года), как показывают данные, опубликованные американским Национальным центром статистики здравоохранения (свежий
доклад), произошел скачкообразный рост с 7 случаев на 100тыс. населения до более 11. «За период с 2010 по 2015 год количество подростков, переживших большой депрессивный эпизод, возросло на 56 %, а столкнувшихся с серьезным ухудшением психического здоровья — на 60 %.» «Число подростков в возрасте от 15 до 19 лет, совершивших самоубийство в 2015 году, выросло на 46 % по сравнению с 2007 годом, а количество самоубийств, совершенных подростками в возрасте от 12 до 14 лет, выросло за то же время в 2,5 раза. Жуткие цифры.»[5]
В поддержку подобной зарубежной статистики следует прибавить объективный рост за последние годы подростковых самоубийств и их попыток среди украинского молодого поколения. Украинские правоохранители связывают рост числа суицидов в 2020-21 годах с деятельностью так называемых «групп смерти» в социальных сетях, но подобная трактовка является грубым упрощением и не зрит в корень тех психо-биологических трансформаций нового поколения Z, которые делают это возможным и отягощают интенсификацию коллективного психологического кризиса в этой возрастной среде.
Большое депрессивное расстройство, особенно тяжелое, является основным фактором риска суицида. Устоявшейся позицией многих профессиональных психологов постсоветского пространства является утверждение об интенсивных процессах «омоложения» клинической депрессии. XXI век и так принято называть веком депрессии и для остальных поколений, а подростковая реакция на ее основания дает нам ключ к ответу на вопрос о причинах столь масштабной психической несостоятельности.
Проблема сосредоточена в трансформирующейся системе социального обмена: колонизация жизненных миров киберкоммуникативными технологиями с формированием в среде миллениалов и «зетов» устойчивой формы киберкоммуникативной зависимости (cyber-relational addiction). Эта зависимость подразумевает образование определенными техниками и технологиями психологической зависимости и когнитивного переустройства в отношении восприятия и взаимодействия с содержанием цифровых интерфейсов, подключенных к общей глобальной виртуальной среде социального обмена. Которая построена изначально на принципах извлечения прибыли, хотя и монополизировало ради этого сферу опосредования человеческих отношений (о чем речь будет идти в Разделе 3).
Виртуализация социальной самопрезентации при индивидуалистическом типе
культуры (в сетевом поведении присуще на данный момент как «западным», так и «юго-восточным»
Z) усугубила присутствие экономической логики конкуренции в сфере коммуникации.
«…люди пишут в Интернете только о своих успехах, поэтому многие подростки даже не догадываются, что их друзья тоже совершают ошибки. Они просматривают чужие странички в социальных сетях и начинают чувствовать себя неудачниками. Если бы они больше общались лично, они бы поняли, что все люди время от времени сталкиваются с проблемами и совершают ошибки. В ходе одного исследования было установлено, что чем чаще студенты пользовались Facebook, тем чаще они страдали депрессией, но только в том случае, если они завидовали другим пользователям.»[5]. Механика геймифицированного поощрения и наказания как стимулов потребления, присутствующая в алгоритмической механике виртуальных социальных сетей, создала идеальный инструмент поддержания перманентного невроза «несоответствия» среди подростков (ключ разрешения которого зашит в «25 кадре» потребительских стратегий), но это не оставило без внимания и более старшие поколения, которых получилось в полную меру включить в среду новой механики виртуальной коммуникации. Поколение Z стоит на грани самого разрушительного кризиса психического здоровья, с которым только сталкивалась молодежь за последние несколько десятков лет. «Цифровая среда коммуникации предоставляет условия безопасных экспериментирований с идентичностью, что является идеальной и желанной средой приложения коммерческих усилий: потребительская корзина материального обрамления каждой новой идентичности за жизненный цикл человека серьезным образом увеличивает как объём индивидуального потребления, так и расширяет доступ на рынке их предоставления большему числу экономических субъектов (производителей товаров и услуг).»[23] Артиллерийская медийная атака в СМИ и на глобальных медиа площадках, предоставляющих культурный «контент», в большей степени нацелены именно на это. Раскрутка общезначимой важности тем гендера, идентичностей, свободы морали - вопросы не «идеологии свободы» и «геокультурных войн», а является коммерческим инструментом колонизации жизненных миров нового поколения с целью завоевания новых ниш потребления/производства.
Итогом стал следующий набор внешних поведенческих феноменов поколения поздних миллениалов и Z, которые уже сегодня фиксируются как полевыми исследованиями в школах[пример:6,7], так и национальными социологическими промерами[пример:14]:
1)
Чрезмерная забота об своей «эмоциональной безопасности», что включает в себя уклонение от любого потенциально негативного опыта. Это связано в первую очередь с перекладывания логики-механики социальных сетей, внутри функционирования которых выстроен особый механизм удержания внимания пользователя, путем эксплуатации только позитивных ответных на контент эмоций. Что привело к феномену «информационных пузырей», которые ограждают человека от мнения, не совпадающего с его собственным, которое таким образом легко поддается внешнему привнесению. «
Очевидным недостатком нашей онлайн-культуры является то, что социальные сети объединяют в основном друзей и близких родственников. Люди привыкают общаться со своими единомышленниками и отгораживаются ото всех, кто не согласен с их мнением, что приводит к еще большей поляризации».[5] Формирование детско-подростковой психики при подобном закрытии от «конфликта с внешним миром» приводит к нарушению одной из ключевых функций взросления и социализации - умения со-творения компромисса мнений и общего знания, интегративности в коллективную культуру совместной деятельности. Подросток таким образом не защищен от тотального переключения себя из реального общественного содержания в национальном пространстве на виртуальную имитацию механики общественного в глобализированной киберкоммуникативной
коммерческой среде. В которой он «лепиться» на этом рынке под потребление и производительные навыки глобального пространства, индивидуализируясь в комфорте виртуального, но выключаясь из потенции к общественной жизни локального. Данное хорошо перекликается с собственными представлениями Z о безопасности — эмоциональная безопасность для них даже превалирует над физической, следовательно, слово становится инструментом насилия. Получается четкая тенденция к формированию условий для ультра-инфантильного запроса на жесткие меры властного обеспечения безопасности индивидуального эмоционального состояния (которым можно высокоэффективно
управлять!). Высокий уровень тревожности и депрессия, при медленном взрослении и помешанность на инклюзивности обернулись извращенными представлениями о безопасности (чего стоит только примеры украинских преподавателей вузов, против которых устраивают травлю за предложение пересмотреть догматические взгляды официальной пропаганды на значимость языка в модерном обществе. На фоне студентов бунтарей, которые участвовали в Революции на граните - это действительно поколенческий разлом - т.е. недопустимое варварство и деградация свободы познающего молодого сознания). Поиск баланса между защитой и свободой слова в будущем приведет к еще большему разобщению Z-тов (айдженеров) и более старших поколений. «
Когда профессора права Калифорнийского университета Ирвайна Говард Гиллман и Эрвин Чемеринский провели с первокурсниками семинар на тему свободы слова, они пришли в ужас от того, насколько охотно студенты поддерживают ограничение свободы, гарантированной первой поправкой. Они поняли, что у них на глазах происходит поколенческий сдвиг: студенты прекрасно знают, какой вред причиняет «язык ненависти», и не понимают, насколько опасны цензура и наказание инакомыслящих. Профессора отметили, что желание ограничить свободу чужого слова может обернуться ограничением свободы твоего слова»[5]
2)
Новое подходящее к взрослой социализации поколение Z не учится терпеливо и глубоко погружаться в изучение важных и сложных тем. Текущее виртуальное пространство интегрировано предоставляет потребление уже готового мира «прожеванной реальности»: подростки не желают сложного пути
познания окружающего мира собственными силами. «Сетевая компетентность» выставляет критерий достаточности для цитатного воспроизводства готового результата. Киберкоммуникативная сеть предложена в качестве унифицированной энциклопедии коллективного информирования - вынесенная во внешний носитель коллективная память (для массового пользователя). В итоге критерием «знания» (девальвируя понятие) становится умение/навык найти и вольно воспользоваться готовой информацией анонимного авторства. Многочисленные эксперты-беллетристы излагают и описывают эту реальность как новую форму прорывной субъектности познавательного процесса человечества, в которой сеть организует людей в качестве единого децентрализованного высокоэффективного познающего субъекта. Но здравый смысл и исключение пропагандистского оправдания (технологий скрытия монополии на знание новообразовавшейся медиакратии) дает нам совершенно противоположную коннотацию обозначенному процессу и его негативным последствиям - начатое закрытие глобального массового проекта просвещения и потеря у нового поколения механизмов желания взросления, независимости и необходимости нести ответственность за социальные действия. Потому что теперь возможно все - это все опишет и оправдает «текст сети». Невозможно знание, выработанное в лично-коллективном взаимодействии с реальностью - есть лишь готовая информация «по аналогии» из чужого виртуального опыта.
Поколение Z втягиваются в цифровой тоталитаризм под свои же этому процессу аплодисменты: само реализуются на правах пассивных потребителей упрощенной суррогатной реальности, в виртуальном меновом выражении - произошло удовлетворение потребительского комфорта в обмен на свободу. Сетевое молодое поколение консервирует примирение с персонализированным готовым «образом реальности», критическое описание которого невозможно в силу отмирания роли со-авторства в познавательной деятельности. «Реальность» и знание о ней в текущей исторической форме реализации кибберкоммуникативной среды массовым образом выстроена как магазин готовых результатов, с применением коммерческого подхода имитации бесплатности.
3)
Поздние переходные миллениалы и новые «зеты» выстраивают коммуникацию, следуя новой логике, которая воплощена в социальных интернет-сетях. Такая коммуникация повторяет структуру и процедуру сложившихся виртуальных (коммерциализированных по принципу своей организации) сред, воплощенных за последние полторы декады существования социальных «сетей». Логика исторических трансформаций которых будет теперь прямо опосредовать коммуникативные структуры повседневности реального живого общения и социального взаимодействия. К примеру, это позволяет сохранять эмоциональный комфорт и экономить ментальную энергию (не проводить процедуру анализа и согласования с собственными представлениями) при взаимодействии с «враждебным» мнением и информацией, противодействие которым осуществляется через сетевой метод «черного списка», «блокирования», «исключения из доступа к общей среде коммуникации». Блокировка «Другого» становится легитимным способом создания «ситуации не-коммуникации». С одной стороны, подобный подход технологически зашит в виртуальное пространство и активно эксплуатируется политическими и экономическими субъектами как высокоэффективный инструмент конкуренции, но, с другой стороны, сами молодые сетевые пользователи активно воплощают его своими действиями, как принцип обращения с виртуальностью и реальностью вне ее. Принцип технологизации потребления общения (как одной из базовых природных потребностей человека) превращает самого субъекта такого общения в товар для другого, легитимирует подобное отношение. Сервисы наподобие «Тinder» интегрируются в повседневные практики как нечто такое же естественное, как и любой другой e-commerce, но отсутствует серьезное публичное критическое осмысления
последствий этого. Сами же всю жизнь взрослевшие только в структурах абсолютно товаризированных («статусных») отношений - не способны изнутри адекватно увидеть катастрофические социальные последствия этого для института семьи, устойчивых взаимоотношений и, как результат, для своего психоэмоционального здоровья.