С начала XXI в. по мере накопления финансовых средств Китай активно инвестирует капитал в зарубежные страны в соответствии со стратегией "выхода вовне" в целях обеспечения доступа к источникам сырья, рынкам сбыта и современным технологиям. Поначалу инвестиции направлялись в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. В последнем десятилетии активно осваиваивались рынки капиталов США и стран ЕС в форме слияний и поглощений компаний. С этой целью была запущена широкомасштабная стратегическая программа Сухопутного и Морского шелковых путей ("Один пояс, один путь"). При этом Пекин не только выступает в качестве организатора проекта, но и обеспечивает основные объемы финансирования посредством созданных Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долл, и Фонда Шелкового пути (ФШП) с уставным капиталом 40 млрд долл.
Выделенные средства позволяют решать задачи, связанные с реализацией инвестиционных инфраструктурных проектов на территории стран — участниц инициативы "Один пояс, один путь". Финансовые ресурсы АБИИ предназначены для инфраструктурных проектов на территории Азии, а ресурсы ФШП предполагается направлять на строительство объектов, расположенных в странах, находящихся вдоль сухопутных маршрутов Шелкового пути. В ходе реализации сухопутных маршрутов должно быть создано "семь поясов": транспортный, торговый, энергетический, научно-технический, аграрный, туристический и информационный. Предполагается, что на выполнение основных задач по созданию инфраструктуры "Пояса и Пути" потребуется 30 лет. Инвестиционные проекты на период до 2027 г. оцениваются в 1 трлн долл. Ряд задач по строительству инфраструктурных объектов в рамках практической реализации "Пояса и Пути" были заложены в плане на 13-ю пятилетку (2016—2020 гг.). В заданиях по разработке 14-го пятилетнего плана (2021—2025 гг.) отмечена необходимость создания условий для глобальной экономической кооперации, активизации инвестиционного взаимодействия и торговли [8].
Все финансируемые в настоящее время в рамках данной инициативы объекты находятся на территории Азии и включают проекты в области транспортной и энергетической инфраструктуры. Часть из них финансируется совместно с международными финансовыми институтами, такими как АзБР, Всемирный банк, ЕБРР. Одновременно Китай стремится реализовать проекты в рамках "Одного пояса, одного пути" на территории европейских стран, однако в ряде случаев наталкивается на противодействие со стороны Еврокомиссии [9, сс. 391-393].
Общий объем накопленных за рубежом прямых инвестиций КНР на конец 2019 г. составил 2099.4 млрд долл. (6.1% мировой доли). По этому показателю он уступает лишь США и Нидерландам [4, рр. 240-241]. Основные вложения были осуществлены за последние 10—12 лет. Максимальный их объем (196.1 млрд долл.) был достигнут в 2016 г. С 2017 г. экспорт капитала стал ограничиваться в целях предотвращения его незаконного вывоза в рамках борьбы с коррупцией, а также поддержания валютных резервов на уровне 3 трлн долл, и стабильного курса юаня. В результате объем китайских ПИИ снизился до 117.1 млрд долл. (табл. 1).
Гонконг сохранил за собой место ведущей территории привлечения китайских инвестиций с материка (более половины их объема). В последние годы отношение к ним в мире заметно ужесточилось: многие сделки по слияниям и поглощениям в США и государствах ЕС были отклонены, а в некоторых развивающихся странах (Малайзии, Шри-Ланке) реализуемые инвестиционные соглашения были пересмотрены по требованию местных властей.
Сроки снятия ограничений на вывоз капитала, прежде всего на трансграничный поток краткосрочных портфельных инвестиций, отодвигаются. В Китае хотят быть уверенными в обеспечении стабильности экономики при неконтролируемых перетоках капитала. Текущий циклический кризис мировой экономики, совпавший с распространением пандемии коронавируса, пока не дает возможность провести либерализацию в этой сфере.