Внешняя конъюнктура глобализированных рисков целостно проявит состоятельность и жизнеспособность множества социальных систем в их текущих конфигурациях, разрушая общества слабые и зависимые, принуждая искать для себя новые внутренние и внешние формулы безопасного развития.
В новый 2022-й год Украина влетает в состоянии катастрофического социально-экономического положения. Вызовы и заключенные в них проблемы стратегического характера, накапливаемые за предыдущие 30-ть лет трансформационных рыночных преобразований, создали критическую массу разрушительного характера. Все это катализируется беспрецедентным для украинской истории институциональным кризисом власти. Острые текущие проблемы, решение которых имеет витальное значения для воспроизводства социально-экономической системы Украины в ее нынешнем status quo – получают в качестве ответа неадекватные, губительные управленческие решения или попросту игнорируются. Способность решить данный комплекс проблем – тотальная проверка на жизнеспособность всей социально-политической модели Украины в ее нынешней форме. Трофейная модель национального капитализма и рентный характер государственного аппарата своей внутренней и внешней политикой, требуемой для их воспроизводства, окончательно исчерпали весь тот ресурс, который нужен для поддержания базовых систем безопасности жизни: от сферы здоровья, до элементарного тепла в доме и доступа к электричеству.
Если в 2022-м году описываемые проблемы будут отложены на «потом», перед Украиной надолго закрепится перспектива «темных времен», потому что станет невозможным безопасное развитие (!).
1. Война и «украинский мир». Война на Донбассе ускорила внутренний раскол на локализованный «украинский мир» и фрагменты «русского мира». В 2021-м непризнанные ДНР и ЛНР заявили доктрину «Русский Донбасс», в которой определили себя как «новые русские национальные государства». Этот переход означает, что даже при самом оптимистичном исходе переговорного процесса будущие донбасские автономии в составе Украины будут претендовать и на особый социокультурный (цивилизационный) статус.
По существу дела, в 2022 году будет достигнута определенность с судьбой Донбасса: либо особые автономии (федеральные/конфедеральные отношения) в составе Украины, либо – дрейф и оформление отношений с РФ и новым союзным государством. Третий вариант невозможен. Во многом это зависит от скорости и успешности начавшегося переговорного процесса между РФ и США, ЕС, НАТО о будущем системе безопасности. Многосторонний компромисс открывает возможности и для компромисса в Украине. Оформление раскола на враждующие блоки делает компромисс невозможным.
Сохраняется потенциальная возможность фронтального вооруженного конфликта Украины и РФ, но для большинства заинтересантов такой ход событий является источником глобальной угрозы и будеткупироваться всеми возможными средствами, вплоть до политического вмешательства во внутренние дела Украины.
Слабость Украины – в отсутствии внятной и доктринированной позиции в вопросах европейской и глобальной безопасности, несамостоятельность решений, зависимость от внешних переговоров и расчет только на внешнюю помощь в кризисных ситуациях.
2. Энергетическая безопасность. Базовым стратегическим вопросом, краеугольным камнем национальной безопасности, решение которого не терпит промедления, - естественно является вопрос, связанный с энергобезопасностью. Украина - исторически одна из первых стран мира, где нефть начала добываться в промышленных масштабах в мире, добывает около 20 млрд.куб.м. газа, находится на 7 месте в мире по разведанным запасам угля, входит в клуб 32 стран мира имеющих энергетические атомные блоки, имеет достаточно развитую гидро-энергогенерацию, имеет ветровые и солнечные мощности, большой набор разнообразного топлива имеющего местное значение, эксплуатирует межгосударственные нефте- и газо-трубопроводы, имеет электроэнергетические сечения в западном и восточном направлениях. При этом кризисное положение в энергосистеме происходит на фоне и так за последние годы упавшего потребления энергоносителей, особенно в промышленности.
Граждан Украины ожидают двузначная инфляция и рост цен из-за осуществляемой политики тарифов на электроэнергию и газ, завязанной на политику спекулятивной сверхприбыли. На неопределенное время начнет схлопываться вся национальная сетка производителей в сфере легкой и пищевой промышленности, малых и мелких местных производителей. Минимум 50% производств получат убытки в результате значительного увеличения стоимости энергоносителей. Недавно либерализованное трудовое законодательство и нулевая государственная политика секторальной поддержки приведет к невиданным массовым сокращениям либо «временным отпускам». Их деятельность имеет структурное значение для удержания жизни во множестве ново созданных громад, средой стабильных доходов и местных налогов. «Подвисание» этой экономики даже на короткий период обвалит карточным домиком и местную сферу торговли, столкнувшись со схлопывающейся платежеспособностью населения.
Необдуманно взятые на себя, за предыдущий этап «зеленого оптимизма», экологические международные обязательства приведут к ускоренной утрате избыточности национальной электро-теплогенерации. Исключение из инвестиционных планов «украинского угля» сделает невозможным саму перспективу ре-индустриалиазации и даже элементарного бытового комфорта современного человека. В Украине эта тема будет раскалывать общество, станет одним из идеологических маркеров нового общественного разделения - «зеленую повестку» будут отстаивать те группы, которые встроены в глобальные производственные цепочки, а субъекты, зависимые от локальной и национальной экономики, будут усиливать сопротивление ее продвижению. Характер производства энергоресурсов проявит критическую значимость в отношении стабильности жизненного мира масс и это сделает их более чувствительными к этому противоречию. «Анти-зеленое» движения на основе идеи борьбы за контроль над национальными энергоресурсами может приобрести новую социальную основу. Катастрофа в энергетике решаема только! через консолидированные государственно-частные сверхсрочные капитальные инвестиции и новую прагматичную внешнюю политику, переориентированную на национальные интересы.
3. Социальная безопасность. Необузданный рост цен. Следующая проблематика, которая требует особенного внимания – галопирующее повышение стоимости потребительских товаров и услуг в Украине. Внутренняя и внешняя экономическая динамика обусловила двухзначный уровень инфляции по результатам 2021 г. (10%), в 2022 г. рост цен продолжится в ускоренном темпе, разгоняясь энергетическим фактором (внутренние цены газа и э/э). По оценкам отраслевых экспертов практически все составляющие себестоимости в таких сферах как производство продуктов питания, строительных материалов, легкой промышленности и некоторых других имеют тенденцию к повышению. На сегодня инфляция в промышленности побила все исторические рекорды и достигла 57%. Ее огромный разрыв с потребительской инфляцией, станет одной из причин затяжного кризиса на внутреннем рынке. При этом, упускается из виду что составляющая, связанная с оплатой труда едва не единственный компонент сдерживающий рост цен. Что означает ухудшение реальных показателей доходов наименее уязвимых категорий населения. Вдобавок к этому рост цен означает уменьшение конкурентоспособности украинских товаров на рынках и нарастание предпосылок к углубление экономических дисбалансов – компенсация импортом товаров, производство которых за рубежом получает целевую политику помощи, в отличие от брошенных на растерзание неуправляемых обстоятельств национальных производителей: «импортозамещение наоборот» - неспособность конкурировать с импортом по большинству торговых позиций.
Формирование устойчивости макроэкономической системы предполагает внедрение комплексных мер, направленных на расширение экономической многоукладности и повышения эффективности, что ставит вопрос об радикальном пересмотре общего экономического курса страны и ее участии в международных процессах разделения труда, точках экономического роста и пр. Горизонт безотлагательного решения вопроса – год. Национальная энергетическая несостоятельность запускает социально-экономический эффект домино: резкое сокращение и исчезновение доходов у сотен тысяч людей, рост цен, неспособность из-за несимметричной, открытой с импортом конкуренцией возобновить создание рабочих мест и позиций на рынках.
4. Финансовая безопасность - государственный долг. Тесно с выше приведенными аспектами связан вопрос обеспечения жизнеспособности Украинской экономики. Очевидно, что без регулярных внешних валютных «впрысков» в виде макроэкономической помощи Евросоюза, кредитов МВФ и Мирового банка, прочих «экстремальных» финансовых поступлений, баланс государственного бюджета на текущих уровнях не удалось бы свести. Это при том, что состояние дел в пенсионной системе, системе здравоохранения, социальной поддержки заставляет желать лучшего. А от государственных различных выплат зависит порядка 40% доходов населения, что непосредственно влияет на доходы смежных секторов. Таким образом, необходимым является ответ на вопрос: как увеличить независимость государственного бюджета и аккумулировать ресурс для развития в текущих условиях. Второй вопрос, логично вытекающий из вышеобозначенного, с необходимостью предполагает начало радикального диалога с нашими внешними партнерами относительно пересмотра внешних долгов, которые являются экономической удавкой и одним из мощнейших факторов, препятствующих национальному развитию. Какое-либо восстановительное безопасное развитие совершенно невозможно при текущей конфигурации обслуживания внешних обязательств.
5. Автократия. С приходом к власти «Слуг народа» во главе с Президентом Украины Владимиром Зеленским была создана политико-силовая и управленческая машина, которая имеет признаки автократической системы управления. Это проявляется в единоличном принятии всех важнейших политических решений руками одного субъекта власти - Президента. Законодательные функции государства полностью перешли под контроль одной политической силы лидером которой является сам Президент, что дало гаранту Конституции неограниченные законодательные права. Также, имитируя коллегиальность принятия решений об основах национальной безопасности, такой орган как Совет национальной безопасности и обороны, своими по всей видимости антиконституционными решениями, связанными с ограничениями прав и свобод человека, превратился в карательный орган, который управляется одним человеком – Президентом страны. Также, независимая ветвь судебной власти поддалась сперва сокрушительной критике со стороны правящих элит, затем последовало противозаконное давление сперва на судей Конституционного суда, затем на судебные институты административной юрисдикции.
Всё это негативно влияет на развитие демократического пути государства, приводит к нарушениям прав человека и разрушает основополагающие принципы правового государства. Главное – разрушает политический баланс социальных интересов, разрушает двуканальную связь с социально-экономической реальностью. Описываемые выше проблемы которой напрямую связаны с поломанной оптикой институциональной власти. Единоличие разрушает адекватность управленческих решений. Неограниченное влияния президентского института на жизнедеятельность всей страны, при разрушенном автономизме демократического парламентаризма может привести либо к появлению новой персонифицированной диктатуры, либо, после окончательного пирамидального развала государственных институтов, к анархизации страны.
Вместе с тем, идея нового конституционного процесса остается на периферии общественно-политических дискуссий. Эпицентр политической борьбы – не реформация, а перехват власти в ее существующем формате.
6. Правовой нигилизм. За период независимости, неспособность правящих элит выполнять требований нормативно-правовых актов, нигилизм процедур и норм, создало опасный, перманентный по характеру, прецедент радикального недоверия и социальную практику необязательности исполнения каких-либо существующих законодательных норм. Явлением становится практика развитого неформального «института вне законных договорных отношений» между органами управления и гражданами страны, минуя установленные правовые механизмы. «Чёрный лоббизм», коррупция во всей вертикали управления, подкуп и шантаж – это всё результат проводимой политики правящего режима по уничтожению правовых механизмов защиты конституционных прав и неспособности общества к отпору антиправовых действий власти.
7. Дублирование. В сложившийся системе правоохранительных органов Украины возник существенный правовой и функциональный хаос. Совершенно несогласованно создается множество новых органов по обеспечению гражданского порядка, борьбе с коррупцией, экономическими преступлениям. Дублирование функциональных обязанностей, которое вместо того, чтобы повысить качество борьбы с преступностью - создаёт пагубное межведомственное соперничество и накладывание действий и процедур. Издавна соперничество решало проблему лидерства и отбор сильнейшего, но не стоит проецировать такое утверждение на государственные правоохранительные органы, ведь победителя в этом соперничестве нет. Качество правоохранительной системы познаётся в результатах его работы, в том числе правильно проведённом досудебном следствии и как результат прекращении противоправных действий субъектом их совершения и последующим привлечением его к ответственности. Но в условиях дублирования функциональных обязанностей все соревнования правоохранителей по привлечению к ответственности сводиться к вредительству «коллегам», из-за чего качество осуществляемой работы сильно ухудшается. Более того, в такой ситуации выигрывает исключительно правонарушитель, ведь неразбериха в подследственности – это почти стопроцентный путь к его оправданию.
Перед лицом решения этих проблем придётся выбирать между тем, что правильно и тем, что легко.