ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, НУЖНО ОТКРЫТЬ ГЛАЗА:

ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ В 2022 ГОДУ

Strategic Group Sofia


январь 2022 - (под общей редакцией А.В.Ермолаева)
Попытка «убежать» или «закрыть глаза» на существующие проблемы запускает специфический закон «проблемного возмездия»: скорость «бегства» от проблемы обратно пропорциональна скорости, с которой эта проблема вас настигает.

Этот специфический закон действует с неумолимой силой, и особенно болезненно проявляет себя тогда, когда бег осуществляется еще и с «закрытыми глазами», то есть – слепо, со страхами и парализованным разумом.

К жизни в режиме выживания украинцы уже привыкли. «Майданы» и смены политических режимов, война и кризис, бесконечный конфликт государства и бизнеса, социокультурная разобщенность и локализация жизни, социальная аномия как следствие ментальных войн за «историческую память», низкие социальные стандарты стали уже своеобразной нормой этого выживания. То есть – перестали восприниматься как вызов, а скорее – стали органической составляющей самой жизни.

С одной стороны, это свидетельствует о высокой степени выживаемости, живучести общества и его укладов, с другой – сигнализируют о хронической болезни, которая рано или поздно приведет к фатальному исходу самой социальной системы. Имя этой болезни – разрушение институтов государственности, при чем – при наличии раздутой и милитаризированной государственной «машины». Государство словно «отделилось», сепарировалось от самой социальной организации, став тем самым главным внутренним «сепаратистом», который относится к обществу как к собственной многомиллионной внутренней колонии.

В этих условиях обращаться с сигналами и предложениями к государству-сепаратисту – дело бессмысленное и неблагодарное. Остается надежда на способность общественных сил к само-рефлексии и само-организации, к тому, что в старых философских трактатах именовали «народным духом». Возможно, там, в недрах этого самого «народного духа» еще сохранились способности и амбиции к само-излечению. На то и надеемся.

Проблем и вызовов 2022 года для ослабевшей украинской государственности – более чем предостаточно. Предлагаем лишь общий контур и скупой перечень, чтобы если не распахнуть, то – приоткрыть глаза и вверх, и вниз.
Внешний контур проблем и рисков:
1. Многополярность глобального мира.

Напряжение в отношениях ведущих мировых «центров силы» и отсутствие организованного многостороннего диалога о будущем глобальной безопасности, о преодолении последствий экономического кризиса, о будущем мировой валютной системы и пр. может привести к ускоренной локализации мира на новые сферы и зоны влияния, оформленные в военно-политические блоки и финансовые союзы с собственными резервными валютами.

Новые сдвиги и изменения в мировой архитектуре:

- 2022-м заработает Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP) в азиатско-тихоокеанском регионе (2,2 млрд человек население и почти треть ВВП планеты в 26.2 трлн долл.);

- произойдут подвижки с созданием союзного государства на базе российско-белорусского договора. Возможно присоединение к договору ряда государств СНГ, ЦВЕ, возможно – и ряда непризнанных государственных образований;

- вероятна и перезагрузка структур безопасности евро-азиатского макрорегиона (ОДКБ, ШОС) в сторону расширения глобального влияния и трансконтинентальных связей. Во многом это зависит от формата отношений РФ-Китай (партнерство или оборонительный союз);

- возможно укрепление новообразованного военно-политического альянса AUKUS (южно-тихоокеанское «НАТО») за счет стран-членов британского Содружества и военно-политических партнеров США. Ключевой вопрос – позиция Индии, от которой во многом зависит реализации интегративного проекта «Индо-Пасифик»;

- Ожидается принятие новой стратегии развития НАТО. От дискуссии вокруг этой стратегии и ее положений ао многом будет зависеть судьба «стратегической автономии» ЕС и ряда евросоюзовских программ (в частности, PESCO).

Эти и другие процессы не будут ограничены календарным 2022м, но они определят среднесрочную перспективу развития и контуры новой глобальной архитектуры.

Варианты перехода – «новый глобальный шторм» (обусловленный конфликтом и/или жестким противостоянием «полюсов») или коллективный «плавный» переход? Вопрос открыт. Но в любом из вариантов ключевыми условиями не катастрофического развития Украины являются социальнаяконсолидированность, экономическая устойчивость, политическая неконфликтность (власть, внутриэлитные отношения, отношения «центр-регионы»), геополитическая равновесность.

2. Новая идеологическая палитра. Многополярность приобретает и новые идеологические черты. Неолиберализм Брит-Американского мира; социал-демократизм Евросоюза; «новый (конвергентный) социализм», хоть и с «китайской спецификой, Китая; великодержавный патернализм (Россия, Турция); исламские теократии (Иран, Афганистан), «новый «мягкий» национализм» (страны ЦВЕ, страны Балтии и др.) – наиболее выраженные примеры. Но идеологическая палитра будет разворачиваться и дальше, вовлекая в конкуренцию идей и моделей социальной организации страны всех регионов мира. В основе – конкуренция разных моделей социальной консолидации и мобильности, эффективность государства. Идеологическая конкуренция поощряется одними (напр., Китай с идеей «многообразия развития и общности судьбы»), и игнорируется другими (либеральный универсализм БритАмерики). Тяготение Украины к модели «нового национализма» выглядит крайне противоречивым выбором, учитывая слабость институтов государственности и сложное общество.

3. Прозрачная закрытость глобального мира. Глобальная экономика уже не вернется к состоянию «автаркий» и изолированности. Но угроза ограничения свобод глобальности (труд – миграция, капитал – инвестиции, услуги – глобальные коммуникации и торговля прежде всего, товары – кластеризация мировой экономики, взаимозависимость технологий и производственной базы) уже очевидна. Особенно это проявилось в связи с последствиями пандемии короновариса.

Новое геоэкономическое и геополитическое «зонирование» стимулирует создание новых кластеров в производстве и торговле, с ограничениями для конкурентов (торговые барьеры, новая торговая маршрутизация, валютные зоны, …).

В частности, вполне вероятно, произойдет качественное изменение социальной ситуации. Процедуры биомедицинского контроля во многих странах станут новой повседневной нормой, на этой основе произойдет разделение глобального мирового пространства на «здоровое» и «больное». В странах с развитой медицинской системой возможно завершение пандемии. При этом COVID-19 имеет все шансы стать болезнью развивающихся стран с низкими показателями вакцинации населения. Карантинные ограничения уже привели к «вакцинным зонам», сложным процедурам и фильтрам для мигрантов, ранжированию стран на «благополучные» и «неблагополучные». Эти ограничения будут сохраняться, а данные о стране происхождения личному «статусу здоровья» станут, по сути, вторым паспортом и второй визой.

4. В мире увеличится риск войны — торговой, «холодной» и даже «горячей», полномасштабной. Испытания гиперзвуковых ракет, военное освоение космоса и масштабное использование кибер- и био-оружия вызывают все большее чувство незащищенности, поскольку эти технологии изменяют саму суть и подходы к проблеме обеспечения безопасности. Для Украины эта ситуация будет означать усиление сформированного в процессе конфликта социально-политического раздела: на тех, кто поддерживает участие в войне и противников участия Украины в конфликтах на чьей-либо стороне. Но в случае возникновения в отношениях между новыми «полюсными» государствами перспективы перехода к новому мирному режиму сотрудничества, в Украине с необходимостью станет возможен качественный сдвиг к движению за мир, гражданскому диалогу и политике национального примирения. Это создаст условия для перезагрузки повестки политической и культурно-идеологической жизни страны.

5. Мир скатывается к инфляции, нищете и безработице. Из-за новых штаммов коронавируса и постоянных обновляющихся «пандемийных волн», мировая экономика может восстанавливаться намного медленнее, чем ожидалось. На мировую экономику могут повлиять новые локдауны, военные конфликты, свертывание господдержки бизнеса в ряде стран, проседание развивающихся экономик, приход к власти в самых развитых странах ЕС евроскептиков, экономический спад в Китае, а также рост цен на газ. Украина может оказаться в капкане энергозависимости (газ, нефть, ядерное топливо), что станет причиной глубокой депрессии и даже «затухания» реального сектора экономики, и как следствие – рост социального напряжения на социально-экономической почве.

6. По данным ООН (ФАО) мировые цены на продовольствие уже достигли самого высокого уровня за последние десять лет, это станет почвой социальных потрясений, вызванных уменьшением доступа к продовольствию. В Украине заработает рынок земли, но возникнет проблема нормализации социальных отношений в этой сфере. Будет производиться избыточное количество продовольствия на экспорт, но внутренние цены на продовольствие будут расти в условиях дорогих энергоносителей и стагнирующей экономики, поэтому доступ населения к еде уменьшится. Это будет усиливать негативизм в отношении к либерально-рыночному государству и государству (власть). А тема «нового голодомора» может стать одним из идеологических средств системной и несистемной оппозиции.

7. В условиях риска социальных волнений, вызванных ростом цен на продукты питания и энергоносители, а также на фоне быстро растущих цен на сырьевые товары и сложностей с реализаций стратегии углеродной нейтральности в ряде «догоняющих» стран произойдет перенос на будущее инициатив «зеленого перехода», отказа от ископаемого топлива. Ослабятся экологические ограничения на новые инвестиции в добычу сырой нефти и природного газа.
Внутренний контур проблем
Внешняя конъюнктура глобализированных рисков целостно проявит состоятельность и жизнеспособность множества социальных систем в их текущих конфигурациях, разрушая общества слабые и зависимые, принуждая искать для себя новые внутренние и внешние формулы безопасного развития.

В новый 2022-й год Украина влетает в состоянии катастрофического социально-экономического положения. Вызовы и заключенные в них проблемы стратегического характера, накапливаемые за предыдущие 30-ть лет трансформационных рыночных преобразований, создали критическую массу разрушительного характера. Все это катализируется беспрецедентным для украинской истории институциональным кризисом власти. Острые текущие проблемы, решение которых имеет витальное значения для воспроизводства социально-экономической системы Украины в ее нынешнем status quo – получают в качестве ответа неадекватные, губительные управленческие решения или попросту игнорируются. Способность решить данный комплекс проблем – тотальная проверка на жизнеспособность всей социально-политической модели Украины в ее нынешней форме. Трофейная модель национального капитализма и рентный характер государственного аппарата своей внутренней и внешней политикой, требуемой для их воспроизводства, окончательно исчерпали весь тот ресурс, который нужен для поддержания базовых систем безопасности жизни: от сферы здоровья, до элементарного тепла в доме и доступа к электричеству.

Если в 2022-м году описываемые проблемы будут отложены на «потом», перед Украиной надолго закрепится перспектива «темных времен», потому что станет невозможным безопасное развитие (!).


1.
Война и «украинский мир». Война на Донбассе ускорила внутренний раскол на локализованный «украинский мир» и фрагменты «русского мира». В 2021-м непризнанные ДНР и ЛНР заявили доктрину «Русский Донбасс», в которой определили себя как «новые русские национальные государства». Этот переход означает, что даже при самом оптимистичном исходе переговорного процесса будущие донбасские автономии в составе Украины будут претендовать и на особый социокультурный (цивилизационный) статус.

По существу дела, в 2022 году будет достигнута определенность с судьбой Донбасса: либо особые автономии (федеральные/конфедеральные отношения) в составе Украины, либо – дрейф и оформление отношений с РФ и новым союзным государством. Третий вариант невозможен. Во многом это зависит от скорости и успешности начавшегося переговорного процесса между РФ и США, ЕС, НАТО о будущем системе безопасности. Многосторонний компромисс открывает возможности и для компромисса в Украине. Оформление раскола на враждующие блоки делает компромисс невозможным.

Сохраняется потенциальная возможность фронтального вооруженного конфликта Украины и РФ, но для большинства заинтересантов такой ход событий является источником глобальной угрозы и будеткупироваться всеми возможными средствами, вплоть до политического вмешательства во внутренние дела Украины.

Слабость Украины – в отсутствии внятной и доктринированной позиции в вопросах европейской и глобальной безопасности, несамостоятельность решений, зависимость от внешних переговоров и расчет только на внешнюю помощь в кризисных ситуациях.

2. Энергетическая безопасность. Базовым стратегическим вопросом, краеугольным камнем национальной безопасности, решение которого не терпит промедления, - естественно является вопрос, связанный с энергобезопасностью. Украина - исторически одна из первых стран мира, где нефть начала добываться в промышленных масштабах в мире, добывает около 20 млрд.куб.м. газа, находится на 7 месте в мире по разведанным запасам угля, входит в клуб 32 стран мира имеющих энергетические атомные блоки, имеет достаточно развитую гидро-энергогенерацию, имеет ветровые и солнечные мощности, большой набор разнообразного топлива имеющего местное значение, эксплуатирует межгосударственные нефте- и газо-трубопроводы, имеет электроэнергетические сечения в западном и восточном направлениях. При этом кризисное положение в энергосистеме происходит на фоне и так за последние годы упавшего потребления энергоносителей, особенно в промышленности.

Граждан Украины ожидают двузначная инфляция и рост цен из-за осуществляемой политики тарифов на электроэнергию и газ, завязанной на политику спекулятивной сверхприбыли. На неопределенное время начнет схлопываться вся национальная сетка производителей в сфере легкой и пищевой промышленности, малых и мелких местных производителей. Минимум 50% производств получат убытки в результате значительного увеличения стоимости энергоносителей. Недавно либерализованное трудовое законодательство и нулевая государственная политика секторальной поддержки приведет к невиданным массовым сокращениям либо «временным отпускам». Их деятельность имеет структурное значение для удержания жизни во множестве ново созданных громад, средой стабильных доходов и местных налогов. «Подвисание» этой экономики даже на короткий период обвалит карточным домиком и местную сферу торговли, столкнувшись со схлопывающейся платежеспособностью населения.

Необдуманно взятые на себя, за предыдущий этап «зеленого оптимизма», экологические международные обязательства приведут к ускоренной утрате избыточности национальной электро-теплогенерации. Исключение из инвестиционных планов «украинского угля» сделает невозможным саму перспективу ре-индустриалиазации и даже элементарного бытового комфорта современного человека. В Украине эта тема будет раскалывать общество, станет одним из идеологических маркеров нового общественного разделения - «зеленую повестку» будут отстаивать те группы, которые встроены в глобальные производственные цепочки, а субъекты, зависимые от локальной и национальной экономики, будут усиливать сопротивление ее продвижению. Характер производства энергоресурсов проявит критическую значимость в отношении стабильности жизненного мира масс и это сделает их более чувствительными к этому противоречию. «Анти-зеленое» движения на основе идеи борьбы за контроль над национальными энергоресурсами может приобрести новую социальную основу. Катастрофа в энергетике решаема только! через консолидированные государственно-частные сверхсрочные капитальные инвестиции и новую прагматичную внешнюю политику, переориентированную на национальные интересы.


3. Социальная безопасность. Необузданный рост цен. Следующая проблематика, которая требует особенного внимания – галопирующее повышение стоимости потребительских товаров и услуг в Украине. Внутренняя и внешняя экономическая динамика обусловила двухзначный уровень инфляции по результатам 2021 г. (10%), в 2022 г. рост цен продолжится в ускоренном темпе, разгоняясь энергетическим фактором (внутренние цены газа и э/э). По оценкам отраслевых экспертов практически все составляющие себестоимости в таких сферах как производство продуктов питания, строительных материалов, легкой промышленности и некоторых других имеют тенденцию к повышению. На сегодня инфляция в промышленности побила все исторические рекорды и достигла 57%. Ее огромный разрыв с потребительской инфляцией, станет одной из причин затяжного кризиса на внутреннем рынке. При этом, упускается из виду что составляющая, связанная с оплатой труда едва не единственный компонент сдерживающий рост цен. Что означает ухудшение реальных показателей доходов наименее уязвимых категорий населения. Вдобавок к этому рост цен означает уменьшение конкурентоспособности украинских товаров на рынках и нарастание предпосылок к углубление экономических дисбалансов – компенсация импортом товаров, производство которых за рубежом получает целевую политику помощи, в отличие от брошенных на растерзание неуправляемых обстоятельств национальных производителей: «импортозамещение наоборот» - неспособность конкурировать с импортом по большинству торговых позиций.

Формирование устойчивости макроэкономической системы предполагает внедрение комплексных мер, направленных на расширение экономической многоукладности и повышения эффективности, что ставит вопрос об радикальном пересмотре общего экономического курса страны и ее участии в международных процессах разделения труда, точках экономического роста и пр. Горизонт безотлагательного решения вопроса – год. Национальная энергетическая несостоятельность запускает социально-экономический эффект домино: резкое сокращение и исчезновение доходов у сотен тысяч людей, рост цен, неспособность из-за несимметричной, открытой с импортом конкуренцией возобновить создание рабочих мест и позиций на рынках.

4. Финансовая безопасность - государственный долг. Тесно с выше приведенными аспектами связан вопрос обеспечения жизнеспособности Украинской экономики. Очевидно, что без регулярных внешних валютных «впрысков» в виде макроэкономической помощи Евросоюза, кредитов МВФ и Мирового банка, прочих «экстремальных» финансовых поступлений, баланс государственного бюджета на текущих уровнях не удалось бы свести. Это при том, что состояние дел в пенсионной системе, системе здравоохранения, социальной поддержки заставляет желать лучшего. А от государственных различных выплат зависит порядка 40% доходов населения, что непосредственно влияет на доходы смежных секторов. Таким образом, необходимым является ответ на вопрос: как увеличить независимость государственного бюджета и аккумулировать ресурс для развития в текущих условиях. Второй вопрос, логично вытекающий из вышеобозначенного, с необходимостью предполагает начало радикального диалога с нашими внешними партнерами относительно пересмотра внешних долгов, которые являются экономической удавкой и одним из мощнейших факторов, препятствующих национальному развитию. Какое-либо восстановительное безопасное развитие совершенно невозможно при текущей конфигурации обслуживания внешних обязательств.

5. Автократия. С приходом к власти «Слуг народа» во главе с Президентом Украины Владимиром Зеленским была создана политико-силовая и управленческая машина, которая имеет признаки автократической системы управления. Это проявляется в единоличном принятии всех важнейших политических решений руками одного субъекта власти - Президента. Законодательные функции государства полностью перешли под контроль одной политической силы лидером которой является сам Президент, что дало гаранту Конституции неограниченные законодательные права. Также, имитируя коллегиальность принятия решений об основах национальной безопасности, такой орган как Совет национальной безопасности и обороны, своими по всей видимости антиконституционными решениями, связанными с ограничениями прав и свобод человека, превратился в карательный орган, который управляется одним человеком – Президентом страны. Также, независимая ветвь судебной власти поддалась сперва сокрушительной критике со стороны правящих элит, затем последовало противозаконное давление сперва на судей Конституционного суда, затем на судебные институты административной юрисдикции.

Всё это негативно влияет на развитие демократического пути государства, приводит к нарушениям прав человека и разрушает основополагающие принципы правового государства. Главное – разрушает политический баланс социальных интересов, разрушает двуканальную связь с социально-экономической реальностью. Описываемые выше проблемы которой напрямую связаны с поломанной оптикой институциональной власти. Единоличие разрушает адекватность управленческих решений. Неограниченное влияния президентского института на жизнедеятельность всей страны, при разрушенном автономизме демократического парламентаризма может привести либо к появлению новой персонифицированной диктатуры, либо, после окончательного пирамидального развала государственных институтов, к анархизации страны.

Вместе с тем, идея нового конституционного процесса остается на периферии общественно-политических дискуссий. Эпицентр политической борьбы – не реформация, а перехват власти в ее существующем формате.

6. Правовой нигилизм. За период независимости, неспособность правящих элит выполнять требований нормативно-правовых актов, нигилизм процедур и норм, создало опасный, перманентный по характеру, прецедент радикального недоверия и социальную практику необязательности исполнения каких-либо существующих законодательных норм. Явлением становится практика развитого неформального «института вне законных договорных отношений» между органами управления и гражданами страны, минуя установленные правовые механизмы. «Чёрный лоббизм», коррупция во всей вертикали управления, подкуп и шантаж – это всё результат проводимой политики правящего режима по уничтожению правовых механизмов защиты конституционных прав и неспособности общества к отпору антиправовых действий власти.


7. Дублирование. В сложившийся системе правоохранительных органов Украины возник существенный правовой и функциональный хаос. Совершенно несогласованно создается множество новых органов по обеспечению гражданского порядка, борьбе с коррупцией, экономическими преступлениям. Дублирование функциональных обязанностей, которое вместо того, чтобы повысить качество борьбы с преступностью - создаёт пагубное межведомственное соперничество и накладывание действий и процедур. Издавна соперничество решало проблему лидерства и отбор сильнейшего, но не стоит проецировать такое утверждение на государственные правоохранительные органы, ведь победителя в этом соперничестве нет. Качество правоохранительной системы познаётся в результатах его работы, в том числе правильно проведённом досудебном следствии и как результат прекращении противоправных действий субъектом их совершения и последующим привлечением его к ответственности. Но в условиях дублирования функциональных обязанностей все соревнования правоохранителей по привлечению к ответственности сводиться к вредительству «коллегам», из-за чего качество осуществляемой работы сильно ухудшается. Более того, в такой ситуации выигрывает исключительно правонарушитель, ведь неразбериха в подследственности – это почти стопроцентный путь к его оправданию.

Перед лицом решения этих проблем придётся выбирать между тем, что правильно и тем, что легко.
~
Made on
Tilda