На первой фазе институты имеют такой характер, который позволяет обеспечивать преимущество производства и распределения на основе мобилизационных практик – поэтому во всем мире в этот период формируются «мобилизационные государства» и возникает соответствующая (предполагающая конфликт и борьбу за мобилизацию ресурсов), атмосфера международных отношений. На второй фазе глобального цикла доминируют социальные процессы и институты, которые обеспечивают преимущество потребления и обмена – соответственно, формируются «демобилизующие государства» и атмосфера международных отношений, предполагающая сотрудничество в расширении возможностей обмена и потребления.
На этом цикл глобального капитала исчерпывается и возникает необходимость начала нового цикла. Этот момент исторически переживается как революционный кризис – сложившиеся прежде формы потребления и обмена теряют свою прежнюю основу в развитых на первом этапе конкретных формах производства и распределения. Возникает историческая необходимость и потребность в переходе к новым формам производства и распределения. Субъектом-носителем этой необходимости становится очередное поколение – поколение перехода, черты которого формируются уже исходя из перспектив нового цикла движения капитала. Этот переход представляет собой кризис и болезненный слом прежних институтов и открывает перспективу формированию новых. Сформировавшиеся до этого жизненные миры утрачивают твердую и однозначную институциональную основу, начинается выработка новой повседневности.
Циклы капиталистического воспроизводства и связанные с ними кризисы, в течение которых происходят смены фаз и форм этого воспроизводства, определяют и качественные состояния современных обществ, и временные периоды наступления его качественных изменений, формируя структуру времени исторических событий. Говоря языком популярного ныне Нассима Талеба, «черные лебеди» прилетают по определенному расписанию – они предпочитают времена переходов между различными циклическими состояниями обществ. В течении жизни двух поколений (приблизительно пятидесятилетнего периода), удерживается стабильная конфигурация социума – созданное в начале цикла новое общественное разделение труда, соответствующие ему формы производства, потребления, обмена и распределения общественных отношений. Как мы предположили выше, каждый полный цикл состоит из двух фаз – производственной и потребительной. Два пятидесятилетних цикла образуют один столетний, в течение которого происходит смена четырех поколений и открывается новая историческая перспектива. При этом в конкретном, исторически сложившемся периоде, формируется своя, специфическая конфигурация всех элементов общественного воспроизводства – производства, потребления, обмена и распределения. В рамках этих циклов возникают жизненные миры исторических эпох, удерживается актуальная для живущих поколений историческая ретроспективу и формируется перспектива будущего – следующего столетнего цикла изменений общества. Каждая отдельная фаза цикла предстает как период общественной жизни – в этом смысле возникают общества разных типов – общества «производства» и общества «потребления», имеющие свою технологическую основу, свою историческую длительность, свои поколения-носителей, свою особую социокультурную основу. В частности, первые из них организуются на основе идеи «мобилизации» людей вокруг общего процесса производства нового мира, а вторые – на основе идеи «демобилизации» с целью использования того, что было создано предыдущими поколениями в фазе производства.
Первая трансформация и первый «разрыв» 1991 году между РСФР и УССР был обусловлен интересами групп, которые осуществляли переход к рыночному обществу – воссоздание института частной собственности, демонтажа прежних социальных институтов, «вхождение» в существовавшую тогда систему международного разделения труда в качестве сегмента глобального воспроизводства капитала. В международном пространстве это был период завершения второй фазы глобального движения капитала – доминировал финансовый капитал, идеалом были «общества потребления».
В соответствии с этим были сформированы и институты новообразовавшихся обществ – и прежде всего государственная власть. Они были направлены на «демобилизацию» обществ из процессов строительства социализма и включение в процесс движения глобального капитала в условиях и в рамках правил завершавшейся второй фазы столетнего цикла. Поэтому потенциал индустриального производства не был востребован как основа государственного строительства, он был ресурсом потребления и обмена. Деиндустриализация в этом смысле была необходимостью, а не случайностью, не «ошибкой» политиков, а проявлением исторической тенденции. В этом периоде на этой основе (превратить всё в средство обмена и потребления) развивалось и сотрудничество между социообразующими субъектами всех стран бывшего СССР. Они имели объективный общий интерес в логике «демократического транзита», который их объединял в меру успешности этого транзита.
Кризис 2008 г. обозначил начало завершения последней фазы цикла движения глобального капитала ХХ века, прежний институциональный его строй проявил неэффективность перед вызовами, связанными со все более обозначавшей себя перспективой перехода к новому циклу. Это вызвало шок будущего и массу апокалиптических прогнозов, обострило отложенный событиями распада СССР кризис идеологии уже в глобальных масштабах.
Усилиями ведущих субъектов международных центров капитала в «десятых» годах XXI в. начала складываться новая глобальная повестка, связанная с необходимостью обеспечения доминирования новых форм производства, основанных на технологиях безуглеродной энергетики и новых формах распределения – «платформах». Иными словами, вторая трансформация и новый разрыв в виде новых конфликтов по типу донбасского происходят на фоне образования глобальной повестки перехода к новому циклу движения глобального капитала и борьбы за его центры. Конфликтность стала способом мобилизации объективно для решения проблем будущего цикла, но субъективно остается в рамках представлений о разрешении проблем прошлого – отсюда его связанная с ХХ веком идеологическая наполненность. Разрешение новых конфликтов – шаг в будущее всего постсоветского пространства, их заморозка – попытка остаться в прошлом.
Исходя из такого видения можно предположить, что специфика современных трансформаций и событий определяется тем, что мир социальных сообществ, выстроенных в логиках капитализма, построенного на доминировании моментов потребления и обмена, себя исчерпал и завершился столетний цикл, который «стартовал» в начале ХХ века. Возник новый исторический вызов – выстроенные в эпоху производительного цикла институциональные ресурсы жизни миллионов людей были превращены в предмет потребления и, в конечном итоге, ушли в прошлое. Прежнее общее для народов пространство общего – общественный порядок, утратил свою прежнюю устойчивость и возникла повестка транзита. При этом само минимальная устойчивость, транзитное состояние стало восприниматься как новая нормальность, как то, к чему следует стремиться независимо от реальных результатов. Новые поколения входят в жизнь при исторически возникшей ситуации нарастающей неопределенности социальных процессов и связанных с нею страхов. Пытаясь построить новые общества, в которые можно включиться и решить проблему неопределенности индивидуального существования, мы сталкиваемся вместо него с государственно-бюрократической машиной, паразитирующей на массовых страхах и тревожности. Более того – в ряде случаев целенаправленно производящих их в интересах воспроизводства собственной власти. Эти страхи оказывают деструктивное давление как на существующие социальные связи (мы не верим в то, что остается от обществ и уклоняемся от него), так и на саму способность к их образованию – по крайней мере в той цивилизационной форме, которую представляют собой нации-государства (не находим объединяющих нациетворческих идей). Объединяют в такой ситуации исключительно внешние обстоятельства – и наиболее объединяющей оказывается повестка отрицания имеющегося социального порядка, повестка войны.
Начавшийся переход к новому производительному глобальному циклу имеет объективный, не зависящий от представлений о нем, характер, он формирует историческую перспективу развития для государств, способных обеспечить новую производительную консолидацию всех сторон жизнедеятельности народов. Пока такая новая консолидация видится на пути перехода к безуглеродной экономике и новой, стейхолдерной формы капитализма, заявленной на Давосском форуме Клаусом Швабом. Китайский подход к этой проблеме выражен в предложенной руководителем КПК Си Цзиньпинем концепции «сообщества единой судьбы человечества». Формируются и другие подходы к тому, как обстроить жизнь глобализированного человечества в ближайшей исторической перспективе – и все они имеют характер поисков новых способов и оснований интеграции.
Эта историческая ситуация, в частности для Украины, предполагает создание таких социальных условий, которые обеспечат интеграцию производительных способностей отдельных групп и каждого гражданина, образующих общество. Но пока господствуют практики разделения и отторжения, компенсируемые гипертрофированной риторикой единства на основе этнически обозначенных ценностей «языка и веры». Пытаясь двигаться пока что в логике собственных «воинственных» намерений (сформированных в исторической ситуации распада прежних социальных систем, которые обеспечивали доминирование обмена и потребления в воспроизводстве капитала), новое поколение пытается активно отторгать наследие прошлого – «совок». Однако процесс низвержения прежних кумиров переходит в состояние расчистки мест для новых. Занятое воинственной повесткой новое поколение не вполне осознает, что есть ещё и логика исторических обстоятельств, определяющая коридор возможностей и связывающая его с прежними практиками жизни – в том числе и общественно-политическими, где «революционное насилие» имело высокий статус в культуре «строителей коммунизма». Пафос героизма «человека с ружьем» наталкивается на банальность задачи перехода к производительному капитализму, требующую консолидации всего общества. Именно логика обстоятельств определяет горизонты возможного, в которых реализуются представления о желаемом. Одним из таких обстоятельств в переживаемый исторический момент выступает способность людей к производительной деятельности в той системе социальной организации, которая исторически сформировалась на данный период времени. Используя известную метафору, можно сказать, что то, какой «воспитатель» (общество) будет «воспитан» в ходе нынешних революционных трансформаций народной жизни, таким станут и «воспитуемые» - люди, живущие в стране.
Роль системы образования в этом отношении – важна, однако по существу вторична, поскольку она является лишь институтом, удовлетворяющим общественные потребности, формируемые в процессах трансформации общества в целом. К примеру, не система образования определяет спрос на юристов и экономистов, но изменение системы собственности и хозяйствования в стране. Сокращение уровня и объёма инженерного образования обусловлены деиндустриализацией экономики, а не другими факторами, но это сокращение снижает уровень инновационного потенциала, необходимого для создания новой жизненной среды. Теория и международная практика свидетельствуют, что для инновационного прорыва страны необходимо иметь минимум три компонента. Первое – нужны сами инноваторы, стремящиеся жить в стране люди. Второе – нужны институты, которые создают условия и стимулы: материальные, моральные и другие. Третье – нужен общественный потенциал, чтобы противодействовать такому консервативному сопротивлению инновациям, который возможен со стороны монополий или отдельных политических сил и групп. В данном контексте важное значение приобретают культурно-идеологические конструкты. Они выступают фундаментом, на котором развиваются горизонты субъективной способности народа к тому, чтобы реализовать объективные возможности нового этапа его жизни. Креативность, продуктивная ориентированность населения становится критически важным фактором соответствия нации условиям новой эпохи, поскольку мы стоим перед необходимостью производства «нового мира».
Ещё Аристотель заметил, что в обществе процветает то, что в нем насаждается, поэтому производительные силы народа напрямую (хотя и опосредованно) зависят от характера насаждаемых в нем доминирующими субъектами образов жизненного поведения. Любая общественная система способствует одним формам интеграции и препятствует другим. В наступающем историческом «производственном» цикле капитализма успех любой нации-государства будет связан со способностью к продуцированию собственно креативной – творческой, целенаправленной, целерациональной активности народа, объединённого общим видением своей перспективы. Многое будет определяться социально-культурными условиями, которые будут эти черты инициировать в индивидуальном поведении граждан, а также создавать возможности для кооперирования, интеграции для их реализации. Нации-государства, способные к модернизации, построенные на принципах диалога и вовлечения внутреннего разнообразия, удержания его в качестве продуктивной основы, будут иметь успех в открывающейся исторической перспективе.
Представляется, что отношения между странами мира, а также странами бывшего СССР в целом, между Украиной и Россией – в частности, целесообразно рассматривать, исходя из этой перспективы. Способ решения возникшей из противоречий прошлого проблемы Донбасса будет определять характер развития дальнейших отношений. Новое основание для решения новых конфликтов, которые возникли в пространстве бывшего СССР, возможно на основе перехода от модели «трофейного капитализма» с его установкой на приватизацию и освоение производительных сил на основе механизмов создания прибыли путем изъятия, к модели «производительного капитализма», который предполагает отношение к производительным силам как ресурсу развития и созданию механизмов создания прибавочной стоимости путем производства.
В этом отношении Донбасс представляет собой неоценимый ресурс, открывающий Украине перспективу полноценного современного сообщества. Возможно ли это в нынешних условиях обострения глобальных противоречий и нарастания тенденций ведущих государств мира к автаркическим режимам, когда победители гонки глобализации стремятся к самодостаточности и возникает «рынок конфликтности», на котором Украина в её сегодняшнем состоянии представляет собой некоторый актив? На фоне глобальных угроз, усиления роли и значения стран постколониального мира, небывалого уровня открытости и технологической взаимозависимости народов мира, этот вопрос не имеет однозначного ответа. Для Украины и всех постсоветских бизнес-сообществ актуален переход к социально ответственному бизнесу исходя из необходимости воспроизводства собственных национальных государств в новых условиях. Однако, противоречия между различными фракциями национального бизнеса, которые сформировались в режиме «первоначального накопления» и уровень развития их политической культуры не дают этому осуществиться. Во всяком случае «минский тупик» – это яркий признак того, что не сделаны адекватные ситуации выводы и изменены намерения. Те, чей бизнес связан с промышленным производством и требует участия многочисленной квалифицированной рабочей силы, рассматривают государство как социальный организм, а те, чей бизнес связан с обменом и потреблением (которые стали глобальными и не зависят от интересов народных масс). Поэтому внутренние предпосылки для решения конфликта зависят от состояния отношений между этими фракциями национального капитала, от ресурсов, которые они способны привлечь и задействовать.
Типичными политическими постсоветскими правителями в Украине были не макиавеллевские «львы» и «лисы», а «коты» и «собаки». Представителям политического класса Украины за редким исключением всегда было свойственно сочетание тактической хитрости и стратегической глупости. При этом принято даже гордиться отсутствием способности и желания воспринимать реальность вне своих собственных представлений о ней. Такой подход позволяет также оправдывать любые негативные последствия своих действий, аппелируя к логике «а кто же тогда знал», и брать на себя ответственность за реальные последствия своих действий только в рамках собственных декларированных представлений о них, не признавать никаких ограничений для собственных интересов в любой ситуации. Но это – проявления политической культуры носителей капитала, свойственные периоду «первоначального накопления», дикого либерализма. Выходцам из 90-х и периода последовавшего политического беспредела, привыкшим действовать по принципу «цель оправдывает средства», трудно понять даже представителей идеализируемого ими на словах западного мира, которые пытаются им же растолковать, что реальный эффективный капитализм – это такая система отношений в обществе, которая предполагает институциональные ограничения капитала, исходя из его же долгосрочных, стратегических интересов. Эти ограничения направлены на защиту народонаселения от бесконтрольной эксплуатации и ограбления, на стабильное природопользование, поддержание законности и порядка. Как раз носителям национального капитала стратегически выгодны такие институты, как правовое государство, политические партии, гражданское общество, массовое образование. Когда же эти институты не складываются или разрушаются, группы носители капитала бесконтрольно «пожирают» ресурсы, разрушая общество и свою собственную основу. Общемировой тенденцией является «истончение», «растаивание» государства – процесс, который составляет основу сепаратизма с одной стороны и условие для захвата ресурсов внешними игроками – с другой. Дезинтеграционные процессы, представляющие главную угрозу международной, региональной и национальной стабильности государственного устройства происходят под влиянием интернационализации и глобализации производства, когда национальные государства не в состоянии контролировать процесс производства и извлечения прибыли, но вынуждены обеспечивать удовлетворение социальных потребностей и воспроизводство рабочей силы.
Альтернативой институциональному строительству национальным капиталом в своих интересах стала ситуация, в которой происходит формирование квазигражданских структур НГО, подконтрольных транснациональным корпорациям. Эти структуры имитируют гражданскую активность, действуя исключительно в интересах грантодателей, происходит деградация системы массового образования и замена его набором поведенческих компетенций, дублирование структур государственного управления, роль политических партий выполняется клиентеллами.
Мир ХХІ века формируется как мир развитых социокультурных анклавов и буферных зон, которые их защищают. Эти анклавы будут представлять собой социальные образования с институциональным политико-правовым регулированием, а буферные зоны станут обществами с неустойчивыми и размытыми правилами, где идёт постоянная борьба, наблюдается минимальная устойчивость, постоянно прерываемая переворотами и попытками установить диктатуру. Для Украины это вопрос дальнейшей альтернативы – будет ли она входить в состав анклава или же будет превращаться в буферную защитную зону одного из них?
Конфликт на Донбассе проявляет эти две тенденции – «заморозка» ведет в направлении превращения в серую зону, следование минским соглашениям создает перспективу формирования новой устойчивой политико-правовой системы институтов. От этого зависит, какого рода пострыночное общество будет формироваться в Украине.
В свою очередь, дальнейшая трансформация страны будет зависеть от результатов борьбы между группами капиталов – кто кого «отсечёт» от уменьшающихся ресурсов, кто и какими средствами будет осуществлять контроль за ними. Рыночные подходы к социальному управлению исчерпали себя исторически – это уже не вопрос структурных изменений и совершенствования системы, сами возможности рынка как системы регулирования общественного воспроизводства исчерпаны. «Диктатура неспособных» в лице деградировавших адептов рыночных походов ведет к дальнейшему упадку и будет сменена. Вопрос в том, сможет ли нынешние группы, стоящие во главе механизмов рыночного (капиталистического) контроля за процессом производства, стать новой, нерыночной элитой. Для этого им предстоит поменять «код жизни», совершить немыслимое – выступить в новой для себя роли созидателей. Получится это или нет – неизвестно, но от этого будет зависеть историческая судьба Украины в целом. Многое зависит от субъективных качеств отдельных личностей, от трансформации моральных установок и этики правящих нынче групп. Ближайшее время покажет, способны ли они стать вровень с реальными проблемами страны и взять на себя ответственность за переход в фазу продуктивного развития народа Украины.
Проблема Донбасса в исторических трансформациях Украины заключается в том, что объективно сложившаяся, существующая индустриальная инфраструктура страны выступает ключевым фактором сохранения её и как территориального и как социально-исторического образования. Без Донбасса процессы деиндустриализации страны, утраты базового цивилизационного уклада, переходят в необратимую фазу. Соответственно меняется и сама основа жизни Украины как целостного социально-исторического способа обустройства жизни образующего её народа. Из пост-советской Украины 1991-2014 годов возникает новая деиндустриализованная Украина с новой исторической перспективой – уже другой, чем она была в пост-советские десятилетия. Утрачивая способность к экономической и политической суверенизации, в исторических условиях начала новой начальной фазы (производственно-распределительной) цикла глобального оборота капитала, страна находится перед перспективой превращения в «серую зону» между образующимися новыми полюсами. Для образовавшихся на постсоветском этапе групп национального капитала эта перспектива означает уход с исторической арены – не важно, каким политическим способом и под какую идеологическую музыку. В этом случае останется лишь констатировать, что они выполнили свою историческую роль в переходе Украины от социалистического к рыночному обществу.
Настоящий выбор – это выбор из вариантов невозможного. Смотреть на складывающуюся ситуацию, как на такую, где существует некий «выбор», дающий место проявлению воли и сохраняющих прежний статус-кво в новом историческом пространстве, продуктивно лишь с точки зрения борьбы в информационном пространстве. И не более. Действительность исторического процесса предполагает иной уровень ответственности действующих лиц – вне зависимости от того, что они думают сами о себе и на что они способны в силу особенностей собственного субъективного становления. История имеет объективный, не зависящий от воли людей, характер и содержание. Все люди в той или иной мере вовлечены в процессы исторических изменений. Есть люди, способные влиять на характер этих изменений, а есть люди, которые способны направлять ход исторических процессов в ту или иную сторону исходя из складывающегося коридора возможностей. Как гласит известное выражение, есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт Дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. Когда такие люди, получая способность принимать решения и будучи включенными в актуальные процессы исторических трансформаций, впадают в иллюзию, что они способны определять ход истории содержательно, происходит историческая катастрофа. Хочется надеяться, что в случае с Украиной это не так. Основания этики социального поступка выше и действеннее оснований политического расчёта и политической выгоды, в «больших играх» побеждают стратеги, а не тактики.
Советская элита (политический класс) стремилась стать собственниками ресурсов, которыми распоряжалась в рамках социалистической экономики и при этом сохранить СССР, но это оказалось невозможным без вступления в отношения с западными элитами. Само это вступление предполагало, было возможным, на условиях ослабления СССР как угрозы потенциальным партнерам. Поэтому в ходе развития «рыночных преобразований» с неизбежностью был сначала ослаблен, а затем и демонтирован СССР – при участии внешних игроков силами внутренних элит произошла первая трансформация этой части глобального имперского пространства, в ходе которой возникли национальные проекты. Так возникло первое поколение независимости, которое произвело переход к обществу рыночного типа, заняв в нем ведущие места. За четверть века созрело новое поколение и началась новая трансформация, в ходе которой происходит перераспределение собственности уже в условиях кризиса той международной системы, которая её обеспечивала на предыдущем этапе. Донбасс – один из примеров того, как это происходит и один из узлов, где определяется характер и направленность разрешения созревших за четверть века противоречий и возникновения новых – уже связанных с тем, какое именно место Украина будет занимать в складывающейся новой международной системе производства.
Изменения социально-экономического строя общества неизбежно породили и продолжают порождать проблемы, с которыми предстоит справиться на новой ресурсной основе. Удерживать целостность общества, качественно и количественно формировавшегося на индустриальной основе в масштабах разделения труда стран бывшего СССР в новых условиях – беспрецедентная историческая задача, требующая соответствующего по своему характеру и по своим интересам социального субъекта. Решение проблемы Донбасса путем воссоединения внутренне разнообразного, культурно и экономически, социально и политически многоукладного общества Украины может стать тем предметом деятельности, в процессе освоения которого может быть выработан такой социальный субъект, который и станет основой развития страны и народа в предстоящем историческом периоде. Разумеется, сделать это в рамках архаических политико-идеологических и меркантилистских представлений о социальном целеполагании не представляется никакой возможности. В частности, эта объективная ситуация лежит в основе мифологических представлений о «эффективном внешнем управлении», которое сможет осуществить некая внешняя организованная сила, но никак не сформировавшийся в процессе «демократического транзита» политический класс. «Армия мова и вира» – это формула архаической Украины, неосуществимость которой показывает практика «минского тупика», в котором оказалась страна, войдя в новый этап собственных исторических трансформаций после того, как завершился пост-советский «демократический транзит». Критическим ресурсом в актуальной ситуации стала способность к самореферентности нынешнего политического класса и групп национального капитала, способность их к консолидации и постановки собственных задач национального развития. Поневоле вспоминается известное выражение: «плохо не то, что мы взрослые, а то, что взрослые – это мы». Решение проблемы Донбасса для осуществления новой продуктивной трансформации Украины – беспрецедентная задача, требующая критического пересмотра всех очевидностей и невозможностей, которые возникли в ходе разворачивания конфликта и выработки на этой основе инновационного решения, которое может стать прецедентным для развития новой социально-политической инфраструктуры европейского континента.