Читателю моего поколения история возникновения классов и раскрытия их сущности предстает как азбучная истина, ибо они изучались в университетах. Но молодой читатель нуждается в кратком комментарии на эту тему. Классы открыл не К. Маркс, а французские историки О. Тьерри, Ф. Гизо и другие, представившие историю третьего сословия и историю классов как следствие завоевания мирных племен более воинственными. Маркс в письме И. Вейдемейеру от 3 марта 1852 г. определил свой вклад в теорию классов. В интересующем аспекте он связал существование классов с определенными общественными фазами в развитии производства (Маркс, 1962: 427). Его идеи полностью отражены в ленинском определении классов, согласно которому классы — «это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по той доле общественного богатства, которой они располагают» (Ленин, 1967: 15). По существу, Ленин раскрывает общую формулировку Маркса, показывая, из каких трех аспектов складывается место класса в исторически определенной системе общественного производства. Не только в марксизме, но и в большинстве других трактовок классов экономическая природа последних, их связь с производством долгое время оставалась наиболее признанной. В теории классов мы видим не только объяснение имеющейся социальности, но и ее конструирование, направленное на подержание классового антагонизма и победу одного класса над другим.
Последняя треть XX в. и начало XXI в. характеризовались сомнением в применимости классовой теории. Появляется много работ о «смерти класса». Одни берут за основу доказательства этой смерти отсутствие классовых битв. Другие, как У. Бек, — невозможность классовой солидарности в обществе риска, касающегося всех. Бек пишет: «Не появляется ничего, что могло бы организовать их (людей. — В. Ф.) в социальный слой, группу или класс... в классовом обществе бытие определяет сознание, а в обществе риска, наоборот, сознание... определяет бытие» (Бек, 2000: 63–64). По мнению Ж. Бодрийяра, «социального референта сегодня нет даже у таких классических категорий, как "народ", "класс", "пролетариат", "объективные условия"» (Бодрийяр, 2000: 73). Это можно трактовать как признание усилившейся социально технологической функции теорий, которые путем нахождения нового понятийного аппарата конструируют новую социальную реальность. Отмирание классов объясняется также новой формой отношений неравенства, называемых бразилизацией. Под этим понимается то, что государство не эксплуатирует большинство населения и не управляет им. Оно его просто игнорирует. Показателем исчезновения теории антагонистических классов является появление среднего класса, который как раз примиряет разнообразные группы.
Изжит вопрос о классах в их марксистской трактовке. В России, как и в мире, классы умирают. Это один из вызовов нашего времени: несмотря на резкое неравенство и противостояние богатых и бедных, их нельзя описать в терминах социальных классов, поскольку российское общество плохо структурировано и не имеет явно выраженных групп интересов. Классы не проявляют себя ни субстационально — в качестве групп, выделяющихся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, как это понимали К. Маркс и В. И. Ленин, ни своими действиями. Если бы упомянутые расслоения были классовыми, мы столкнулись бы при существующей в обществе конфронтации либо с напором классовых битв, либо с желанием найти классовый компромисс. Тем, кому в порядке перевернутых льгот предоставляют стыдливо прикрываемое право навеки владеть захваченным в период грюндерства, — это не класс. Это верхний слой, не обладающий социальной ответственностью. В этом вся драма переживаемого момента.
Имеется много причин смерти классов, сформировавшихся в индустриальном обществе, в современную эпоху. Это и тенденции новой современности, называемой нами третьей (Федотова, Колпаков, Федотова, 2008: 319–347), и окончание эпохи индустриализма, и исчезновение условий для существования классов в связи с исторически конкретным периодом их жизни и борьбы, с заменой концепции класса на индустриальном Западе понятием «гражданин», а в глобализирующемся мире понятием «человек», и изменение социальных структур, и изменение идентичности. Возникло множество употреблений термина «класс» как характеризующего специфику социальной группы того или иного рода: «доминирующий класс», «читающий класс», «образованный класс», «политический класс», «ответственный класс», сохраняет значение понятие «рабочий класс», но центральным стало понятие «средний класс».