На данный момент Украина находится в сложной дипломатической и политико-процессуальной ситуации в сфере решения конфликта на Донбассе. Трудности, в первую очередь, заключаются в вопросе установления стороны конфликта, правомочной за ведение переговорного процесса.
Конфликт территориально происходит в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Данная территория входит в состав Украины, но не контролируется центральной властью («неподконтрольные территории», в политических документах и в законодательстве Украины – «временно оккупированные территории», ОРДЛО).
В соответствии с Законом Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют общий контроль. Толкуя украинскую законодательную норму, можно установить, что стороной конфликта являются два государства, а именно - Украина и Россия. Но, в соответствии с Конституцией Украины, в случае вооруженной агрессии против Украины, Верховна Рада Украины объявляет, по представлению Президента Украины, состояние войны. На данный момент война не объявлена и режим военного положения в Украине не введен.
Российская Федерация, в свою очередь, на всех международных «площадках» отрицает нападение на территорию Украины и заявляет об отсутствии регулярных войск на территории Донецкой и Луганской областей. В связи с этим термин «агрессия» («Определение агрессии», утверждено
резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года), а именно - «
вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее» в этой части не может полноценно применяться как толкование в существующем конфликте. Или, как это происходит в украинской политике, – с множеством оговорок, уточнений и объяснений. В публичной аргументации часто применяется неправовой термин «гибридная война», что позволяет объяснять ограниченное толкование «агрессии», отсутствие «военного положения» и пр.
Но, по данным СМИ и заявлениям представителей спецслужб Украины, существует доказательная база, которая подтверждает присутствие войск Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской областей. Также широко распространена информация о том, что РФ (то есть – политические и военные власти) целенаправленно направляет на Донбасс военных специалистов, инструкторов, и другие неопределенные вооруженные формирования с целью удержания территории. Эти действия подпадают под пункт
g) статьи 3 «Определения агрессии» (резолюция 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года), которая императивно устанавливает, что - «
засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них». Вместе с тем, такие доказательства пока еще не были установлены Международным судом ООН и не имеют статуса подтвержденных.
Учитывая несогласие РФ в том, что она является стороной конфликта, Украина должна искать вариант «горизонтальных контактов» с представителями непризнанных образований (т.н. «ДНР» и «ЛНР»), и создать условия для широкого вне-правительственного гражданского диалога о путях преодоления вооруженного конфликта и примирения, политической и административной модели существования Донбасса (Донецкая и Луганская области до 2014г.) в составе Украины, мерах и гарантиях безопасности, восстановлении контроля на границе, условиях восстановления общего гражданского, экономического и социального пространства. Для этого объективно необходимо особое
«диалоговое окно», признанная всеми сторонами переговоров и конфликта «площадка» (и, возможно, не одна), где бы был организован постоянно действующий диалог с целью выработке консенсусного и приемлемого варианта примирения. Условно этот процесс можно определить как «Мариупольский формат» (наряду с «Нормандским» и «Минским»). Первый этап. Создание экспертно-гуманитарной и постоянно действующей «площадки», участниками которой станут «моральные авторитеты» (напр., из числа «старейшин» региона, лидера землячеств), лидеры общественных организаций и движений, представители науки и гуманитарной сферы, проживающие по обе стороны линии соприкосновения. Цель создания диалоговой «площадки» - развитие социальных, культурных и пр. связей между жителями конфликтующих сторон.
Также, необходима разработка программы действий по решению ряда проблем охраны здоровья (в условиях пандемии), экологии, безопасности граждан при пересечении линии соприкосновения, гражданских прав людей, проживающих в «серой зоне», гуманитарная помощь и пр. Создание такой площадки способствует выработки общего понимания как разногласий, так и общих подходов в решении таких проблем.
Второй этап, в рамках полуторной дипломатии, можно разделить на три составляющие.
· Привлечение к диалогу представителей органов местного самоуправления, выработка подходов к взаимодействию и совместным программам для населения на уровне локальных территорий (громады, города, районы).
· Создание «политической переговорной группы» из числа политиков, представляющих ведущие партии и политические объединения, и участвующие в работе законодательных органов (в том числе – в непризнанных ДНР и ЛНР).
· Вовлечение в диалог официальных и уполномоченных представителей ОБСЕ (одна из сторон «Минских переговоров») и дипломатических представителей «Нормандской группы» (уровень – советники, министерства иностранных дел стран-участниц) с целью выработки политико-дипломатических предложений по решению конфликта (включая согласование плана реализации «Минских соглашений» 2014-2015гг.).
Третьим этап предполагает задействование механизмов официальной дипломатии, для официального закрепления доктринальных наработок и договорённостей в международно-правовой плоскости.
Роль драйвера и соорганизатора этого процесса, со-учредителя нового «Мариупольского формата» может сыграть новая Социальная Инициатива «Донбас-Донбасс» (
https://donbas-donbass.info/,
facebook.com/donbas.donbass), которая объединяет широкий круг общественных организаций, землячеств, общественных деятелей, предпринимателей, большинство из которых являются выходцами из Донбасса и активно участвуют в миротворческих инициативах. Учитывая бурный рост инициатив по мирному урегулированию на Донбассе и широкий круг новых игроков в гражданском секторе, инициатива «Мариупольского формата» может стать объединяющим началом для всех существующих платформ и объединений.
В свою очередь, Социальная Инициатива «Донбас-Донбасс» готовит свой пакет инициатив по мирному диалогу, планам социальной поддержки жителей Донбасса и временно перемещенных лиц, экономическому восстановлению и экологической реабилитации региона, и пр.
Такой путь решения конфликтной ситуации, в реалиях нарастающей с каждым годом социальной ненависти, наращивания военного потенциала на ограниченной территории и людскими потерями может оказаться единственным неконфликтным способом решения. Ведь, в конечном счете, все конфликты тем или иным образом решаются исключительно с помощью дипломатии, и прежде всего дипломатии гражданской.