Идентичность как компонент личности имеет процессуальную природу, формируясь и развиваясь на протяжении всей жизни человека, будучи укоренной в историческом процессе. Самое жизнь проистекает в условиях длящихся исторических изменений общества («перемен»), меняющих в эволюционные периоды его структуру, а в революционные - его основания. Поэтому процессы формирования идентичности личности корректно рассматривать в контексте социально-исторических изменений, ведь именно макро-исторические трансформации приводят к возникновению новых типов и конструктов личности, новых условий, сред и типов социализации. Макро-исторические «перемены» формируют личность как единство, целостность структуры и основания человеческого бытия. На уровне психологических концептов рефлексируются ставшие свойства личности, но не динамика изменения её как социально-исторического конструкта, имеющего эпохальные масштабы.
Разные эпохи формируют различную оптику восприятия личности. В условиях трансформации общества, меняются условия социализации, возникают новые её механизмы, описываемые в гуманитарной мысли при помощи создаваемых теоретических инструментов. Социальная проблематика, на решение которой была ориентирована гуманитарная мысль эпохи развития индустриального общества, обусловила специфику парадигмального подхода к проблемам социализации личности в психологии, социологии и педагогике и других социальных науках. В концепциях личности отразился и выразился веберовский «интерес эпохи» на её изучение. Социум в 19-20 в.в. развивался в контексте формирования конкретно-исторических индустриальных систем производства человека - как состоящий из больших групп, разделенных между собой на основе общественного разделения труда индустриального типа. Это обусловило и доминирующую проблематику, на решение задач которой были ориентированы общественные институты. Основной социальной задачей эпохи была инкорпорация человека в процесс индустриального производства исторически данного на тот момент типа. По этой причине социальные науки интересовало то, как возможно включить индивида в состав одной из соответствующих больших групп и удерживать его жизненную активность в соответствии с её функциональными задачами, определенными разделением труда, в конечном итоге обеспечивая устойчивость и эффективность процесса общественного труда. Само же распределение общественного труда было ориентировано на два основных процесса общественной жизни - производственную деятельность и войну, что определяло в конечном итоге запрос на основные социальные качества всего разнообразия человеческих индивидов, на типы личности. Человеческая личность в таких условиях понималась как стандартизированный, унормированный и типизированный конструкт, как универсальное целостное образование, которое возникает в социальной практике и устойчиво существует в процессах устойчивого социального взаимодействия. Иными словами, человеческая личность, как ее понимают в эпоху индустриального общества - это взгляд на индивида со стороны общества, а еще точнее - со стороны определенного социального порядка, представленного идеологическими средствами в качестве «природных качеств человека». Эти качества сводились в конечном итоге к способностям принимать участие в производстве, потреблении, обмене и распределении. К примеру, на заре фазы «общества потребления» эти качества нашли свое выражение на концептуальном уровне в виде «пирамиды Маслоу», которая на концептуальном уровне легитимировала продвигавшийся в социальных практиках тип жизненной активности человека. Смысл бытия человеческой личности, таким образом, предлагался рассмотреть исключительно в плоскости его обусловленности социальными интересами, поэтому целостность личности видится как формируемая по правилам общества, отбрасываются на обочину внимания все проявления индивидуального бытия, которые противоречат или просто не соответствуют конкретному общественному порядку.
Поскольку в жизни общества доминирует индустриальный социальный порядок, социальным смыслом которого является производство и накопление прибавочной стоимости, то и социальное пространство теоретически мыслится как динамический одномерный континуум с одинаковыми свойствами. Универсальность процедур обмена (все меняется на все при помощи денег) позволяет говорить и о универсальных свойствах индивида, которые он может проявить в общественных взаимодействиях – для этого необходима идентичность как универсальный «код доступа» к участию в социальной жизни. В рамках такой парадигмы предполагается, что, независимо от конкретной ситуации, в которой происходит процесс социализации конкретного индивида, результаты социализации могут (а в идеале и должны) быть одинаковыми для всех – на этом принципе строится социальное регулирование. Все уникальные черты, относящиеся к конкретной персоне, выглядят в такой исследовательской оптике несущественными, случайными и, в лучшем случае, не имеющими значения. Это же относится и к уникальным чертам любого общества – будь то Китай, Россия или США, в основе социальной организации и жизни этих обществ предполагаются одни и те же рыночные факторы. Это же позволяет строить тоталитарные идеологемы перехода к гомогенному состоянию человечества в целом. При этом имевшие место быть идеологические дискуссии по поводу «лучшего» социального порядка не меняли принципа понимания личности, ведь с политической точки зрения человек должен быть устойчивой типической единицей - или «тоталитарной» или «демократической» или «традиционной», что означает опять же одномерный набор качеств индивида в политическом взаимодействии. Конкретный индивид воспринимается в такой ситуации на основе выработанного в обществе идеального образа «индивида вообще», в контексте общественного запроса на него. Этот образ воображаемого абстрактного универсального индивида в социальных практиках выступает как образцом и мерой оценки конкретного индивида (через практики нормативного оценивания в рамках различных институтов), так и основой концептуальных построений, используемых в практиках оценки и реформирования институтов социализации.