После распада СССР и ориентированных на него региональных структур в Восточной Европе вновь пришла в движение региональная мысль. Наряду с идеей «СЭВ без СССР», возникали новые. Одна из них опиралась на возможность расширения базы Альпийско-Адриатического рабочего приграничного сообщества и воплотилась позже в Пентагонале, затем в Гексагонале. Ныне она существует как Центральноевропейская инициатива. Структу ра носит скорее совещательный характер и более похожа на форум по интересам, нежели на интеграционное объединение.
В 1991 г. в самом центре Европы было создано и другое объединение - Вишеградская тройка, ставшая после распада Чехословакии «четвёркой». Если у первой структуры была историческая база в виде наследства Австро-Венгрии, то В4 была совершенно новой и в региональном плане формулой. К её обоснованию были подтянуты исторические факты встречи королей трёх государств начиная с XIV в., а также современный опыт диссидентства. Мы бы добавили ещё и то, что Венгрия и Чехословакия, наряду с ЕДР были и наиболее промышленно развитыми государствами региона в предшествовавший социалистический период. Потому и в экономическом плане они выглядели как достаточно перспективная интеграция.
Вишеградская группа преодолела 25-летний рубеж с весьма высокими трансформационными и экономическими показателями, став заметным явлением новой Европы. Возможно, этому способствовало как раз отсутствие институциональной структуры объединения. Государства стремились к исключению даже временного доминирования какой-то из столиц и подчинённости друг другу. Это до определённого момента повышало уровень доверия между государствами-членами, несмотря на проявлявшиеся на рубеже первого десятилетия попытки то Виктора Орбана, то Леха Качиньского заявить о своих претензиях на лидерство. Сегодня дуэт В. Орбана и Я. Качиньского можно считать ведущим, однако Чехия и, до недавнего времени, Словакия также обладают достаточно харизматичными лидерами, с которыми считается остальная Европа. Так что в квартете вишеградских стран всё более или менее сбалансировано.
Усилила вес, а также позицию Чехии и Словакии в В4 их политика на сближение с Австрией. Венгрия также близка Австрии, однако создание трёхстороннего Славковского формата в 2015 г. без приглашения Венгрии создало новую ситуацию и напомнило тесно сблизившимся Будапешту и Варшаве о необходимости притормозить в своих амбициях и прислушаться к спутникам по вишеградскому формату.
Если региональные возможности Венгрии в известном смысле ограничены приоритетностью вопроса построения взаимодействия с соотечественниками, то Польша и до «межморья» предпринимала попытки возглавить региональное сплочение с явной целью противостояния России. Одной из таких инициатив было строительство Лехом Качиньским вместе с Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко «Содружества демократического выбора». Оно было основано 2 декабря 2005 г. в Киеве и включило в свой состав десять постсоциалистических государств: Польшу, Грузию, Украину, Латвию, Литву, Эстонию, Македонию, Молдавию, Румынию и Словению. Ещё восемь государств, включая США, стали «наблюдателями».
Однако это «практическое воплощение» идеи «межморья» тогда удалось собрать ещё только два раза - в марте 2006 г. в Тбилиси и в мае того же года в Вильнюсе.
Вскоре внимание Польши переключилось на Восточное партнёрство. Эту программу она создавала совместно со Швецией и, возможно, рассчитывала и в ней воплотить черты плана Пилсудского дотянуться до Чёрного моря и Кавказа. Хотя интерес к программе прояв-
ляли также в Чехии и Словакии. Идея стала жертвой событий на Украине в январе-феврале
2014 г., завершившись вооружённым конфликтом в Донбассе. Она продолжает осуществлять-
ся как восточная политика ЕС, однако былого энтузиазма относительно европейской инте-
грации Украины и её соседей ныне не испытывает даже Варшава.
Вышедшая в 2015 г. в чистом виде из форм «Содружества демократического выбора», «Восточного партнёрства» и «Карпатской Европы» идея «Триморья», таким образом, является продолжением давней мечты Польши о лидерстве и об особой роли на европейском континенте. С одной стороны, есть Веймарский треугольник, но в нём Польше отводится роль скорее младшей сестры Франции и Германии. С другой стороны, это показатель внимания Запада к этой стране, так как подобным форматом отношений больше не обладает ни одно другое центральноевропейское государство. И оно придаёт Польше в этом смысле больше уверенности в своих силах. С другой - Польшу в стремлении построить новую срединную Европу снова поддерживают Соединённые Штаты Америки, усмотревшие в ней доверенного смотрителя своих интересов на Европейском континенте после ослабленных брекзитом позиций Великобритании. К тому же за Польшей в XXI столетии закрепился образ «Троянского коня США Европе».