В ситуации кризиса современного идейного основания глобальной колониальной системы формируются как минимум две перспективы – либо её перезагрузка на новом идейном основании, либо выход из эпохи колониальной взаимозависмости глобализированной системы мирового хозяйства и социокультурных систем в качественно новое состояние, отрицающее принципы колониализма.
Эти перспективы можно назвать гиперколонизацией и антиколонизацией мировой системы. С ними связаны приходящие на смену социальной идее всемирной истории и прогресса соответствующие указанным вариантам завершения периода неоколониализма антропологические идея технологического трансгуманизма и идея реализации полноты природы человека.
Идейная основа гиперколониализма.
Одной из новых идей, на которых может происходить перезагрузка глобальной неоколониальной системы в гиперколониальную, может быть идея наступления эпохи трансгуманизма, эпоха превращения человека в новое существо с новой, кибернетической основой. Согласно этой идее все общества должны качественно измениться и получить новую единообразную основу в виде искусственного интеллекта - кибернетических алгоритмов, которые будут наиболее успешно регулировать качественно новый уровень сложности социальной жизни, «сверхсложность».
Искусственный интеллект в этом ракурсе подаётся как новая фундаментальная прогрессивная идея, заменяющая собой прежние идеи движущих сил социальной жизни – идеи Бога и Истории. Идея искусственного интеллекта может выступить (быть использована) для легитимации новой социальной реальности, которая укрепит отношения колоний и метрополий путем влияния не только на политическую, экономическую и культурную общественные сферы, но на повседневный мир каждого индивида, живущего в обществе. Основы этой новой реальности успешно создаются и входят в нашу жизнь как технологические новшества. Они таковыми и являются – вопрос лишь в том, каким будет характер их социального использования.
Пафос трансгуманизма состоит в вызове природе человека: «Мы больше не согласимся жить под тиранией старения и смерти и при этом будем использовать биотехнологии, чтобы «вооружить себя повышенной выживаемостью и ликвидировать старение». Мы усовершенствуем наши познавательные способности и проницательность посредством технологических улучшений органов чувств и нейронных возможностей. Больше мы не будем мириться с волей слепой эволюции — скорее мы будем «стремиться к исчерпывающему набору телесных форм и функций, совершенствуя и укрепляя физические и интеллектуальные способности, делая их выше, чем у любого человека в истории». Мы больше не будем довольствоваться ограничениями своих физических, интеллектуальных и эмоциональных способностей, сохранившихся от углеродных жизненных форм.» [9.]
Идея спасения ранее относилась к посмертному бытию, спасению души, затем она трактовалась применительно к строительству «нового мира», сейчас же она предстает как перспектива изменения самой биологической природы каждого человека. Разумеется, в первую очередь того, который будет пионером нового мира, будет нести свет новой истины.
Трансгуманистические мыслители изучают потенциальные выгоды и опасности новых технологий с позиций преодоления «фундаментальных ограничений» человека, а также этические ограничения использования таких технологий. Наиболее распространенный их тезис состоит в том, что люди в состоянии расширить свои способностями так, что станут постчеловеческими существами.
Так, Питер Тиль (Peter Thiel), создатель системы PayPal, считает, что «не пытаться победить смерть — против человеческой природы», и активно инвестирует в такие компании, как Фонд Мафусаил. Его поддерживает сооснователь и директор по технологиям корпорации Oracle, Ларри Эллисон (Larry Ellison), который не понимает готовность людей мириться с тем, что они смертны. Сооснователи Google Лэрри Пэйдж (Larry Page) и Сергей Брин (Sergey Brin), как и Марк Цукерберг, также инвестируют в исследования по продлению жизни. Последователи движения трансгуманизма уверены, что человек сможет эволюционировать (несмотря на все физические и умственные ограничения) в «суперчеловека» и в итоге достигнуть бессмертия. Рэй Курцвейль (Raymond Kurzweil) утверждает, что человек сможет стать бессмертным уже через 30 лет, перенеся свое сознание в компьютер. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Bina48 — это роботизированная голова, которая выглядит и говорит как человек и является «копией» реально существовавшей женщины – Бины Аспен (Bina Aspen). В робота загрузили воспоминания, чувства, политические взгляды реальной Бины. Робо-голова может поддерживать беседу и демонстрировать эмоциональный отклик, шутить и даже философствовать. Bina48 также обладает способностью к обучению: её словарный запас и знания продолжают расти с каждым днём общения с людьми. Несмотря на то что в настоящее время она не имеет тела, одна её голова может выражать более чем 64 эмоции, которые основаны на генерируемой и получаемой извне информации. Цифровое бессмертие также связано со многими этическими вопросами. Например, футурист и генеральный директор успешной биотехнологической компании United Therapeutics, создавшей Bina48, Мартина Ротблат (Martine Rothblatt) всерьез обеспокоена правами цифровых людей и их возможной дискриминацией. Ротблат уверена, что отрицание достижения сознательности у машин в будущем равноценно отрицанию эволюции человека. Человеческое сознание объясняется всего лишь наличием нейронных связей и взаимодействием атомов в мозгу. Поэтому и компьютеры могут быть сознательными – этот факт лишь подтверждает то, что мы живем в материальном мире. Каждый день люди загружают информацию о себе в социальные сети, создавая так называемые майнд-файлы. Появление программы, которая бы обрабатывала эти данные и выступала своеобразным протезом, помогающим создать виртуальное сознание и мышление, лишь вопрос времени. Однако большинство людей сегодня уверены, что искусственный интеллект не может считаться человеком. Поэтому Ротблат предлагает проводить серьезную процедуру признания такого интеллекта сознательным, которая может включать в себя год общения с психиатрами.
Искусственному интеллекту не обязательно копировать чью-то личность, он вполне может развиваться самостоятельно. Одной из современных разработок в этой сфере является японский робот Alter, в основе которого лежит нейронная сеть. В него встроены различные датчики, определяющие влажность, температуру и даже количество людей в комнате, что влияет на поведение робота. Создатели Alter, ученые из университета Токио и университета Осаки, отмечают, что он выглядит и двигается не как человек, но создает иллюзию человечности.
Илон Маск, основатель компании SpaceX видит будущее человечества во внедрении в мозг цифрового чипа, который бы выступал в роли беспроводного интерфейса для связи с компьютером. Такой подход позволит повысить уровень человеческого интеллекта, чтобы не отстать в развитии от ИИ. При этом следует отметить, что если улучшение мозга пока недоступно человеку, то вживление чипов в организм уже стало реальностью. Например, чипы RFID и NFC сегодня можно легко купить в интернет-магазине. Создатель проекта Dangerous Things Амал Граафстра (Amal Graafstra) считает, что такие имплантаты — следующий шаг в эволюции человека. Расширить способности человеческого тела возможно и с помощью протезов нового поколения. Уже сегодня ученые разрабатывают протезы, которые напрямую связаны с нервной системой. С помощью 3D-печати изготавливаются индивидуальные искусственные конечности и внутренние органы для трансплантации. Одним из направлений трансгуманизма также является биохакинг. Всего за $199 любой человек может заказать анализ ДНК, чтобы узнать о состоянии своего здоровья и возможных генетических заболеваниях. С помощью исследования ДНК ученые даже пытаются понять природу депрессии. Международный проект «Геном человека» — самое известное исследование в области ДНК. Определение структуры человеческих генов является важным шагом для разработки новых медикаментов и развития других областей здравоохранения. Но этот проект не оставляет без внимания этические, правовые и социальные аспекты расшифровки ДНК: уже были зафиксированы случаи генетической дискриминации в страховой индустрии. Но понимание генетической информации только первый шаг на пути к совершенному человеку. Сегодня разрабатываются технологии, которые позволят изменять геном человека. В Манифесте стратегического общественного движения «Россия 2045» говорится о создании искусственного тела как целостной самоорганизующейся системы, которое получит «огромный спектр возможностей, сможет легко переносить экстремальные внешние условия». [10.] Помимо изменения телесности, предполагается также утверждение в обществе новых смыслов и ценностей, с помощью которых индивиды смогут духовно и психологически самосовершенствоваться.
В широком смысле трансгуманизм - это освободительное движение, силу которому придают условия позднеиндустриального общества с его узким диапазоном индивидуальной самореализации в качестве «одномерного человека», с давлением массовой культуры и высоким уровнем неуправляемых рисков. Однако это кажущееся освобождение выглядит как более глубокое порабощение человека с использованием новых технологий – теперь уже путем непосредственного подключения к искусственному киберкоммуникативному миру его индивидуального жизненного мира и «мыслящего тела», индивидуальности. Это новое состояние предполагает индивидуализацию всех социальных связей – освобождение от групповой ограниченности, но и от групповой защищенности также.
В определённом ракурсе искусственный интеллект, алгоритмы бигдата видятся как средство рациональной оптимизации процессов глобальной гипер-колониальной системы - но уже на новом уровне интенсивности и глубины использования ресурсов, как более глубоко присутствующее в человеческом мире средство обеспечения более высокой скорости оборачивания капитала.
Как продолжение исторически фундаментальной для Западной цивилизации идеологии колонизации мира этот конструкт представляет собой вариант религиозного мировоззрения «пророческого типа» - вариант, предполагающий неизбежность неравенства элементов мирового устройства, неравенства между его участниками и связанную с этим необходимость новых форм насилия и контроля.
Результатом неприятия такого насилия и контроля в рамках такого видения мира представляется рост хаотизации и рисков, неизбежно ведущих к упадку всей глобальной системы, распаду мира на отдельные враждебные анклавы, наступления новых «темных веков». Идея истории в этой ситуации не работает как источник общего опыта и выработки актуальных нормативно-ценностных представлений участников общественной жизни. Вместо неё возникло коммуникативное «виртуальное поле», в рамках которого социальные процессы описываются и понимаются как сетевые игры, а не процесс последовательного развития, прогресса. С этим связан феномен безответственности элит и постправды как новой нормальности. В этом поле возможны «переигрывания» результатов коллективного действия, доставшихся живущим поколениям в виде общей исторической памяти – но речь в этом случае идёт не о создании «ложной исторической памяти», а о деконструкции исторической памяти как части идеи развивающейся истории в принципе. На место идее исторической памяти как основы социальной идентичности и связанных с ней нормативно-ценностной ориентаций личности приходит подобная новому мифу идея виртуальной фантазматической игры в реальность, где все составляющие социального процесса геймифицированы и не имеют постоянной природы. Реальность представлена здесь как плоский мир визуальных образов, изначально лишённый необходимости в симуляции, поскольку в нем не мыслится никакого процесса разворачивания истории, который было бы возможно и необходимо спектаклизировать, симулировать.
Другой вариант выхода из современного кризиса неоколониализма связан с идеей, которая восходит к восточной религиозно-мировоззренческой традиции не пророческого, но мистического воззрения на мир. Согласно этому воззрению мир представляет собой вечные перемены взаимообусловленных и существующих с необходимостью качественно разнородных элементов, которые находятся в комплексных динамичных качественно меняющихся взаимосвязях. Разнородный мир в этой картине мира выглядит не хаосом, но пространством различных путей и стратегий самореализации, а перспектива гармонизации видится не на основе подчинения и контроля, но на основе взаимосогласования и самоконтроля. Вместо приведения разнородных элементов мира к единому основанию в рамках этой идеи необходимо воссоздать исторически утраченную гармонию между ними. «Лишним» здесь будет не то, что выходит за рамки единого порядка и качественного стандарта, а то, что препятствует гармонизации и сохранению исторически сформировавшегося мирового разнообразия укладов жизни. Выходом из кризиса неоколониального миропорядка с такой позиции видения будет не создание качественно нового механизма организации и управления разнообразием форм общественной, экономической, политической и культурной жизни народов, но приведение их в новое качество взаимоотношений.
Это состояние может быть достигнуто на основе использования возможностей новых коммуникативных технологий, позволяющих учитывать разнообразие и качественную специфику интересов каждого участника социальной жизни. Движение к нему может составить целый исторический этап, который можно назвать антиколониализмом – поскольку разного рода диспропорции мироустройства, порождённые в эпоху колониализма, будут существовать ещё достаточно долго и будут предметом их совместного позитивного преодоления. Этапы разворачивая колониальных и неоколониальных систем могут быть пройдены в обратном порядке, это потребует новой повестки как международной жизни, так и новых политик на уровне национально-государственных образований.
Антиколониальная перспектива не отрицает необходимости перехода к новому технологическому укладу, она может быть эффективно создана на основе нового технологического уклада, с использованием возможностей искусственного интеллекта. В этом случае отношения между бывшими колониями и метрополиями должны смениться отношениями нового партнерства в целях сохранения и воссоздания исторически присущего народам разнообразия.
В этом ключе центральным вопросом становится решение этических проблем, возникающих в контексте перехода к управлению процессами на основе использования систем искусственного интеллекта – это вопросы, с одной стороны, этических принципов, заложенных в процесс развития самих программ и, с другой – вопросы формирование этических оснований сообществ, которые его используют, формирования новой культуры государства, бизнеса, общественных организаций. Подобными проблемами уже сейчас заняты многие страны и организации, развивающие искусственный интеллект (ИИ). Так, в Китае летом 2017 года был принят План развития технологий ИИ следующего поколения. Это одна из самых продвинутых подобных стратегий, которая включает в себя инициативы, цели исследований и разработок в этой сфере, рекомендации местным органам власти, ключевые показатели эффективности и задачи развития страны в разрезе до 2030 года. Одной из важных задач является создание правовых и этических норм в этой сфере, а также обеспечение безопасности систем ИИ. Европейским союзом (ЕС) в апреле 2018 года был принят 20-страничный документ, в котором излагается подход ЕС к ИИ. На уровне Совета Европы Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ) приняла Европейскую этическую хартию об использовании ИИ в судебных системах и смежных областях. В январе 2019 года Консультативный комитет Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Конвенция 108+) опубликовал Руководство по искусственному интеллекту и защите данных. Изучением правовых и этических аспектов внедрения ИИ занимаются и на национальном уровне в странах Европы. В России во время работы над Национальной стратегией по ИИ многие эксперты высказались о необходимости расширения общественного диалога для обсуждения актуальных этических проблем ИИ, а регулирование названо одним из движущих факторов развития этой технологии. Попытки выработать соответствующие этические правила уже предпринимаются экспертным сообществом - например, сформулированы 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, существуют Монреальская декларация об ответственном развитии ИИ, [11.] Модельная конвенция робототехники и ИИ [12.]. Летом 2019 года страны «большой двадцатки» смогли договориться о принципах обращения с ИИ. Они прописаны в совместном заявлении по итогам встречи министров экономики государств G20. [13.] Эти принципы носят рекомендательный характер – поскольку социальный статус ИИ не определён. Согласно документу, разработчики и пользователи технологий ИИ «должны уважать основные юридические принципы, права человека и демократические ценности». Отмечается, что только сам человек должен быть инициатором использования ИИ. Таким образом, будет повышаться уровень доверия к технологиям ИИ и полной их реализации. Системы ИИ также должны быть «устойчивы, защищены и надежны» и не должны приводить к «неприемлемым рискам». По мнению экспертов, в идеале свод таких этических правил должен носить межгосударственный характер. Вопрос о вмешательстве регуляторов для установления баланса между интересами индустрии и общества часто подразумевает обращение к инструментам «мягкого» права, в том числе созданию сводов этики. Опасность, связанная с ИИ, лежит в способности принимать решения высокого качества – то есть такие, которые могут повлиять на большое количество различных процессов, групп людей и, в перспективе, целых стран. Функция полезности осуществляемых действий ИИ для достижения результата задаётся оператором. Об этом пишет Стюарт Рассел – соавтор книги «Искусственный интеллект: современный подход». [14.] Он отмечает, что на сегодня есть две проблемы: во-первых, функцию полезности не всегда можно соотнести с человеческими показателями, которые сложно определить, во-вторых, достаточно продвинутая система ИИ предпочтёт обеспечить собственное существование и занять физические и вычислительные мощности, но не ради «собственной» выгоды, а для решения поставленной ему задачи. Регулятор в лице государства и законов, которые могут быть приняты в этом поле использования ИИ, сыграет ключевую роль, сможет задать правильный и мирный вектор для дальнейшего развития систем ИИ.