Shein сейчас одна из самых больших модных компаний, но очень мало известно о ее истоках.
Она была основана в 2012 под именем SheInside, и по некоторым данным начинала с продажи свадебных платьев заграницу со своей первой штаб-квартиры в городе Нанджинг, Китай. (Представитель Shein опроверг информацию, что они когда-то продавали свадебные платья, но отказался предоставлять другие детали об их истории). Компания говорит, что их основатель Крис Ксу родился в Китае, хотя уже удаленный пресс релиз говорил, что он из США.
Shein со временем расширились и стали предлагать одежду для женщин, мужчин и детей и также все от товаров для дома до товаров для животных, но их основным бизнесом остается продажа одежды нацеленной на женскую аудиторию подросткового возраста и двадцатилетних - поколение, которое выросло находя свой личный стиль на таких платформах как Инстаграм и Пинтерест.
Их одежда нацелена не на китайских клиентов, а на экспорт. В мае компания стала самым большим приложением для шоппинга в США, как для Андроид так и iOS, и в том же месяце поднялась в топ в рейтингах iOS в более 50 стран. Это второй по популярности сайт для шоппинга в мире.
По данным Bloomberg, к 2020 году продажи Shein выросли до 10 миллиардов долларов, что на 250% больше, чем годом ранее. В июне на долю компании приходилось 28% всех продаж быстрой моды в США - почти столько же, сколько и H&M и Zara вместе взятые. В том же месяце был выпущен отчет о том, что состояние Shein превышает 47 миллиардов долларов, что делает его одним из самых ценных частных стартапов в индустрии высоких технологий. (Shein отказались сказать, точны ли цифры продаж или оценки.)
Быстрый рост Shein вызвал ряд противоречий. Многие дизайнеры обвинили их в краже их работ, а такие бренды, как Levi Strauss и Dr.Martens, подали на компанию в суд за нарушение авторских прав. (Первый позже согласился на денежную компенсацию (сумма не раскрывалась), а Shein сказали, что не комментируют продолжающийся судебный процесс). Его также использовали для продажи культурно или исторически оскорбительных товаров, таких как ожерелья со свастикой. Но более того, правозащитные группы и журналисты обнаружили доказательства того, что бикини c Shein за 11 долларов и топы за 7 долларов были сделаны людьми, работающими в тяжелых условиях, в то время как эксперты по окружающей среде предупреждали, что те же самые вещи часто надевали только один раз, прежде чем выбросить.
В основе этих проблем лежит агрессивная бизнес-модель этой компании. Сравнения их с гигантами быстрой моды, такими как H&M, упускают главное: они больше похожи на Amazon, управляющую обширным онлайн-рынком, объединяющим около 6000 китайских фабрик одежды. Они объединяют их с запатентованным программным обеспечением для внутреннего управления, которое практически мгновенно собирает отзывы о том, какие товары успешны, а какие нет, что позволяет Shein заказывать новые партии виртуально по запросу. Товар заказывается через программное обеспечение; какой-то оригинальный, другой взятый из уже имеющихся на фабриках продуктов. Безупречная рекламная кампания осуществляется из главного офиса Shein в Гуанчжоу.
Через своих партнеров-производителей в Китае Shein производит и тестирует тысячи различных товаров одновременно. Согласно данным, собранным Rest of the World, в период с июля по декабрь 2021 года в приложение ежедневно добавлялось от 2000 до 10000 единиц товара. Компания подтвердила, что сначала заказывает небольшую партию каждого предмета одежды, часто несколько десятков штук, а затем ожидает реакции покупателей. Если укороченный жилет-свитер станет хитом, Shein заказывает еще. Они называют систему «моделью крупномасштабного автоматизированного тестирования и повторного заказа (LATR)».
«Быстрая мода известна тем, что очень часто пополняется новыми товарами», - сказал Шенг Лу, профессор Университета Делавэра, изучающий мировую текстильную и швейную промышленность. «Но Shein совершенно другие». Исследование Лу показало, что с января по октябрь 2021 года компания предлагала в 20 раз больше новинок, чем Zara и H&M.
Деятельность Amazon в Китае могла непреднамеренно способствовать успеху Shein. Примерно с 2013 года гигант электронной коммерции начал агрессивно привлекать производителей в стране для продажи дешевых товаров за рубежом на своей сторонней торговой площадке. Когда китайские продавцы присоединились к платформе, западным потребителям стали доступны тысячи новых брендов, продающих базовые товары от кухонных принадлежностей до зарядных устройств для электроники под незнакомыми названиями, такими как Nertpow, FRETREE и BSTOEM.
Amazon предоставил этим фабрикам огромную возможность избавиться от западных посредников и начать изучать вкусы американских покупателей. В свою очередь, Amazon смогли обойти цены своих конкурентов, и к 2020 году 40% ее сторонних продавцов находились в Китае.
Но партнерство между Amazon и китайскими производителями в конечном итоге начало ухудшаться. Жалобы клиентов на подделки и опасные продукты из Китая наносили ущерб репутации технологической компании, и в сентябре этого года Amazon запретил сотням китайских продавцов использовать предположительно фальшивые обзоры продуктов. Многие продавцы также не были полностью довольны Amazon, которая требовала от них соблюдения постоянно меняющегося набора политик и уплаты высоких комиссий за такие услуги, как складирование и выполнение заказов.
«Это очень высокая стоимость», - сказал Ду Тяньчи, основатель компании по производству одежды в китайской провинции Цзянсу, которая занимается продажей на Amazon и AliExpress. «Когда товар заканчивается на складе Amazon [в США], нам приходиться пополнять его из Китая, что отнимает много времени».
Растущее недовольство Amazon среди китайских продавцов открыло окно для Shein, который нанял многих из них для поставок на свои собственные платформы. Но Shein не просто пытался составить конкуренцию Amazon: он присоединился к ней. Компания предлагает тысячи собственных продуктов на торговой площадке Amazon, в том числе некоторые ставшие бестселлерами.
«Amazon возбудил тягу к покупкам в Интернете, научил [американцев] делать покупки в Интернете и создал привычку», - сказала Эллисон Мальмстен, аналитик рынка Китая в Daxue Consulting в Гонконге. «Shein это понял и решил оптимизировать».
Вместо того, чтобы напрямую имитировать Amazon, Shein расширялся, привнося черты китайского геймифицированного рынка электронной коммерции в остальной мир. Интернет-магазины в стране превратились в форму развлечения, включающую прямые трансляции, флэш-распродажи и заманчивые всплывающие окна, которые заставляют потребителей просматривать новейшие продукты. Taobao, внутренняя китайская платформа электронной коммерции, принадлежащая Alibaba, помогла внедрить интерактивные функции, такие как индивидуальные рекомендации по продуктам, и даже встроила в свое приложение мини-социальную сеть. Shein использовал аналогичные компоненты на своей платформе, в том числе систему баллов, которая награждает покупателей за совершение покупок, оставление отзывов и участие в мини-играх.
Мальмстен сказал, что Shein многому научился из стратегий китайских компаний электронной коммерции. «Shein принес этот стиль [шоппинга] на Запад, и он действительно работает с поколением Z», - сказала она.
Наблюдая за быстрым ростом компании, крупные китайские технологические гиганты и новые стартапы теперь спешат подражать ей. В конкуренции участвуют ByteDance и Alibaba, которые работают над платформами электронной коммерции, ориентированными на ту же международную демографию, что и Shein. Кроме того, есть такие бренды, как Cider, бренд одежды из Гонконга, поддерживаемый легендарной венчурной компанией Andreessen Horowitz. В сообщении в блоге о своих инвестициях компания описала Cider как «рынок глобальных фабрик, который позволяет пользователям иметь больший выбор, чем Zara, по цене Forever 21, по щелку пальцев».