К началу 2000-х годов у Китая для "вхождения" в ЦА уже имелись важные побудительные мотивы. В Пекине полагали, что ослабление позиций России в центральноазиатской части постсоветского пространства и начатая в 2001 г. международная операция в Афганистане создавали реальную угрозу заполнения геополитического вакуума в ЦА американо-натовскими силами. Ускорял активизацию Китая в ЦА и фактор Синьцзяна, где промышленный рост сопровождался в 90-е годы установлением тесных торгово-экономических контактов с центральноазиатскими странами.
На современном этапе ускоренное взаимодействие Китая со странами ЦА связано с его возвышением как второй экономики мира. Важнейшим феноменом международной жизни XXI в. стало вхождение Китая в мировую политику, сопровождающееся активизацией его взаимодействия с возрастающим числом стран и регионов мира.
Импульс усилению экономической роли Китая в ЦА придали запущенные им в 2013 г. программы, которые намечали воссоздание сухопутных и морских транспортных магистралей с тем, чтобы они связали торговыми путями Азию и Европу. Объединившая эти проекты концепция "Один пояс, один путь" (ОПОП) включает в себя такие составляющие, как политическое сближение, инфраструктурные связи, свободная торговля, обмен капиталами, сближение народов.
В 2020 г., прошедшем под знаком коронавирусной пандемии, Китай единственным из крупных экономик мира продемонстрировал экономический рост, намереваясь и в дальнейшем совершенствовать стратегию своего развития.
Не удивительно поэтому, что к 2021 г. Китай утвердился в ЦА в качестве одного из ведущих инвесторов, торговых партнеров и кредиторов, потеснив в ряде случаев Россию и традиционных европейских компаньонов стран региона. Особую значимость для Китая с его бурным промышленным ростом приобрели энергетические ресурсы ЦА. Даже несмотря на усилия, предпринимаемые китайским правительством в направлении переориентации национальной экономики на менее затратные сферы энергетики, зависимость страны от импорта углеводородов (более чем на 70%) продолжает расти.
Большая часть нефти, столь необходимой для китайских производителей, поставляется в КНР по морю — в основном из Персидского залива и Африки. Однако в связи с появившимися новыми обстоятельствами (увеличением в 2020 г. стоимости морских перевозок; периодически возникающими угрозами грузам, следующим в Китай через Малаккский пролив и Южно-Китайское море, где потенциальный конфликт Китая с США так и не снят с повестки дня) в Китае рассматривают более выгодные альтернативы — в частности, оказавшуюся конкурентоспособной российскую трубопроводную нефть. Важным остается для Китая и приток энергоносителей — нефти и газа — из ЦА. Этот регион открывается также для Китая как удобный транзитный путь для его товаров, направляемых в Европу. Политическая составляющая интереса Китая к ЦА сводится в основном к его усилиям по охране своих границ, сопредельных со странами ЦА (преимущественно в районе Синьцзяна). Китай, как и Россия, озабочен ситуацией в Афганистане, где, примкнув к террористической структуре "Исламское государство" (запрещена в России), обосновались выходцы из китайского Синьцзяна — боевики "Исламского движения Восточный Туркестан", запрещенного как в самом Китае, так и в России.
Странам ЦА Китай интересен прежде всего как инвестор и важный торгово-экономический партнер. Кроме того, опыт Китая в постепенной трансформации своей политико-экономической системы и создании успешно конкурирующей в мире экономической модели востребован в ЦА Казахстаном, лидирующим в экономическом развитии, или же Узбекистаном, относительно недавно приступившим к глубокому реформированию своей политической и экономической системы.
Наряду с позитивом, двусторонние отношения с Китаем части стран ЦА (особенно Казахстана, Киргизии и Таджикистана) отмечены серьезными раздражителями, имеющими разные свойства. Центральноазиатский социум тревожат, в частности, опасения превратиться в сырьевой придаток китайской экономики, угроза китайской демографической экспансии, создание условий, при которых стала бы возможной передача Китаю сельскохозяйственных угодий, а китайская сторона продолжила бы неправомерно использовать трансграничные воды.
Трудно при этом не заметить причастности к разжиганию в Центральной Азии синофобских настроений прямых конкурентов Китая — Соединенных Штатов и Евросоюза. Они, концентрируя первоочередное внимание печатных и электронных СМИ на вопросах нарушения Пекином прав этнических меньшинств, стараются таким образом помешать реализации в ЦА инициативы "Один пояс, один путь" (как, впрочем, и программы ЕАЭС). Облегчаются действия США тем, что курс на вытеснение из региона России и Китая оставался неизменным при всех американских администрациях. Эта цель присутствовала сначала в разрабатывавшихся администрациями Клинтона, Буша, Обамы политико-идеологических проектах, призванных составить конкуренцию РФ и Китаю в борьбе за политическое и экономическое влияние в Центрально-Азиатском регионе, а затем и в запущенной американским госдепартаментом в октябре 2015 г. инициативе "С5+1". Она предусматривает проведение на регулярной основе встреч с госсекретарем США пяти министров иностранных дел центральноазиатских государств. Последнюю такую министерскую встречу государственный секретарь США Майк Помпео (занимал этот пост с 25 апреля 2018 по 20 января 2021 г.) провел 3 февраля 2020 г. в Ташкенте, где он презентовал новый документ администрации — "
Стратегию Соединенных Штатов для Центральной Азии на 2019—2025 гг. Продвижение суверенитета и экономического процветания".
Что касается России, то, хотя в ее отношениях с Китаем негласно присутствует экономическое соперничество, она по магистральным направлениям действует в ЦА в формате, который определен союзническими российско-китайскими межгосударственными отношениями. Важно, что их устойчивый и долговременный характер был подтвержден на состоявшихся 23 марта 2021 г. в китайском Гуйлине переговорах министров иностранных дел РФ и КНР и в подписанном ими важном документе — "Совместном заявлении по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях".
Что касается ЦА, то здесь Россия намерена продолжить сопряжение евразийской интеграции с китайской инициативой ОПОП, о чем, в частности, заявил 5 февраля 2021 г. в Алматы российский премьер в своем выступлении на форуме "Digital Almaty 2027", проведенном в рамках очередного заседания Евразийского межправительственного совета. В плане поддержания безопасности в ЦА и решимости не допустить возникновения здесь очагов террористической активности и религиозного экстремизма Россия намерена совместно с Китаем предотвращать исходящие из Афганистана угрозы, способные нарушить стабильность как в центральноазиатских государствах, так и в китайском Синьцзяне. Совпадают эти взаимопересекающиеся цели и с интересами стран ЦА, которые поддерживают Россию и Китай в их усилиях, направленных на формирование полицентричного мира. Именно такое мироустройство, открывающее странам больше простора для суверенного национального развития, отвечает чаяниям обеих глобальных держав, их союзников и партнеров в ЦА. Совместное пространство интересов российско-китайского тандема расширяется, превращаясь в важнейший фактор международной политики, военной стратегии, решения задач противодействия попыткам американского глобального доминирования. В сложные пертурбации в Центральной Азии, где разворачивается конкуренция между Россией, Китаем, США и их союзниками, постепенно вовлекаются и крупные региональные державы Евразии. Турция и Иран — в их числе.