С самого начала существования космической программы Вашингтон привлекал к участию в ней частный бизнес. Так, в 1961 г. на лунной программе "Аполлон" заработали частные подрядчики, в том числе и компания Boeing, один из создателей ракеты "Сатурн-5", отправившей астронавтов на Луну. Ракета стоила 185 млн долл, (примерно 1.3 млрд в современном эквиваленте). Телекоммуникационная компания Motorola получила от НАСА 15.5 млн долл, (примерно 108.5 млн на сегодняшний день) за разработку спутниковой системы передачи данных "Аполлона". Именно транспондер, произведенный Motorola, передал в июле 1969 г. слова астронавта Нила Армстронга на Землю. Компания Honeywell, американский производитель электроники, разработал для НАСА системы стабилизации и управления за 141 млн долл, (почти 1 млрд по нынешним ценам) [15].
В дальнейшем частный бизнес был также важной частью американской космической программы, например при президентстве Рональда Рейгана, который был сторонником свободной рыночной экономики и поэтому активнее пытался привлекать бизнес в космические проекты. В 1984 г. именно по его инициативе был создан Отдел космических коммерческих перевозок (Office of Commercial Space Transportation) в рамках принятого в том же году закона о коммерческих космических запусках. Это было подразделение офиса министра транспорта, которое занималось регулированием запусков ракет частными компаниями, но в 1995 г. эти полномочия были переданы Федеральному управлению гражданской авиации
США.
Однако событие, подтолкнувшее Америку встать на путь более масштабной коммерциализации космоса, произошло 28 апреля 2001 г. Тогда американский миллиардер Деннис Энтони Тито стал первым космическим туристом: он провел почти неделю на МКС. Тито отправился в космос с Байконура на российских "Союзах", заплатив "Роскомосу" 20 млн долл. Программа космических шаттлов на тот момент была активна, но НАСА отказалось транспортировать его на МКС: во-первых, Тито не был профессиональным астронавтом; во-вторых, ему тогда было 60 лет и в случае его гибели ответственность взяло бы на себя НАСА; в-третьих, у США уже был трагичный опыт транспортировки гражданских лиц в
космос [19]. Но Россия решилась на это. Один из важных аспектов в данном событии — тот факт, что посредником между российской стороной и Тито стала частная космическая компания США Space Adventures, основанная еще в 1998 г. Именно успешная подготовка Тито и его полет в космос на корабле "Союз" подтолкнули НАСА на поддержку частных космических компаний, вдохновив ряд американских и британских предпринимателей, в том числе Ричарда Брэнсона, Джеффа Безоса и Илона Маска, на создание Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX в 2000-х годах. После Тито в космос полетели другие туристы — американцы, южноафриканцы и канадцы. За 2001—2011 гг. на МКС побывали семь
человек, один из них — разработчик программного обеспечения (Microsoft Excel, Multiplan и Word) Чарльз Симони — побывал в космосе дважды. Во всех случаях — всего было восемь полетов на МКС — космические туристы тренировались в Звездном городке и отправлялись на "Союзах" через посредничество Space Adventures. После 2011 г. американская программа шаттлов устарела, и НАСА выкупило места на "Союзах" для астронавтов, поэтому с этого времени космические туристы больше не летали на МКС, но частные компании взяли инициативу в свои руки. В мае 2012 г. SpaceX объявила о начале запуска программы Dragon С2+, целью которой была доставка топлива и продовольствия на МКС при помощи космических кораблей. Данная инициатива не казалась американцам невероятной, так как SpaceX продемонстрировала успехи еще в декабре 2010 г.: тогда компания отправила на земную орбиту космический корабль, который успешно вернулся на Землю. SpaceX стала первой негосударственной компанией, осуществившей подобного рода миссию. Показателен и тот факт, что космический телескоп TESS, пришедший на смену Kepler в апреле 2018 г., был запущен ракетой-носителем Falcon-9, разработанной SpaceX. В мае 2020 г. основатель SpaceX Илон Маск впервые провел успешный запуск пилотируемого корабля Crew Dragon на МКС. Для США это стало очередным экономическим, технологическим и политическим успехом. Впоследствии представители НАСА дали понять, что могут отказаться от "Союзов" в связи с успешными попытками "коммерциализировать" космос. Кроме того, частные космические компании помогут Соединенным Штатам избавиться и от другой зависимости: на данный момент американцы используют российские двигатели РД-180 для производства ракет-носителей Atlas V, но Маек заявлял, что работает над двигателем Raptor, который заменит РД-180 [20, 21].
Тот факт, что все космические туристы тренировались в России и отправлялись в космос на "Союзах", частично объясняет, почему частные инициативы получают поддержку НАСА. После 2015 г. было выделено 120 млн долл, на тендеры частным подрядчикам, в сентябре 2019 г. финансирование получили 14 американских компаний (от SpaceX' Blue Origin до Astrobotic) в размере 43 млн долл, для разработки технологий и комплектующих космических кораблей, которые будут использоваться для реализации лунной и марсианской программ. НАСА уже не первый год развивает программу ССР (Commercial Crew Program), цель которой — финансирование частных космических пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС. Собственно, Crew Dragon и стал участником этой инициативы. С 2014 г. НАСА выделило SpaceX более 3 млрд долл., a Boeing — почти 5 млрд долл, для производства и тестирования пилотируемых космических кораблей, способных регулярно доставлять астронавтов на МКС. Сегодня НАСА и Boeing ведут работу по подготовке Starliner, конкурента Crew Dragon, для запуска на МКС [22]. Подобное сотрудничество между государством и частными предприятиями нельзя назвать стопроцентной частной инициативой: все-таки без поддержки государства многие проекты Маска остались бы только на бумаге. Как отметил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, после запуска Crew Dragon компания Маска "безвозмездно получила в свое распоряжение не только построенный государством космодром, оплаченный НАСА научно-технический задел и лучшие инженерные кадры, но и бюджетные средства на создание своего корабля" [23].
Именно зависимость от России и стремление утвердить свое лидерство практически во всех сферах освоения космоса заставляют американцев больше инвестировать в частную космонавтику. Их намерение стать более самодостаточной космической державой — одно из проявлений современной космической гонки. И США, несомненно, лидируют, причем с большим отрывом, о чем свидетельствуют наличие достаточного количества частных космических компаний, их успехи и вовлеченность в проекты НАСА. Сегодня в стране насчитывается минимум пять предприятий, способных осуществлять коммерческие перевозки туристов в космос. Среди них — Boeing, SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic, Orion Span. При этом Blue Origin и Virgin Galactic специализируются на суборбитальных полетах (100 км от поверхности Земли), в то время как Boeing и SpaceX планируют осуществлять орбитальные полеты (на высоте 400 км) на МКС. В коммерческой космонавтике будут задействованы и компании-посредники, такие как Space Adventures, Axiom Space и Virgin Galactic [24,25]. Если говорить про экономику коммерческой космонавтики, то она выглядит прибыльной. Цифры говорят сами за себя: Virgin Galactic к сентябрю 2020 г. продала около 600 билетов за 200—250 тыс. долл, каждый. По оценкам банка UBS, объем рынка космического туризма, в том числе услуг по суборбитальным и орбитальным полетам, может составить 3 млрд долл, к 2030 г.
Таким образом, все вышеперечисленные компании — как производители космических кораблей, так и посредники — являются главными участниками не только внутренней космической гонки в борьбе за финансирование от НАСА, но и внешней, поскольку демонстрируют экономическую, технологическую, инновационную мощь Америки. На данном этапе идет конкуренция не только технологическая, но также информационная: каждая из компаний активно борется за клиентов — новых космических туристов. Неудивительно, что амбиции игроков этого рынка растут, а их публичные заявления как будто ставят цель оказать психологическое давление на соперников. Так, в феврале 2021 г. Илон Маск заявил, что собирается в этом году отправить в космос экипаж, полностью состоявший из четырех гражданских лиц, чего в истории мировой космонавтики еще не было [26].