Первая модель предполагает, что коллективная и индивидуальная жизнь существуют одновременно и люди объединены совместным интересом развития, отдельные индивиды нужны друг другу как носители тех свойств, которыми не обладают сами. Они синтезируются в такое состояние общественной жизни, которое он называет «органической солидарностью». Солидарность - это то, что держит общество вместе, и при этом каждый человек, будучи отличным по социальным качествам от других, занимает в этой системе солидарности свое место. Это похоже на функционирование организма, где у каждого органа есть свое четко определенное место в едином целом. В эпоху развития индустриализма Дюркгейм уделял большое внимание профессии, поскольку она определяла то, ценность человек представляет для общества. Для осуществления солидарности необходима определённого рода системы ценностных и нормативных представлений, которыми руководствуются люди в своём поведении. Органическая солидарность предполагает, что развитие каждого индивидуума как элемента этого «общественного тела» способствует социальному прогрессу, так как приносит ему пользу, поэтому эти индивидуумы получают престиж, делая то, что нужно всем, — ведь если бы они делали что-то бесполезное, мы вряд ли стали их уважать. Их индивидуальное творчество получает таким образом достойную оценку. Иными словами, чтобы индивидуальные достижения ценились, как это ни странно, должен существовать некий коллективный консенсус по этому поводу. Мы, как коллектив, должны быть уверены в том, что мы ценим определенные индивидуальные достижения. Если же его нет, то каждый начинает уважать собственный успех, испытывая к окружающим в первую очередь подозрение и зависть. Дюркгейм даже говорит, что в современном социуме, обществе с органической солидарностью, должен укрепиться так называемый культ индивида. Мы, как коллектив, должны верить в ценность человеческой индивидуальности.
Вторая модель предполагает, что коллективная и индивидуальная жизнь не могут существовать одновременно, что они чередуются во времени. Это значит, что основную часть времени мы живем своей обычной частной жизнью и ни в какую коллективную не вовлечены. Но время от времени возникают какие-то коллективные события, возбуждающие у нас то, что он называл «коллективными эмоциями». Они увлекают нас, и благодаря им мы осознаем себя частью коллектива. Иными словами, социальный порядок поддерживается этими моментами интенсивной коллективной жизни — по его словам, «бурлением коллективных чувств». Эти чувства, вызванные необычным поведением, со временем ослабевают, но мы все же продолжаем испытывать их в себе.
Для Дюркгейма таким типичным примером «бурления» коллективных чувств являются значимые для той или иной общности людей праздники, где люди празднуют вместе, вырываются из привычного состояния, когда они способны переходить какие-то привычные для себя границы поведения. Это состояние оставляет длительный след, который постепенно стихает, но некоторое время держит людей вместе и за счет этого общество продолжает существовать как устойчивое единство. Именно в эти моменты закрепляются социальные ценности - понимание того, во что люди верят, ради чего они живут, ради чего им стоит жить, формируются убеждения, ради которых люди готовы действовать. В эти периоды происходит трансформация людей, они усваивают глубокие верования и убеждения, которые ими в дальнейшем руководят.