Сложность с определением интегрального и содержательного имени для нового состояния социального космоса, где прежние конструкции теряют надлежащую устойчивость, коренится, помимо неясностей с общей концепцией, в семантике, тяготеющей к трехчленной структурности (подземное – земное – небесное; древнее – среднее – современное/новое), понуждая использовать производные от предельно сформулированной ключевой категории – Современность/Модернити. Другими словами, ограниченная возможность полноценной деконструкции этой матрицы предопределяет лексическую скудость при выборе наименования для нового исторического эона.
Рассуждения о глобализации – это внятный язык привычного режима знания. Однако не меньшее, а, пожалуй, даже большее значение приобретает сейчас кризис институтов «всемирной бюрократии» (Бруно Рицци), административных, коллективистских, идео-партийных тотальностей, прочих унифицирующих механизмов. И напротив, нарастают – как генеральное направление перемен – процессы индивидуации и приватизации ветвящейся футур-истории (Александр Неклесса), расщепления политических структур и замещения субординативности субсидиарностью, демонстрируя кризис национального инстинкта («мир принадлежит не странам, а людям»). Развивается также универсальный синтез коммуникационной, технической и антропологической сложности.
Специфика прогнозируемой среды обитания сложного человека в сложном мире – Постсовременности, в повсеместно продуцируемой множественности суверенитетов с фрактальными обертонами (политическими, социальными, персональными, культурными, эпистемологическими, экзистенциальными) как результат делегирования или завоевания. Комплексная реальность, возникающая в лоне прежней культуры при цивилизационном исходе из мира индустриальной унификации в просторность личностного разнообразия, обладает иной по отношению к Современности формулой полицентризма основанной не на национальном, а на диаспоральном, корпоративном или индивидуальном суверенитете. Однако в зоне действия прежней социокультурной гравитации, природа Постмодерна постигается, определяется и оценивается преимущественно посредством оптики, аппарата и категорий современной культуры.
Трансмодернизм – сумма разбегающихся антропологических галактик, ареалов обитания изгоев и пионеров, покидающих вселенную Современности, живущих своею жизнью и обустраивающих, подобно предшественникам – homines moderni из генерации Модернити, новые, невоплощенные до времени миры. Занимая социокультурную позицию с отличным от прежнего модуса режимом действия и знания, это распределенное по планете сообщество генерирует ферменты перемен, самостоятельные смыслы, общественные и языковые конструкты, колонизируя и культивируя призрачные, зыбкие земли. Множественность и партикулярность проявлений молекулярной и персонализированной реальности фиксируется категорией метамодернизм (ср. колониальность, постколониальность и деколониальность).