Экономические инициативы по местному и региональному развитию должны стать одним из важнейших компонентов развития муниципальной экономики. Расширенный комплекс политик, стимулирующих экономическое развитие территорий, должен предусматривать: содействие развитию местного бизнеса, продвижение новых видов производства и услуг, в том числе - в формате ПЧП.
Этому будет способствовать нормативное закрепление исключительных сфер ответственности органов местного самоуправления по территориальному планированию, региональному развитию и т.п.
С целью достижения приоритетов устойчивого экономического развития территорий целесообразно сконцентрировать деятельность органов самоуправления на привлечения инвестиций, стимулирования развития малого и среднего бизнеса в приоритетных секторах и систематически проводить оценку эффективности реализации политики экономического развития на местах и эффективности управления экономическим развитием территорий.
В сфере жилищно-муниципального хозяйства: инициирование местными властями создания фондов совместного инвестирования ОСМД для реконструкции жилого фонда, а также муниципально-частное партнерство для предоставления муниципальных услуг и модернизации инфраструктуры. Устаревшее оборудование муниципального хозяйства и недостаток инвестиционных средств на его восстановление - один из основных вызовов экономическому развитию на местах сегодня.
А) муниципально-частное партнерство для предоставления муниципальных услуг и модернизации инфраструктуры. Для модернизации отрасли ЖКХ только бюджетных и средств жилищно-муниципальных предприятий недостаточно. Необходимо привлечение частного капитала в ЖКХ. Одной из форм привлечения инвестиций в жилищно-муниципальный комплекс, которая эффективно используется многими странами, является муниципально-частное партнерство между органом местного самоуправления и частной компанией или предпринимателем для предоставления муниципальных услуг и улучшения инфраструктуры, в частности такие его формы - концессия, аутсорсинг, аренда, управления, др. Муниципально-частное партнерство позволяет без приватизации имущества, принадлежащего обществу, привлекать частного партнера к его модернизации, созданию и управлению.
Частная компания предоставляет услуги, пользуясь активами, находящимися в муниципальной собственности.
Преимущества муниципально-частного партнерства включают: повышение эффективности управления; привлечение инвестиций; внедрение инновационных решений; передача технологий; распределение предпринимательских и инвестиционных рисков между партнерами.
В мировой и европейской практике государственно-частное партнерство широко распространено в сфере
водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), общественного транспорта, энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Во многих европейских государствах управлением и содержанием жилья занимаются
частные управляющие компании или товарищества. В соответствии с договорами с местными властями частные управляющие компании берут на себя обязательства осуществлять квалифицированное управление и обслуживание объектов городского жилищного фонда, проводить в них различные виды текущих ремонтов, содержать в надлежащем санитарном состоянии придомовые территории и тому подобное. Средства, которые платят жители эксплуатационных расходов жилого фонда, получают управляющие компании. Они определяют объемы работ, которые необходимо выполнить в том или ином доме, а также исполнителей этих услуг.
В Украине муниципально-частное партнерство, как и государственно-частное партнерство пока не получило широкого распространения. Однако в последние годы уже появились примеры привлечения частного сектора в сферу муниципальных услуг, в частности в таких сферах: теплоснабжение и водоснабжение, системы управления отходами (развитие контейнерной системы сбора мусора и благоустройства полигона ТБО), здравоохранения, создания управляющих компаний по обслуживанию жилого фонда (например, в Кременчуге были созданы первые частные управляющие компании - ООО «Житлорембудсервис», «Добробут» и «Перспектива»).
Несовершенство финансовых и других механизмов сотрудничества частных и государственных структур в рамках муниципально-частного партнерства тормозит его внедрение и развитие. Для привлечения средств частных инвесторов важно обеспечить юридический механизм их возврата, например в сфере энергосбережения - за счет полученных сбережений от уменьшения потребления тепла и электроэнергии.
Б) Муниципальные фонды совместного инвестирования ОСМД для реконструкции жилья Материально-техническая база жилищного хозяйства городов является крайне изношенной, оборудование устаревшее и энергоемкое. Около 90% жилого фонда страны построено еще во времена Советского Союза. В устаревших домах большие потери тепла и воды. Низкое качество и низкая энергетическая эффективность устаревшего жилья, а также физическая и моральная изношенность часто требуют капитального или текущего ремонта. Реновация зданий не проводилась десятилетиями. Для такой реновации необходимы огромные финансовые ресурсы, которых нет ни в государственном, ни в местных бюджетах.
В результате - недостаточное качество предоставления жилищно-муниципальных услуг, отсутствие реальной возможности у населения осуществлять контроль за распределением и использованием средств, которые они платят за жилищно-муниципальные услуги. При этом расходы на содержание домов постоянно растут.
Реформирование жилищно-муниципального хозяйства предусматривает создание и активное участие ОСМД как новой организационной формы содержание жилья. В связи с этим требует решения вопрос подготовки жилых домов к передаче их на самообслуживание ОСМД, а также выделение помощи ОСМД для капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных сетей объекта (там, где уже были созданы и управляют ОСМД). Внедрение таких проектов может осуществляться на условиях со-финансирования за счет бюджетных средств (государственные программы и местные бюджеты) и средств ОСМД.
Для удобства и облегчения ведения совместной хозяйственной деятельности двух или более домов, в каждом из которых зарегистрировано ОСМД, могут
объединиться в ассоциацию. И уже тогда совместно решать некоторые хозяйственные вопросы - например, нанять одного управляющего. В таком случае ОСМД делегируют часть полномочий ассоциации. Согласно законодательству, в ассоциации могут входить объединения, которые используют совместно внутриквартальные инженерные сети (сооружения).
Однако ОСМД могут столкнуться с проблемой дефицита средств для проведения капитального и текущего ремонта (требующие значительных объемов инвестиций). Поэтому одним из инструментов для генерирования средств ОСМД на эти цели может быть создание муниципальных фондов совместного инвестирования в реконструкцию жилого фонда.
Создание таких фондов могут инициировать местные власти на уровне ОТГ, районов, городов, районов в городах, а его со-финансирование может проводиться за счет инвестиционной составляющей местных бюджетов, долевого участия ОСМД, местного бизнеса. Распределение средств будет происходить на основе открытого конкурса проектов, на основании которого будет определяться приоритетность и очередность финансирования.
В сфере энергетики - создание муниципальных энергокомпаний с внешними инвестициями, которые будут работать на основе возобновляемых источников энергии: На сегодня в Украине производство электроэнергии осуществляется преимущественно государственными и частными энергетическими компаниями (АЭС, ТЭС, ГЭС). Вместе с тем, в муниципальном секторе сосредоточены ТЭЦ, где производится около 4,5% электроэнергии; а также котельные, обеспечивающие реализацию тепловой энергии населению и предприятиям.
Крупнейшие ТЭЦ расположены в таких городах, как Киев, Харьков, Чернигов, Черкассы, Херсон, Сумы, Одесса, Николаев. Также в Украине эксплуатируется около 25 тыс. котельных (без учета Крыма и Севастополя), из которых 18 тыс. осуществляют поставку тепловой энергии для жилого фонда и для объектов социальной сферы. Всего в Украине эксплуатируется около 80 тыс. котлов.
Общими проблемами муниципальной сферы производства электроэнергии и тепловой энергии являются:
- критический износ основных фондов (износ оборудования на ТЭЦ превышает 70%);
- низкая эффективность оборудования на ТЭЦ и в котельных (КПД котлов в муниципальных котельных составляет примерно 82%);
- существенная ориентация ТЭЦ и котельных на дорогое сырье (природный газ, мазут, уголь). На газе в Украине работает около 16 тыс. котельных (65% от общего количества), на альтернативном топливе - примерно 2,5 тыс. В результате уровень предоставления коммунальных услуг населению - ненадлежащий, а цены на эту услугу стабильно высокие.
Для решения накопившихся проблем необходимо создание
муниципальных энергокомпаний с внешними инвестициями, которые будут работать на основе возобновляемых источников энергии или тех, которые есть в избытке в конкретно взятом регионе (горючие сланцы, торф, древесина и др.). Итогом реализации подобных проектов может стать обновление энерго- и теплогенерирующих производственных фондов, уменьшение зависимости от дорогого импортного сырья, улучшение качества и гарантии доступности услуг ЖКХ.
Успешным примером развития энергетики на местном уровне является проект постройки солнечной электростанции в г. Тростянец Сумской обл. Здесь в 2019 г. местная власть нашла общий язык с немецкой компанией Global Green Energy. Проект предполагает установку солнечных панелей мощностью 50 МВт. Как пишут местные СМИ:"Новое предприятие даст 30 рабочих мест, оно будет зарегистрировано в Тростянце, поэтому, налоги будут поступать в городской бюджет. Солнечная электростанция не только финансово поможет Тростянецкой общине, но и навсегда избавит от перебоев с
электроснабжением"
В финансовом секторе - создание муниципальных банков как финансового инструмента поддержки развития муниципальной экономики. Речь идет о финансовых институтах, которые обслуживают интересы общин и способствуют местному развитию.
Предпосылками для создания муниципальных банков являются:
- проведение в Украине процессов финансовой децентрализации;
- переход на обслуживание жилого фонда в формате функционирования объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).