Кадровый дефицит и запрос на «несистемного» лидера. На фоне кризиса доверия к власти в украинском обществе сформировался кризис доверия к политическим институтам в целом. Более 80% опрошенных граждан не доверяют политическим партиям и политикам (в каждом случае). Только 43% граждан признают наличие в стране политического лидера, который сможет эффективно управлять государством. Среди ведущих украинских политиков нет моральных авторитетов, которые бы пользовались доверием большинства населения.Нет и таких, у кого доля симпатиков превышает долю антипатиков. Например, нынешнему лидеру электоральных рейтингов Ю.Тимошенко в той или иной степени доверяют 24%, а не доверяют – 70% (Центр Разумкова, август 2018 г.).
По данным Центра Разумкова, 66% опрошенных граждан считают, что украинской политике нужны «новые лица». При этом только 29% находят в публичной среде новых политических лидеров.
В ходе опроса, проведенного Центром «СОФИЯ», респондентам предложили определить, какими характеристиками должен обладать кандидат на пост Президента Украины (нужно было выбрать из перечня личностных и деловых качеств три варианта ответа). Чаще всего респонденты указывали моральные и волевые характеристики, а именно:
· Выполняет свои обещания (указали 48% опрошенных),
· Заботится о простых людях (38%),
· Решительный, способный кардинально изменить ситуацию (37%).
Реже всего указывались качества, связанные с карьерными достижениями и социальным статусом кандидата:
· Наличие опыта работы на руководящих должностях в сфере бизнеса (3%);
· Наличие опыта работы на руководящих должностях в центральных органах власти (2%).
В массовом сознании понятия «профессиональный политик», «руководитель органа власти» часто ассоциируются с «коррупцией». Нынешний истеблишмент утратил доверие населения вследствие коррупционных скандалов, некомпетентности и откровенного пренебрежения интересами населения.
Кризис доверия к нынешней политической элите привел к тому, что многие граждане готовы поддержать на президентских выборах «несистемных кандидатов» - тех, кто не является профессиональными политиками и не имеет управленческого опыта. «Несистемность» кандидата служит свидетельством его непричастности к коррумпированной политической системе.
Значительная часть (39%) респондентов указала, что на президентских выборах скорее проголосуют за человека достаточно известного, но который по роду своей деятельности ранее к политике и управлению не имел отношения. При этом, 43% респондентов склонны скорее поддержать опытного политика, который ранее занимал руководящие должности в органах власти (ЦСИ «СОФИЯ»). Таким образом, среди избирателей сложился баланс ориентаций на «опытных» и «незапятнаных» кандидатов.
Анализ показал, что запрос на «несистемных» лидеров выражен больше:
· у молодежи, чем у представителей старшего поколения (старше 50 лет);
· у материально обеспеченных граждан;
· у жителей областных центров;
· среди украиноязычных граждан.
Много споров было по поводу того, будут ли участвовать в президентской гонке популярные шоумены С.Вакарчук и В.Зеленский. Интерес части населения к этим фигурам обусловлен тем, что они не были связаны в прошлом с политической деятельностью и работой в органах власти, и добились признания благодаря творческой карьере. Однако, по той же причине, большинство избирателей не воспринимает их как «серьезных» претендентов на пост главы государства.
Возможное участие Вакарчука и Зеленского добавит колорита и драйва президентской гонке. Однако их участие/неучастие принципиально не повлияет на проблему кадрового дефицита на выборах, как и на итоги выборов в целом. Только 8% опрошенных рассматривают в качестве нового политического лидера С.Вакарчука, 6% респондентов – В.Зеленского (Центр Разумкова, август 2018 г.).
Подлинной кадровой интригой предстоящих выборов является то, будет ли выдвинут единый кандидат от Юго-Востока страны (точнее сказать - будет ли выдвинут единый оппозиционный кандидат, которого поддержат «Оппозиционный блок» и партия «За Життя»). Суммарный показатель электоральной поддержки этих партии составляет около 15%, их активно поддерживают не только на Юго-Востоке страны, но и в центральных областях. Единый оппозиционный кандидат может возглавить электоральной рейтинг и выйти во второй тур выборов.
Консолидация оппозиции и выдвижение единого кандидата от Юго-Востока страны могла бы дать толчок процессу политического структурирования и консолидации общества в целом. Это способствовало бы лучшему осознанию различными социальными группами собственных интересов, стимулировало поиск содержательной (идеологической) основы для объединения.