Угроза масштабной войны стала во многих обществах спусковым механизмом актуализации новых образов будущего. Все институты, которые удерживали мироустройство с середины ХХ века, переживают катастрофический кризис, частью которого выступает кризис видения общего будущего. В 2022-м году происходят немыслимые прежде события, заставляющие здесь-и-сейчас миллионы людей определяться к будущему и проблема образов будущего, которые при этом используются, становится предметом уже не только концептуально-теоретического, но и предметно-практического противостояния представителей разбуженных социальных стихий.
Выступавшие на Всемирном экономическом форуме «Формирование капитализма для всех заинтересованных сторон» в Давосе-2020 обозначили основные тренды для всего мира как новые технологии, борьбу с изменением климата, развитие бизнеса, рынок труда и урегулирование военных конфликтов. Форум прежде всего проявил, что изменилось видение концептуальных подходов к формированию экономической политики во многих странах, где происходит продолжительное замедление темпов роста – в Китае, Индии, Африке и Латинской Америке. Считалось, что для развивающихся стран в недавнем прошлом было готовое интеллектуальное решение, - так называемый Вашингтонский консенсус, предполагающий широкую стратегию макроэкономической стабилизации, приватизацию, дерегулирование и глобализацию. В последние годы многие эксперты высказывают противоречивые видения того, как именно сработала эта концепция, каковы её реальные результаты, а также какую перспективу этот консенсус открывает всему человечеству. Этот социальный концепт опирается на фундаментальный образ будущего как общества с рыночными механизмами саморегуляции и развития как основы процветания всего человечества. Это образ будущего, созданный в рамках модерного культурного уклада, его используют для достижения экономических и политических целей. И здесь не все хорошо. По факту в развивающихся странах вместо тенденций к процветанию экономики слабеют, катастрофически растет неравенство, усиливаются трудности среднего класса, резко падает социальная мобильность, процессы развития рычночной экономики разрушают системы социального обеспечения, ничего не порождая взамен.
На этом фоне в западной экономической мысли возникли два новых концептуальных видения, которые, возможно, могут прийти на смену Вашингтонскому консенсусу. Первое представляет собой негативную реакцию на неолиберальные подходы – согласно ему идея первенства рынков в развитии общества подвергается сомнению. С этой точки зрения необходимо увеличивать роль государства как регуляторного и перераспределительного механизма, который будет улучшать результаты действия рыночных механизмов для общества. Государство с этой точки зрения должно повышать минимальные зарплаты, следить за соблюдением антимонопольных правил, переаспределять доходы, компенсируя неравенства. Этот подход предполагает также проведение более активной бюджетной и монетарной политики в краткосрочной перспективе. Второй подход предполагает, что государственная политика должна быть направлена на развитие возможностей «малых дел» местного уровня. По сути это тот же рыночный подход.
Дихотомия государство – рынок оставляет за рамками внимания тот факт, что, когда слабы и государство, и рынок, политическая повестка с акцентом на усиление роли государства может оказаться нереалистичной. Так, проблема изменения климата порождает призывы к сокращению потребления углеводородов, но это противоречит жизненным интерсам населения стран, лишенных альтернативных энергоресурсов. Политику «малых дел» большинство развивающихся стран мира, которые находятся в состоянии хронических кризисов, не в состоянии реализовывать. Для этого необходимы ресурсы, повышение темпов экономического роста. Развитие как таковое не мыслится без этого базового условия.
Столкнувшись с ограниченностью такого образа будущего, часть развивающихся стран пытаются выработать свое видение будущего, взять свою историческую судьбу в свои руки. К примеру, Китай, обладая значительным интеллектуальным потенциалом, стоит перед проблемой изменения используемой экономической модели, которая обеспечит стимулирование роста экономики при гарантированном сохранении контроля за этим процессом со стороны КПК. В Индии формируется собственный интеллектуальный национализм, ставится задача развития собственного открытого и уверенного в себе интеллектуального потенциала.
Кризис образов будущего характерных для стран «первого мира» выразился в противоречивых выступлениях Греты Тумберг и Дональда Трмпа. Первая потребовала завершения углеводородной экономики, констатировала ухудшение ситуации с экологией, упрекнула США в том, что они вышли из Парижского соглашения о климате. «Дело в том, что выход США из Парижского соглашения по климату, похоже, возмущает и заставляет всех беспокоиться – и так и должно быть. Но также факт, что мы все находимся на грани нарушения обязательств, взятых вами после подписания Парижского соглашения, кажется, это даже в малейшей степени не беспокоит людей у власти.»[1.] Дональд Трамп же назвал глобальные изменения климата «выдумками ученых» и рассказал о своей работе над улучшениями в сфере занятости, о росте заработной платы в стране, о подъеме макропоказателей и фондового рынка. Он рекламировал американскую модель нового национального протекционизма, призвал к игнорированию «чрезмерного» активизма защитников окружающей среды, и напомнил, что предыдущие предупреждения о глобальном разрушении не осуществились. Противореча позиции Тумберг, он призвал использовать потенциал технологий и инноваций для решения мировых проблем. С этой точки зрения прорывы, вызванные динамикой рыночной экономики, способны решить любую проблему. «Сейчас не время для пессимизма. Сейчас время для оптимизма», — заявил он.
И Трамп и Тумберг говорили о будущем как о угрозе, с которой необходимо справиться во имя сохранения статус-кво. Будущее видится как множество разнообразных проблем, но не новых возможностей. По этой логике уже все возможное развитие состоялось и необходимо лишь бороться с угрозами сложившимся формам организации миропорядка, которые порождаются временем. Единственная альтернатива этому – регресс и упадок. Но такая позиция противоречит фундаментальной идее рыночного общества – прогрессизму.
Популярный историк и «знаток будущего» Юваль Ной Харари, утверждает, что мировой порядок «сейчас похож на дом, в котором все живут, но никто его не чинит. Он может продержаться еще несколько лет, но если мы продолжим в том же духе, то вернемся в «джунгли». [2.] С его точки зрения основные проблемы человечества это угроза ядерной войны, экологический коллапс и технологический прорыв, связанный с технологиями будущого. Новые технологии могут разбалансировать человеческое общество и изменить сам смысл человеческой жизни разными способами — от создания мирового бесполезного класса до возникновения колониализма данных и цифровой диктатуры. Его логика заключается в том, что потрясения на социальном и экономическом уровнях будут вызваны автоматизацией, которая уничтожит рабочие места, поэтому вместо борьбы с эксплуатацией в 21 веке люди будут бороться с «ненужностью». Харари утверждает, что «гораздо хуже быть ненужным, чем эксплуатируемым». Существующая система эксплуатации выглядит как меньшее зло перед новой угрозой возникновения «бесполезного класса». Следующей угрозой с его точки зрения стал искусственный интеллект, который принесёт богатство нескольким технологическим центрам, в то время как другие страны обанкротятся и превратятся в эксплуатируемые колонии данных. За этим последует расцвет цифровых диктатур, неустанно следящих за каждым и предугадывающих наши чувства, решения и способных принимать решения за нас. В результате этого люди потеряют контроль над собственными жизнями, перестанут окончательно понимать государственную политику и влиять на неё. Чтобы этого не произошло, считает Харари, необходимо выработать новое понимание реальности - преодолеть «философский кризис». Фактически он говорит о необходимости избавиться от неопределенности образа будущего, необходимости суметь осмыслить и концептуализировать свое новое положение. Это поможет научиться жить в новых социальных условиях, которые изменились под влиянием новых коммуникативных технологий. Как считает этот автор, если этого не произойдет человечество может стать жертвой популистских «наивных утопий» либо оказаться навсегда запертым в «новом аду» кибертоталитаризма.
Наконец, искусственный интеллект и биотехнологии пугают угрозами создания абсолютно новых, неорганических форм жизни. Эти формы могут возникнуть на основе уже не естественного отбора, как было прежде, а на основе разумного замысла. Это перспектива создания мира, в котором разумный замысел станет новой движущей силой эволюции. Здесь также возникает горизонт новых ошибок и связанных с ними угроз. В рамках такого видения будущего правительства и корпорации будут использовать технологии для усиления необходимых им человеческих навыков. В результате может возникнуть новая раса людей, которые будут лишены духовного начала, но при этом будут очень дисциплинированными, умными и поддающимися организации. Харари считает, что справиться с этими проблемами в формате политик отдельных стран невозможно. Он видит выход в синтезе глобализма и национализма. «Хороший националист 21 века должен быть и глобалистом. Глобализм — это не создание глобального правительства, отказ от всех народных традиций или открытие границ для бесконечных мигрантов. Глобализм — это подчинение некоторым глобальным правилам. Правилам, которые не отрицают уникальность каждого народа, а лишь регулируют отношения между ними.» [3.]
При этом Харари утверждает, что опасность войны значительно уменьшилась, поскольку в последние десятилетия человечество создало либеральный мировой порядок, основанный на правилах, которые позволили войти в «самую процветающую и мирную эпоху в человеческой истории.» Его антиутопические и эсхатологические картины будущего воспринимаются как новая утопия, в основе которой сохранение либерального мирового порядка. Однако события последнего времени заставили сомневаться в правомерности такого вывода, что ставит под сомнение всю стратегию построения образов будущего, которыми по сути пугает свою аудиторию. Харари, предлагая смириться с «меньшим злом» социальной несправедливости находит своих сторонников по большей мере среди тех, кто меньше страдает от последней.
С нашей точки зрения в образе возможного будущего, который представил Харари с целью повлиять на умы современников, можно увидеть лишь концептуальное обобщение тех художественных и научно-популярных образов будущего, которые достаточно долгое время транслируются в медиа-средах современного мира на протяжении последних десятилетий. В силу этого такие обобщения очень легко принимаются аудиторией – ведь она их знает, для нее эти образы выглядят как концептуальная «надстройка» над тем, что уже более-менее «известно» о будущем. Такой способ социального мышления исходит из того, что будущее нам в принципе может быть известно до того, как оно возникает – потому, что оно есть простое продолжение настоящего, доведение до наивысшей степени присущих ему черт. То есть будущего как новых форм организации жизни, решающих существующие проблемы нет – есть бесконечно длящееся настоящее. Тайны будущего нет.
Этот тип социального мышления представляет собой своеобразную форму социально-философского популизма, сопровождающего господствующий политический популизм, на котором выросли как минимум два современных поколения развитых стран, а также ориентированных на них сообществ стран периферии и полупериферии. Усвоенные через индустрию массовой культуры художественные образы антиутопий, пересказываются в нашем случае на языке квази-научного дискурса. Они детализируют основные компоненты сконструированного в массовом сознании угрожающего образа будущего, который прежде компенсировал неопределенность реального будущего в период стабильности «холодной войны» – противостояния различных социальных систем. Эти образы по своей социальной сути были инструментом управления социальными установками и представлениями масс посредством массовой культуры ХХ века с теми целями, которыми жило породившее их время. Они никогда не были отражением реального будущего – качественно иного состояния миропорядка и мироустройства, но были направлены на удержание того мира, который сложился в середине прошлого века. Сам тип социального мышления, в рамках которого созданы эти образы, не предполагает в принципе возможности качественно нового, неизвестного устройства человеческого общества – все известные до нас способы социальной жизни построены на одних и тех же принципах и вложены исторически друг в друга. Но реальное будущее начинается именно там, где возникает новое качество жизни общества и человека. Иначе разговор о будущем теряет смысл. Парадокс образов будущего состоит также и в том, что, не обладая способностью их конструировать, мы рискуем просто проглядеть реальное начало будущего, приняв качественно новые формы общественной жизни за реплики прежних и наоборот – увидеть старое как новое. И то и другое повлечет за собой известные практические последствия. Разрешение этого парадокса лежит не в плоскости умозрительного конструирования, это дело исторического творчества и мы должны быть к этому готовы в том числе и на уровне познавательных установок.
Возможно ли исследовать реальное будущее до начала его появления, насколько в принципе возможно заглянуть за горизонт истории до того, как корабль современности пройдёт до этого горизонта необходимый путь – вопрос отдельный и не имеющий отношения к самому желанию знать будущее (из чего бы оно ни исходило), благодаря которому процветает художественное творчество о нем. Но понимать характер и социальное содержание самих имеющихся конкретных образов и их потенциала относительно реального будущего имеет смысл. Во всяком случае, принимать эти образы «за чистую монету» следует с осторожностью – даже если они звучат из уст людей, с трибуны ООН и Давоса. Логичным будет рассмотреть место образов будущего в реальном настоящем, которое порождает реальное будущее.
Следует заметить, что в современной гуманитаристике как таковой изучение различного рода «образов» – «образа человека», «образа культуры», и т.д. получило весьма широкое распространение Это позволяет исследователю включить в ракурс своего рассмотрения не только то, что, собственно, представляет собой предмет изучения, но и то, как этот предмет видится в определенной социокультурной обстановке. С одной стороны, такая тенденция отражает стремление современной культуры к визуализации функционирующих в ней понятий, даже в тех областях, где традиционно господствовало слово. С другой стороны в этом проявляется необходимость оперирования не только знанием о предмете, получаемым в результате научного исследования, но и знанием о нем, которое формируется в коммуникативных средах разного рода, включающих носителей самого разного рода интересов и соответствующих им познавательных стратегий. В определенных же случаях обращение к образности проявялет лишь слабость собственно понятийного строя мышления автора.
Возможно также, что происходящее в культуре смещение акцентов от слова к визуальному образу представляет собой более фунадаментальный процесс – начало образования нового, синкретичного видения реальности, который приходит на место периоду, в котором доминировало разделение компонентов реальности. Опираясь на новые (киберкоммуникативные) средства представления знания, человечество нынче стремится к тому, чтобы перейти от исторически ставшей аналитической картины реальности (образованной в результате её усвоения в рамках предметов отдельных наук и искусств) , к новой синкретической картине мировидения, где мир представал бы сознанию в синтетическом изначальном единстве и органичной целостности. Целостность мира сегодня – абстрактная идея, к усвоению которой можно приходить, прилагая известные усилия и обладая соответствующими средствами в виде философии или религии. Возможно, образы будущего могут возникнуть в процессе перехода к новому синкретизму.
Кроме того, здесь проявляется также установка социального познания на феноменологический тезис о «самоочевидности сущего», согласно которого каждый предмет и процесс непосредственно раскрывает себя в некоторых явлениях жизненного мира, что сущность предмета мышления проявляет себя через его непосредственно, эмпирически данную видимость.
Одним из первых, кто стал использовать термин «образ будущего» в качестве самостоятельной категории называют нидерландского социолога Ф. Полака. В своей работе 1961 года «The Image of the Future» он определил «образ будущего» как позитивную модель ожидаемого будущего, проводя аналогии между образами будущего, существующими в нашем сознании, и образами искусства. Подчеркивая образный, а не рациональный характер представлений о будущем, он писал: «Искусство – высокочувствительный культурный барометр. Это не только индикатор настоящего, но и прогнозист будущего. Образ будущего, представляемый искусством, имеет решающее значение для понимания будущего развития культуры. На деле искусство и есть образ будущего» [4.] Образы будущего позволяют, по Полаку, зримо вообразить возможные перспективы, убедительность которых основывается на свободе фантазии в противовес рациональной ограниченности расчета.