До сих пор в обществах стран, образовавшихся после распада СССР нет глубокой общественной дискуссии о том, что случилось 30 лет назад – этот факт воспринимается на основе его описания в рамках той идеологической конструкции, которая в значительной степени сама и привела к его возникновению. Есть стороны с различными взглядами - одни обвиняют бывшее руководство в том, что «эти люди потеряли страну», другие, наоборот, поддерживают и считают этот шаг правильным, но внятного и понятного объяснения того, что случилось с СССР, по-прежнему нет. К распаду СССР предлагают подходить рационально-прагматически и оценивать проведение референдума, действия ключевых политических фигур, прежде всего следуя логике борьбы за власть, которая была продиктована личными амбициями политических игроков - прежде всего Ельцина и Горбачева. Итогом новоогаревского процесса, который стартовал после референдума 17 марта 1991 года, стала договоренность о совместном подписании нового союзного договора с союзными автономными республиками. И таким образом, обновленный Союз, за который проголосовали на референдуме, мыслился его архитекторами не как единое государство и не как федеративное, а как конфедерация, в которой было бы минимум 27 субъектов, а это 9 союзных республик и 18 автономных.
Треть населения Украины (33,5%) жалеет о распаде СССР, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) в 2020г. По данным социологического исследования, проведенного украинским социологическим агентством КМИС половина украинцев (50,1%) не жалеют о распаде СССР, но при этом каждый третий (33,5%) жалеет». (3.) Кроме того, 35% респондентов считают, что пребывание Украины в СССР принесло ей пользу. О «большем вреде» говорят 28% респондентов, еще 25,5% выбрали вариант «трудно сказать наверняка, чего было больше». Остальные отказались отвечать. По сравнению с маем 2013 года, когда КМИС проводил аналогичный опрос, с 48% до 35% стало меньше тех, кто видит в советском периоде больше пользы. В то же время тех, кто видит больше вреда, стало больше с 18% до 28%, а тех, кто «не может оценить, чего было больше», стало меньше с 31% до 25,5%. Для корректности сравнений данные за 2013 год приводятся без учета ответов жителей Крыма и неподконтрольной Киеву территории Донбасса. Эксперты КМИС отмечают, что в первую очередь о распаде СССР жалеют пожилые люди — от 44,1% среди тех, кому от 50 до 59 лет, до 50,1% среди тех, кто старше 70 лет. Молодежь в возрасте от 18 до 29 лет об СССР жалеет редко (14,3%). Среди молодых, которые в СССР пожить не успели, наиболее часто (32,2%) встречаются те, кому ответить на вопрос о сожалениях нечего. При этом большинство молодых (53,5%) о развале СССР не жалеет. Доля ностальгирующих по СССР наиболее высока среди тех, кто определяет свою национальную принадлежность как русский (66,9 против 30,5% среди тех, кто считает себя украинцем) и общается дома на русском языке (44,2 против 25,8% тех, кто обычно говорит дома на украинском). С точки зрения финансового положения больше всего людей, которые жалеют о распаде СССР, предсказуемо оказалось среди тех, кому в современной Украине денег не хватает даже на еду (56,4%). Однако минимальное число тоскующих по СССР обнаружилось не среди тех, кто заявил, что может позволить себе любую покупку вообще (17,1%), но среди предшествующей им по благополучию группы — тех, кто не видит проблемы в покупке телевизора или холодильника (11,3%). Максимума доля тех, кто верит в пользу пребывания Украины в составе СССР, достигает в Донбассе (52,1%), восточных регионах (50,8%) и на юге страны (43,9%). На западе же она сократилась до 18,9%.
По данным ВЦИОМ среди опрошенных в 2021г. граждан России 65% смогли назвать причины распада СССР - к ним относят следующие: работа правительства и политика руководства страны (13%), экономические причины (9%), вина отдельных руководителей, влияние Запада (7%), предательство элит (6%). Россияне возлагают в основном ответственность за распад СССР на М. Горбачева (42%; 59%) и на Б. Ельцина (25%; 40%), при ответе на открытый и закрытый вопросы соответственно. При этом при ответе на закрытый вопрос только 29% россиян возложили ответственность на страны Запада. Таким образом, по мнению эксперта, распад СССР гражданами приоритетно воспринимается как следствие внутренних процессов, протекавших в тот момент в стране. 64% россиян заявили, что можно было предотвратить распад СССР. В отношении эмоционального восприятия социологические данные однозначно показали преобладание негативных оценок - разочарование, жалость, грусть и т.д. Так, например, 67% россиян заявляют, что сожалеют о распаде СССР, причем стабилен этот показатель с 2005 года. Если бы референдум состоялся сегодня, 73% опрошенных заявили бы о своем желании сохранить Союз, даже в самой молодой возрастной группе значительная часть поддержала бы такую идею. По мнению эксперта, несмотря на такую массовую ностальгию, присутствует и историческая оценка состоявшегося события: восстановить СССР выразило желание только 49% опрошенных, а 72% заявляют, что восстановление сегодня уже невозможно. (4.)
Согласно мнения Бориса Кагарлицкого, СССР выполнил свою историческую миссию по организации общества. Оно трансформировалось из аграрной страны в индустриальную, из неграмотной - в страну ученых, из отстающей - в серьезного игрока мировой лиги: «Задача модернизации была решена, но парадокс в том, что это и был приговор Советскому Союзу. Потому что в тот момент, как базовая задача, требовавшая сверхусилий, задача, которая могла в какой-то степени объяснить, если не оправдать, в том числе и жертвы, и чрезвычайные события, и даже в какой-то степени преступления, эта задача, будучи решенной, перестала диктовать задачи дальнейшего развития. И по сути дела страна встала перед необходимостью меняться. А номенклатура, правящая партийная элита меняться не собиралась, потому что смысл ее дальнейшего существования состоял в конвертировании достижений… И наконец, последнее, что с этой элитой стало потом: эта элита, с одной стороны, деградировала, с другой стороны, приспособилась к новым условиям. Она была единственной частью советского общества, которая массово, коллективно, совместно нашла узкий, эгоистический выход, за исключением отдельных личностей. Она достаточно быстро начала трансформироваться в буржуазию, в олигархию. Одним это удавалось лучше, другим хуже. Но мы прекрасно видели, как именно номенклатурная элита очень успешно перешла в новое капиталистическое будущее, в нём устроилась. Тоже в общем-то достаточно закономерно, потому что это итог ее собственной внутренней эволюции. То есть почему я сказал, что предательство не совсем подходит». (5.)
Политика ностальгии, которую используют сегодня по поводу распада СССР, дает возможность существовать в политическом процессе многим политическим силам, поскольку ностальгия конвертируется в какое-то количество голосов. Но при этом они не могут конвертироваться во власти, в проект реальных политических, экономических, социальных преобразований и реформ, так как люди хотят сохранить социальное государство, социальные гарантии, но ни в коем случае не однопартийную систему. Необходимо преодолеть ностальгию по Советскому Союзу в эмоциональном и политическом плане - понять, что это был важный и драматический исторический опыт, который надо изучать, но который остался в прошлом. КПСС, которая была не столько политической партией в советское время, сколько была связывающей общественно-политической системой, прогнила настолько, что она была готова к любому предательству. «С очень печальным результатом постсоветское пространство подходит к 30-летнему юбилею - продолжаются войны, нищее сосуществование и часто, в основном за счет большой России, которая по старой исторической памяти продолжает активно так или иначе помогать всем, несмотря на, зачастую, откровенно враждебную позицию со стороны политических элит стран постсоветского пространства… 30 лет как раз хороший срок, чтобы принять для нас очень важное решение. Оно заключается в том, насколько нужно нам постсоветское пространство, бывшие советские республики, насколько они наши? Мы каждый год отсрочиваем это решение, оплачивается это время наши ресурсами, невозвратными кредитами, политическими ресурсами и т. д… Я думаю, что только разговор об этом многих сильно отрезвит в постсоветских странах» - считает Кагарлицкий (6.).
Государства постсоветского пространства развивались в основном по двум сценариям: они либо играли на противоречиях крупных игроков, либо присоединялись к кому-то и развивались за счёт этого присоединения. Сегодня даже те крупные страны, внешние державы, которые исторически вели борьбу за расширение территории, начинают переосмысливать себя, спрашивая – а надо ли им самим это? Соответственно, модель поведения тех, «за кого соперничали», тоже меняется. В последние годы мы наблюдаем, как постсоветские страны лихорадит, в них происходят бурные политические процессы, сопровождающие смену поколений. Происходит переход в другое качество общественного устройства – постсоветский период завершен, образуется какое-то новое пространство отношений между народами, имеющими общие исторические корни в составе Российской империи, а затем СССР. Процесс формирования нового пространства только начался и это заставляет размышлять о его исторических масштабах и глубине.
Какие бы объяснения причин распада СССР сегодня ни выдвигались, пусть даже в форме «беспредвзятых» научных концепций, они не могут отменить того факта, что в результате разложения системы политического управления в СССР, на рубеже 1991–1992 гг. бывшие советские республики оказались перед необходимостью строительства собственной государственности. Скреплявшие ранее возглавлявшие советские республики политические группы идеологические и политические обстоятельства перестали быть действенными, но созданная ранее единая централизованная экономика продолжала существовать. Это требовало выработки самостоятельных, но согласованных между собой хозяйственных решений, а также новых межгосударственных отношений. Путь этот для большинства из новых государство был сложен и конфликтен. Поэтому не случайно они искали поддержку не только в рамках начавшей формироваться национально-государственной идеологии, не только в желании уйти от ставшей неэффективной советской экономической модели к рыночной экономике, но и в сохранении сложившихся за время существования Российской империи и Советского Союза экономических, политических и гуманитарных связей, используя их для достижения уже новых исторических целей. Беспрецедентность задачи создания из социалистического общества СССР ряда либерально-рыночных обществ не очень осознавалась в то время, поскольку господствовала идеологема транзита в состояние, когда всё будет регулировать «невидимая рука рынка». Следовательно, процессы управления экономикой не будут нужны.
Неопределенность происходивших в этот момент на евразийском пространстве событий подвигала их к взаимодействию и в военной сфере. После распада СССР руководство республики попытались сохранить экономические, политические и социальные связи. В этой связи многосторонний формат Содружества Независимых Государств (СНГ) выступает в роли первой попытки; позднее также, были инициированы другие региональные и двусторонние форматы: Организация Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Евразийский Экономический Союз (ЕЭС) и т.д. Но на сегодняшний день не существует ни одного эффективного формата, который бы объединял все бывшие республики СССР, это образование полностью распалось и его наследие значительно ослабилось.
Украина, как и другие современные государства, возникшие из СССР, формировались в повестке «мирного мира» - когда был распущен варшавский договор и шли обсуждения того, зачем нужен блок НАТО. Ближайшее и отдалённое будущее виделось в парадигме «конца истории» - всемирной системы рыночного либерализма как общественного строя, который победил на всей планете после ухода в историю коммунизма, национализма и фашизма как его альтернатив. Неолиберализм, «вашингтонский консенсус» виделся как основа дальнейшего процветания и сотрудничества – поскольку, как тогда считалось, демократические государства не воюют между собой, а на место войн приходит конкуренция и торговля. Поэтому опасаться больше некого и нечего. Демократия понималась как завершение истории, а все процессы политических трансформаций – как последние времена. Идея демократии носила в тот период религиозно-эсхатологический характер, к этому состоянию пытаются вернуться сегодня представители многих политических групп. В новых государствах, образовавшихся из СССР, их политическим руководством реализовывались проекты новых государственных систем, главной функцией и целью которых виделось «вхождение» в новый мир - без поправки на возможные угрозы глобальных конфликтов и военного решения проблем. Все пост-советские государства – включая Украину и Россию, стали возможны и были признаны исходя из такой перспективы. Но так было совсем недолго по историческим меркам - до 1999 года, когда страны НАТО под гуманитарным предлогом осуществили масштабную военную операцию в отношении Югославии. После этого для политического руководства новых государств возникла новая ситуация, требующая определенности относительно своего будущего в «немирном мире». Украина, как и ряд других европейских пост-социалистических государств, её руководством под влиянием ряда факторов стала формироваться в повестке вхождения в НАТО - в то время, как Россия начала трансформироваться в направлении изменения государственного устройства из «вхожденческого» в государство суверенной «управляемой демократии», т.е. политической системы с внутренним источником суверенитета, опорой на собственные инструменты силы и политического контроля. В свою очередь, уже сам этот выбор изменил и международную атмосферу, повестка военных конфликтов в новых условиях стала возвращаться и влиять на дальнейшее поведение государств.
С выходом на сцену общественной жизни нового поколения у победителей в войнах и социальных конфликтах возникает необходимость передачи следующему поколению исторически победившего, своего - «правильного» восприятия истории. «Советский миф» и ностальгия по советскому прошлому оказались весьма жизнеспособными в России из-за того, что в этой постсоветской стране не сформировалось никакого контрмифа, как это произошло во многих постсоветских странах. Более того - Россия официально является государством-правопреемником СССР, поэтому тема его распада будет и в дальнейшей перспективе актуальна в процессах выработки идеологических конструктов, позволяющих формировать социальные процессы. Это важное отличие, делающее проблематичным формирование общих взглядов на новейшую историю не только у политических элит новообразовавшихся государств, но и в самосознании новых общностей, народов этих стран.
Правящие группы, образовавшиеся при распаде СССР, в той или иной форме смогли сформировать и утвердить в массовом сознании новый контрмиф - образ национального суверенного государства и в этих государствах гораздо меньше людей сожалеют о распаде Союза. Тезис о том, что можно было избежать распада СССР меньше поддерживают в этих странах, там вполне укоренилось два тезиса. Первый - избежать было невозможно, это естественное историческое развитие, поскольку каждая нация (что бы ни понимали под этим) рано или поздно образует собственное государство. Второй - новая независимая траектория суверенного государства с 1991г. это великое историческое достижение, у которого есть свои герои и соответствующий миф. В России подобных контрмифов не сформировалось, поэтому этот миф оказался настолько живуч, но и здесь отношение к событиям 1991 года наполняется новым историческим смыслом. Государства, образовавшиеся в результате отказа от строительства социализма и коммунизма, а также изменения атмосферы отношений между различными общественно-политическими блоками и последовавшего распада СССР, четверть века жили в рамках сложившейся политической системы, которая в 2014-м году начала трансформироваться самым неожиданным прежде для её участников образом. Этому способствовал начавшийся кризис оснований миропорядка и системы мироустройства, на что обращенное к автохтонному мифу массовое сознание не склонно обращать внимание, поскольку события актуальной истории государственного строительства выводит из собственного мифа. В России же, наоборот – начавшийся в 2014-м году новый процесс дифференциации и интеграции обществ, завершивших свой пост-советский период, склонны больше воспринимать как исключительно результат внешнего воздействия на систему отношений, которая, согласно сложившемуся представлению, обладала внутренним равновесием.
Характерными чертами конца ХХ – начала XXI века стало резкое повышение уровня международного разделения труда, интернационализации производственных цепочек, что привело к небывалой взаимной открытости, активизация политических и гуманитарных контактов между странами мира. Кроме того, капитализм как социальный уклад в лице его носителей победил в борьбе систем и стал тотальным на всей планете. Сама по себе интернационализация и глобализация не привела автоматически к изменению природы социальных отношений – более того, события конца ХХ века фактически свернули процесс движения от капитализма к социализму как обществу иного типа. В этом смысле мир вернулся к началу ХХ века, но в других масштабах и технологических условиях.
Движение уже глобализированного капитала стало определять социальное развитие безраздельно во всем мире – уже не через цепочки отношений между народами, жившими в различных социально-исторических укладах, а непосредственно. Возникла проблема – соответствует ли этот социальный уклад масштабу и характеру возросшего количественно и изменившегося качественно человечества? Несмотря на утвердившееся в 90-х г.г. в глобализированном пространстве коммуникации, на утвердившееся идеологическое представление о переходе человечества в какую-то «новую» эпоху, где все прежние проблемы остались в прошлом, в последующие десятилетия отношения между странами мира оставались конкурентными. Эта конкурентность лишь изменила свою структуру с поправкой на резко изменившееся соотношение сил и возможностей различных государств.
После распада СССР как одного из определяющих миропорядок образований («полюсов»), возникла ситуация, где единственным государством, влияющим на международные процессы в их целостности, стали США. Однако это была политическая гегемония в мире, где никуда не девались и продолжали действовать противоречия в экономике. С нарастанием противоречий открытость международных отношений из новой возможности развития начала катастрофически быстро превращаться в свою противоположность – угрозу ему. В оптике новой поляризации наиболее экономически развитые государства - США и Китай, уже воспринимают друг друга не как значимых партнёров, пусть и по конфронтационному взаимодействию, а как помеху в реализации собственных стратегий и это сказывается на всем спектре отношений между странами мира.
Претендующие на роль глобальных центров государства в новой ситуации воспринимают партнеров по новым отношениям как деградирующих, а потому не обладающих политическим и моральным правом вести себя так, как они это пытаются делать. Само разложение морали на уровне международных отношений, в свою очередь, ведет к тому, что единственным их регулятором видится угроза или применение прямого насилия.
С этой точки зрения крупные государства не видят возможности и целесообразности идти на серьёзное обсуждение взаимных интересов даже по отдельным вопросам – за исключением тех, которые представляются крайне опасными. Входящие в их сферу влияния государства уже не выступают в качестве «младших партнеров», но поставлены в условия мобилизации - «выбора» между беспрекословным подчинением или дестабилизацией. Поэтому тенденция развития будущего мироустройства в целом видится как движение к максимально изоляционистской, разорванной, структурированной не общими возможностями, а общими проблемами системе миропорядка. Такой образ нового общего будущего ( «каждый сам за себя» «кто сильнее, тот и прав») заставляет правящие группы пересматривать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы и добиваться максимального суверенного контроля над ними, либо же стремиться к максимизации своей лояльности и включенности в орбиту «сильных» государств. Этот новый разрыв международных взаимосвязей и взаимовлияний с этой позиции воспринимается как необходимый и естественный процесс – поскольку понимается как возврат к известной формуле «холодной войны». ( Глобальная пандемия становится хорошим поводом к этому.) Но возможно ли состояние «холодной войны» на новом уровне взаимозависимости стран и в условиях достигнутого в конце ХХ века уровня интернационализации производства?
Хаотизация международной системы порождает высокую динамику внутренних изменений во всех странах мира, растет неуверенность и ощущение неопределенности перед новыми рисками, что заставляет переходить к режимам внутренней мобилизации и пересмотру факторов, связывающих внутренние процессы с внешними. Динамика этих внутренних изменений очень высока, что понятно с учётом хаотического развития всей мировой системы, где возникла своеобразная «гонка разрывов» и формируются обратные связи на этой основе. В такой ситуации предсказуемый стабильный и понятный курс развития по факту отсутствует практически во всех странах, политика становится все более ситуативной, импульсивной и нервозной. ( За исключением, возможно, Китая, который демонстрирует способность к долгосрочному планированию – поскольку ставит перед собой цели социальной трансформации, подчиняющие себе логику самовозрастающей стоимости. )
Поскольку глобальные взаимосвязи и взаимозависимости продолжают действовать в силу сложившегося ранее глубокого уровня международного разделения труда и интернационализации производственных цепочек, нервозность быстро передаётся всем и подталкивает к поискам путей не развития, а самосохранения путем повышения контроля за имеющимися ресурсами. Неуверенность в собственном положении заставляет ставить внешнеполитические действия в зависимость от внутренних, игнорировать внешние реакции. Все это подпитывает популистские тенденции во внутренней политике.
На отношениях между правящими группами стран бывшего СССР такие тенденции сказываются самым непосредственным образом. Остатки прежних и выстроенные за 30 лет отношения превращаются в набор шагов, ориентированных на достижение максимального разрыва с целью обеспечение в новых условиях контроля за внутренними процессами у одних или максимальному включению своих ресурсов в зависимость от центров влияния у других. При мифологизации представлений о социообразующих процессах, хаотизации отношений и неадекватности координат, используемых в отношении возникших пост-социалистических социальных систем, которые были выработаны на предыдущем этапе развития отношений (в период распада СССР и развития новой государственности), все выглядит так, будто причиной происходящего становятся какие-то субъективные качества лидеров или политических сил, способных воздействовать на происходящие процессы. Социальные события выглядят комедией положений, набором катастрофических случайностей.
Такое представление позволяет, ничего по существу не объясняя на уровне причинно-следственных связей и действующих с необходимостью тенденций в исторических процессах, принимать происходящее с позиции простого участника событий. Сами общественные события и процессы при этом в целом воспринимаются как театр абсурда, где игроки действуют либо иррационально, либо их рациональность направлена против их же собственных интересов. Более того – подобно тому, как это было в начале ушедшего века, возникает ощущение утраты гуманистически направленной рациональности существующих государствообразующих субъектов и угрозы создания тоталитарных систем антигуманной рациональности, действующих под управлением искусственного интеллекта, который обладает возможностями тотального контроля за всеми проявлениями человеческой природы. Этот эффект уводит с пути поисков гуманистически ориентированного будущего, заставляя смириться перед перспективой неизбежного усиления конфликтности и «концом истории» - но уже не виде «светлого образа» либеральных демократий образца начала 90-х г.г. ХХ века, а мрачного тоталитарного посткиберпанка. В этом смысле мир находится все в той же парадигме «завершения истории», только с изменившимися оценочными знаками и еще не вошел в собственно новый период своего исторического развития.
Реальное будущее – новый тип социальной организации, остается на обочине современности, несмотря на все разговоры футурологов и технопровидцев. В контексте этих изменений возникают и реализуются новые повестки отношений между всеми странами, образовавшиеся в рамках бывшего СССР.
Социальные процессы и изменения являются сложным предметом познания по той причине, что они являются одновременно «очевидными» в оптике утвердившейся в массовом сознании идеологии, которая всегда описывает эти процессы с точки зрения того, что они – вершина развития, конечное состояние исторического процесса, с необходимостью закрепляющего действующие социальные силы и обслуживающий их механизм власти. В то же время они сокрыты во всей своей полноте в силу того, что все средства описания, применяемые к ним, вырабатываются в предшествующие исторические эпохи и не в силах отразить возникающее собственно новое качество исторического процесса. Более того – чаще всего эти средства описывают его как проявление прежде существовавших отношений. Но возникающее новое качество – важнейшая «соль», придающая «вкус» всему ансамблю прежних условий, делающая его неповторимым и открывающим перспективу стабилизации изменившегося, расширившегося и вышедшего за рамки прежде устойчивых регулятивных институтов мира. Новые отношения, порождаемые в лоне прежних, взламывают сложившуюся прежде действующую систему и, в то же время, становятся основой новой общественной системы, которая приходит на смену прежней. В период самого перехода, занимающего годы, а то и десятилетия, у людей складывается ощущение, что с исторической арены уходит не просто прежняя система, связывавшая людей между собой в определенную стабильную взаимосвязь, но общество теряет системность как таковую, погружаясь в первобытный хаос. Вместе с тем такое впечатление проходит достаточно быстро по историческим меркам и люди начинают жить в рамках новой «очевидной» устойчивости, которую характеризуют уже новые черты – то, что было вызовом и взрывом прежнему миру, становится банальностью и, со временем предметом нового ниспровержения.