Для всех трех стран автаркия стала жизнеспособным ответом на поднимающиеся проблемы безопасности, частично из-за размера их экономик. Они имеют достаточно крупные внутренние рынки, чтобы поддерживать диверсификацию отраслей при этом не теряя выгоды от специализаций, другими словами, чтобы быть относительно самодостаточными. Но то, что этим странам удалось стать менее зависимыми от торговли, когда большинство других крупных экономик стали более зависимы от нее, не объяснить исключительно размером.
В Индии и Китае культурная, индустриальная политика и другие структурные факторы также поспособствовали автаркии. Обе страны имеют очень большой рынок труда с высоким уровнем мобильности, низким уровнем организации сотрудников, сильную вертикальную власть, которая распределяет индустрию географически и культуру, которая ценит навыки и предпринимательство. Также они имеют хотя бы два поколения бизнесменов, которые верят, что их процветание зависит от участиях в глобальных производственно-сбытовых цепочках, приобретения интеллектуальной собственности и продажи товаров на внутреннем рынке. Эти качества не уникальны для Индии и Китая, но Индия и Китай единственные страны, которые комбинируют их с крупными внутренними рынками и активной поддержкой местных компаний государством. Правительства в обоих странах не только защищают местные фирмы от иностранных конкурентов, но и работают над анти-монополизацией внутри страны. Таким образом, они сохраняют хотя бы частичную выгоду внутренней конкуренции.
Тем не менее, Китай и Индия зависят от аспектов связанной, глобализированной экономики. Они обе глубоко задействованы в глобальной сети поставок, которая сделала возможным их рост. Двигателями их процветания были не огромные государственные индустриальные проекты, которые обеспечили подъем Японии и Южной Кореи в ранней эпохе глобализации, а мир заменимых поставщиков из разных стран, конкурирующих между собой за каждое звено в глобальной цепочке поставок. Тем не менее, как сказал Си в июне 2020 обращаясь к предпринимателям Пекина - что отличает Китай от других стран — это его «чрезвычайно большой внутренний рынок», который он намерен расширять «через процветание внутренней экономики и разблокирование внутреннего цикла … чтобы быть у руля восстановления мировой экономики». Самодостаточность, в этом смысле, это цель китайской внешней политики. Помимо этого, Си намерен взять под контроль спрос на готовые и промежуточные товары, чтобы сделать свою страну устойчивым, защищенным и контролируемым рынком, который может взаимодействовать с другими станами по своему усмотрению. Его целью является не глобализация, а глобализированный, сетевой меркантилизм, что также является целью атманибха Моди.
Картина в США немного отличается - здесь погружение в экономический национализм произошло не столько из-за культурных или структурных факторов, сколько от подъёма неудовлетворения от неолиберализма, что в свою очередь помогло отстроить политическую поддержку новой индустриальной политики. «Экономический национализм» Трампа в основном проявил себя в форме убыточных тарифов и торговых войн (его обещания во время предвыборной кампании о крупных затратах на инфраструктуру не были исполнены). Но эта политика разрушила чары глобализации, и за малую цену. Уверенность потребителей в США выросла до рекордных масштабов до пандемии COVID-19, а уровень безработицы упал до 3,5%. Средняя заработная плата росла на 3% каждый год первые три года президентства Трампа. Рабочие места диспропорционально получало Афроамериканское и Латиноамериканское население, в особенности женщины, что задействовало мало-приобщенные группы в экономике. Доходы среднего класса росли, а прирост ВВП опередил рост аналогичных экономик.
Экономический успех Трампа помог легитимизировать идею вмешательства государства в экономику. В 2020 Джейк Саливан, ветеран администрации Обамы, будущий советник Байдена по вопросам безопасности, стал соавтором статьи на Foreign Policy, в которой подчёркивалось, что «выступать за индустриальную политику (проще говоря, действия правительства нацеленные на реформирование экономики) ранее считалось позорным, сейчас же это должно считаться чем-то сродни очевидному». Во время предвыборной кампании Байден пообещал потратить 400 миллиардов долларов США на закупки согласно политике «Покупай американское» и 300 миллиардов на государственные исследования и развитие, нацеленное на повышение технологической самодостаточности и обеспечения безопасности оборонно-индустриального комплекса. Сейчас, когда Байден на должности, его администрация выступила за крупнейшие инвестиции в увеличение внутренних возможностей, в частности в инфраструктуру.