Устойчивое развитие Арктического региона – сложный процесс согласованной политики и сотрудничества в первую очередь приарктических государств. Решение территориальных споров, разработка принципов использования природных ресурсов и создание международных транспортных коридоров – важнейшие вопросы арктической политики [Арктика… 2011].
Согласно действующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., права приарктических государств распространяются исключительно на их экономические зоны, расположенные в 200 морских милях от побережья. В пределах этих зон государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых.
Недра морей и океанов за пределами экономических зон являются общим наследием всего человечества, и любое государство мира имеет право подать заявку на разработку участка дна моря.
В том случае, когда по геологическим данным континентальный шельф распространяется далее 200 миль от побережья, экономические зоны интересов государств могут быть расширены, но не далее 350 миль от границы территориальных вод. В этих пределах государство получает контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми, что стало чрезвычайно актуально в последние годы. Решением вопросов, связанных с полярными областями, занимается специальная Комиссия ООН по границам континентального шельфа, которая подтверждает научную правомерность притязаний [Commission… 2018].
Современный этап можно обозначить как точку бифуркации, то есть период, когда формируется новая концепция освоения Арктики. В ближайшие десятилетия определятся темпы и сроки развития региона – в зависимости от множества экономических, политических и географических факторов.
Гигантские ресурсы ценных полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, являются основой для интенсивного развития региона. По данным ООН, «только разведанные запасы арктических месторождений нефти составляют более 100 млрд тонн (что соответственно в 2,4 и 2,1 раза превышает разведанные ресурсы России и Саудовской Аравии)» [Мазур 2010: 96]. В то же время возникает резонный вопрос: могут ли существующие технологии обеспечить надежную экологическую безопасность освоения месторождений?
Ученые предостерегают от бесконтрольного выполнения крупных проектов и настаивают на их тщательной экспертизе, а в дальнейшем и на надежном аудите. Не только экологические организации, но и представители нефтегазового бизнеса уделяют этим вопросам особое внимание. Например, Кристоф де Маржери, президент компании Total, поддержал предложение организации Greenpeace о запрете поиска нефти около берегов Гренландии. С его точки зрения, бурение таких скважин возможно только после оснащения буровых установок специальным оборудованием, предназначенным для предупреждения аварий и ликвидации нефтяных загрязнений.
Сложные производственные и экологические проблемы возникают при освоении заполярных территорий России. Каждый из этих регионов по площади превышает многие европейские государства и содержит запасы ценных руд мирового значения. Крупнейшие месторождения Норильского рудного узла и Кольского полуострова в настоящее время успешно разрабатываются. А первоочередными объектами для поиска, разведки и дальнейшей разработки твердых полезных ископаемых являются: Полярный Урал, Таймыр, Новая Земля, север Якутии и Чукотки. Проекты, рассчитанные на среднесрочную перспективу, находятся на разных стадиях реализации: многие из них уже прошли этап лицензирования, на другие составлены технико-экономические обоснования. На аукционах и конкурсах приоритет принадлежит компаниям, обладающим высокими технологиями, направленными на комплексную переработку полезных ископаемых с максимально полным извлечением ценных компонент и выполнением экологических требований.
Стратегия освоения Арктики должна базироваться на принципиально новых организационных и технико-технологических решениях, в том числе для создания современной инфраструктуры (в первую очередь транспортных и коммуникационных сетей). Экономика полярных территорий все теснее интегрируется в глобальную мировую систему в связи с расширением спроса на стратегические минералы, нефть и газ, а также с развитием технологий, облегчающих доступ к источникам сырья. Задачи освоения региона столь грандиозны, что многие из них можно будет осуществить только в XXII в.
Арктическая природа настолько уязвима, что даже незначительное вмешательство может стать причиной серьезного ущерба и иметь долгосрочные негативные последствия. Инвестиционные риски связаны не только с формированием мощных нефтегазовых комплексов и строительством судов ледового класса, но и с необходимостью выполнения жестких экологических требований, а также с возможными финансовыми затратами на ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
Мировая общественность не случайно придает первостепенное значение предупреждению и ликвидации разливов нефти в море. Крупные разливы имеют трансграничный характер как по непосредственному выносу нефти на побережье, так и по воздействию на морскую флору и фауну. В сложных арктических условиях нефтяные разливы весьма вероятны, а разработка надежных технологий сбора нефти на покрытом льдом море находится лишь на начальной стадии.
Нефтяные компании законодательно обязаны создавать свои службы, которые оснащены необходимой техникой для предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций. Для защиты и охраны окружающей среды разработана трансарктическая система борьбы с техногенными катастрофами, с 1 января 2017 г. вступил в силу Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) [Международный…], и постоянно разрабатываются другие актуальные юридические документы.
Устойчивое развитие Арктического региона – сложный процесс согласованной политики и сотрудничества приарктических государств. Решение территориальных споров, разработка принципов использования биологических ресурсов и создание международных транспортных коридоров – важнейшие вопросы арктической политики. Совместные усилия государственных структур и общественности призваны обеспечить гармоничное развитие территорий с сохранением экологического равновесия Арктического бассейна.
В перспективе регион может стать крупнейшей кладовой нефти и газа и одним из ключевых транспортных узлов планеты. В XXI в. здесь интенсивными темпами начали развиваться международные транспортные коридоры, обеспечивающие экономичную транзитную перевозку грузов и эффективную торговлю. «Причина интереса к Арктике вполне объяснима. Путь из Китая в Западную Европу по Северному морскому пути составляет около 8,1 тысячи морских миль. Через Суэцкий канал он будет длиннее на 2,4 тысячи миль. А маршрут вокруг Африки еще на 4000 миль больше» [Чумаков 2018: 57]. Однако освоение территорий сопряжено со значительными затратами и характеризуется высоким уровнем риска. Назовем наиболее существенные факторы, определяющие темпы освоения территорий и степень риска инвестиционных проектов.
Арктический климат. Природные условия исключительно суровы, а во многих случаях и экстремальны для выживания человека. Сильные морозы, часто сопровождаемые штормовыми ветрами, скудная растительность и специфика полярных дней и ночей определяют своеобразие региона. Исключение составляет северная часть Европы, климат которой смягчает теплое течение Гольфстрим.
Опасности для судоходства. Более половины арктического пространства занимает Северный Ледовитый океан, покрытый льдами. Мощные дрейфующие льды и айсберги представляют серьезную угрозу для мореплавания и освоения месторождений шельфа. Важнейшие морские транспортные коридоры – Северный морской путь и маршруты вдоль побережья Европы, а в перспективе – Северо-Западный проход через Канадский Арктический архипелаг.
Труднопроходимая местность. По физико-географическим условиям в пределах суши выделяют зоны арктических пустынь, тундр и лесотундр. Обширные пространства обычно заболочены, так как близко к поверхности подходит вечная мерзлота.
Неразвитая инфраструктура. Регион хорошо освоен в пределах Европы и Аляски, остальные территории почти не заселены и не имеют современной транспортной инфраструктуры.
Экологические проблемы. Животный и растительный мир уникален и требует особого внимания к защите окружающей среды от техногенного загрязнения.
Что же явилось причиной стремительного повышения интереса мирового сообщества к Арктике?
Двадцать первый век иногда называют «веком Арктики», так как только сейчас появились возможности для реализации сложнейших арктических программ [Глобалистика… 2003: 44–46]. Инновационный вектор развития экономики предусматривает создание современной инфраструктуры (транспортных и информационных систем), использование специальных видов транспорта (вездеходы различных конструкций, суда ледового класса и авиация), освоение новых технологий комплексной переработки сырья и другого применения.