Существенный ежегодный прирост приходов новых протестантских церквей объясняется характерным для них особым индивидуальным подходом к каждому верующему, современными формами деятельности самих общин и проведения обрядов. Протестантские проповедники, в отличие от более расслабленных и одновременно чрезмерно консервативных православных, активно работают с населением. Особенностью и конкурентным преимуществом протестантов является практика евангелизации. Православная церковь рассчитывает на то, что человек должен сам осознать и прийти именно к ним. Никаких действий со своей стороны для привлечения к себе предпринимать не считают нужным. Протестанты же занимают совершенно иную проактивную позицию: только личным поиском, навязываемым разговором и т.д. представляется возможным найти тех прихожан, который даже не осознают в данный момент того, что приход в церковь является их жизненной необходимостью. Особенно эффективными методами оказались массовые формы евангелизации, которые практикуются на Западе (на стадионах, в кинотеатрах и концертных залах). Экуменическую деятельность, с которой православные до сих пор очень осторожны, протестанты активно используют для поднятия своего авторитета, выступают инициаторами межконфессиональных конференций, молодежных съездов, совместных культурных акций с другими конфессиями, не воспринимая их как «конкурентов". Протестантские церкви занимают позицию того, что именно психотерапевт должен сам тебя найти и определить твои проблемы ибо ты это от себя скрываешь и неосознанно губишь. Активное миссионерство укрепляет общины и поддерживает в них дух активной деятельности, который сопровождает сравнительно высокая культура и техника проповеди. Протестанты значительно заметнее и понятнее, чем православные, - если к вам подходят на улице с литературой и странными вопросами вроде "верите ли вы в Бога?» - можно быть абсолютно уверенным - это кто-то из протестантов, обычно баптисты, свидетели Иеговы, или какие либо из многочисленных пятидесятников или харизматов, которые искусно завяжут разговор, заинтересуют, и определенно скажут когда, куда и зачем приходить. Тут следует взять в аналогию современный словарь потребительского общества, что в наши дни адекватно, учитывая существующие измененные структуры познания мира в логике пассивного потребления: ты не знаешь о своих потребностях и не ищешь их удовлетворения, пока тебе о них не рассказали. В такой форме изменились многие повседневные структуры взаимоотношения человека и общества/мира и духовные потребности личности, к коим апеллирует любая церковная организация, тут не исключения. Отсюда и упоминаемое конкурентное преимущество протестантов: пассивное ожидание православных церквей, основанное на консервативных догматах собственной организации, в количественных показателях за короткое время начинает демонстративно проигрывать современным и адекватным современному человеку религиозным протестантским организациям. Когда неофиты приходят к мормонам или свидетелям Иеговы, у них создается впечатление, что только их и ждали. В православной церкви этого нет - нередко устаревшими требованиями она отталкивает потенциальных прихожан. Протестантизм несет новизну, как организационную, так и в подходе к человеку, который со своими проблемами приобретает значительно более высокого значения, чем в нереформированном православии. Как ни странно, но до войны именно на Донбассе протестантские организации были самыми активными и динамичными.