Исходная особенность китайского подхода к советской модели обусловлена тем, что стремление повторить достижения революционного соседа было самостоятельным осознанным выбором. Создатель Китайской республики Сунь Ятсен и лидер коммунистов Мао Цзэдун сходным образом считали советскую Россию "учителем" своей страны. После образования КНР в китайском обществе повсеместно распространился лозунг "СССР сегодня — это наше завтра".
Первое целенаправленное усилие по критическому пересмотру советской модели китайское руководство предприняло весной 1956 г. под влиянием XX съезда КПСС. В марте Мао Цзэдун заявил соратникам, что доклад Хрущева "открыл крышку" и показал, что методы Сталина и СССР не свободны от ошибок. Поэтому компартии в разных странах обязаны действовать в соответствии с собственной обстановкой, они не должны больше заблуждаться [1, р. 6].
Прозвучавшая в СССР критика Сталина дала повод задуматься о применимости в Китае советского опыта в целом. 24 марта 1956 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК Мао Цзэдун призвал строить социализм в соответствии с практикой Китая, а не по советской формуле. Он использовал образ из классического романа "Путешествие на Запад", где монах Сюань-цзан с помощью заклятия сжимал железный обруч на голове царя обезьян Сунь Укуна, заставляя его повиноваться. Мао Цзэдун сказал, что Хрущев разбил "заклятие" и теперь Китай сможет разрабатывать политику самостоятельно, исходя из собственных потребностей [1, р. 15].
Китайское руководство захотело обозначить собственный путь развития и продемонстрировать его отличия от советской модели. 4 апреля 1956 г. Мао Цзэдун предложил подумать, нужно ли в экономическом развитии продолжать опираться на советский "костыль", порекомендовав ограничить его использование в КНР во второй пятилетке (1958—1962) [2, р. 557]. Не отвергая возможности учебы у СССР, он посоветовал отказаться от полного заимствования советского опыта и увеличить в новой пятилетке вложения в легкую промышленность.
25 апреля 1956 г. Мао Цзэдун выступил на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК с речью "О десяти важнейших взаимоотношениях", обозначившей кардинальный поворот в восприятии советской модели. Он подчеркнул, что Китай и прежде принимал во внимание уроки советского опыта, что позволило сократить движение по "окольному пути". Теперь в опыте СССР следует видеть предостережение [3, р. 267]. Использованное Мао Цзэдуном сочетание "извлекать урок" @@ содержит иероглиф @, с древности обозначающий бронзовое зеркало. Из этой формулировки вырос политический лозунг "брать СССР в качестве зеркала".
Китайский лидер указал, что в СССР и Восточной Европе поставили на первое место тяжелую промышленность, пренебрегая легкой промышленностью и сельским хозяйством. Это привело к дефициту товаров и нестабильности цен, тогда как в Китае товаров народного потребления много, цены устойчивые. Мао Цзэдун призвал способствовать развитию в Китае сельского хозяйства и легкой промышленности, способных удовлетворять потребности людей. В перспективе этот путь позволит развивать тяжелую индустрию лучше и быстрее, чем в рамках следования советской модели. Рассуждения о необходимости снизить китайские военные расходы также выглядели как косвенный упрек в адрес СССР.
Мао Цзэдун критиковал СССР за то, что у крестьян принудительно забирают слишком много продукции по очень низким ценам. "Их способ накопления чрезмерно подрывает производственную активность крестьян, — заявил он. — Они хотят, чтобы куры больше неслись, и не кормят их зерном, хотят, чтобы лошади хорошо бегали, и не дают им сена. В мире еще надо поискать такую логику!" [3, р. 274]. Он подчеркнул, что Китай сокращает "ножницы" цен, осуществляет эквивалентный или почти эквивалентный обмен, поэтому централизованные закупки сельскохозяйственной продукции не приносят крестьянам убытков, промышленные товары им продают исходя из принципа расширения сбыта с малой прибыльностью.
С учетом советского опыта Китаю необходимо дать больше самостоятельности промышленным предприятиям, устранить сковывающую местные органы управления чрезмерную централизацию. Мао Цзэдун отметил, что в СССР сложились "весьма ненормальные отношения" между русскими и нацменьшинствами [3, р. 278], из чего КНР также необходимо извлечь уроки. В качестве преимущества своей страны перед СССР он указал на сохранение демократических партий: в них состоят представители национальной буржуазии и интеллигенции, им позволено высказывать свое мнение. Китайский лидер призвал меньше арестовывать и казнить контрреволюционеров. К совершившим ошибки членам партии следует относиться доброжелательно, помогать исправиться и давать возможность продолжать участвовать в революции. Прежнюю жесткость он объяснил тем, что "догматики" внутри КПК переняли эту отрицательную сторону у Сталина [3, р. 283].
Руководство СССР в 1956 г. стремилось исправить перекосы в экономике. Советское посольство в КНР ознакомилось с речью Мао Цзэдуна "О десяти важнейших взаимоотношениях" и сделало вывод, что основные направления изложенной политики, включая повышение благосостояния людей и развитие демократического стиля работы, тесно связаны с решениями XX съезда КПСС [4, р. 164]. Советские исследователи характеризовали период подготовки к VIII съезду КПК как время триумфа марксистской линии над "националистическим курсом" Мао Цзэдуна. Считалось, что китайский партсъезд прошел "под благотворным влиянием XX съезда КПСС", что выразилось в подчеркивании принципа коллективного руководства и борьбе против культа личности Мао [5, с. 53].
Однако именно в речи "О десяти важнейших взаимоотношениях" Мао Цзэдун провозгласил, что Китай принципиально отличается от СССР. Разница в том, что в соседней стране был "империализм царской России", а после него произошла Октябрьская революция. "Поэтому, — по его словам, — многие советские люди очень зазнались, высоко задрали хвост" [3, р. 287]. Китайцы, напротив, должны вести себя скромно и осмотрительно.
Полный текст выступления был опубликован в китайской печати лишь в декабре 1976 г. после смерти Мао Цзэдуна. Его содержание разительно контрастировало с китайской политикой 1960—1970-х годов, в которой не было ни заботы о народном потреблении, ни снисходительности к "классовым врагам". Однако в течение полугода с марта по сентябрь 1956 г., когда состоялся VIII съезд КПК, в Китае действительно доминировали идеи приоритета экономического развития и неприятия советской централизации.
Идею использования советского опыта в качестве предостережения китайский лидер поднимал в беседах с иностранцами. В июне 1956 г. он посоветовал послу Румынии не заблуждаться, полагая, что в социалистических странах все хорошо. Раньше считали, что в СССР нет ошибок. Но вот появился вызвавший большое удивление вопрос о Сталине, который, несмотря на все заслуги, совершил большую ошибку, связанную с репрессиями [2, р. 589].
В сентябре на встрече с британскими коммунистами Мао Цзэдун пояснил, что Сталин совершил ошибки потому, что "остался в эпохе старого общества". Тем временем через семь лет после образования КНР контрреволюционеров уже немного, функций диктатуры осталось "не более 10 процентов". В интересах развития производительных сил нужно добиваться того, чтобы среди населения, внутри КПК и демократических партий не было паники [2, р. 633]. В ноябре 1956 г. Мао Цзэдун сообщил, что КПК говорит советским товарищам о поддержке их "девятью пальцами из десяти", поскольку "в одном пальце у нас есть противоречие". Оба государства социалистические, но это разные нации, их дела также не во всем совпадают. Это касается политики кооперирования сельского хозяйства, пропорции между сельским хозяйством, легкой и тяжелой промышленностью, отношения к буржуазии [6, р. 33].
В начале декабря Мао Цзэдун пояснил, что свободный рынок в Китае остается в основном капиталистическим, хотя капиталистов в стране больше нет. Это новая экономическая политика, которая закончилась в СССР слишком рано. Материальных ресурсов в обществе мало, и, если госпредприятия не справляются, а сырье имеется, к производству можно привлекать частников. Таким образом "можно и уничтожить капитализм, и заниматься капитализмом" [6, р. 47].
Идеи включения механизма рынка в плановую систему, допущения экономики негосударственной собственности были востребованы в Китае лишь через два десятилетия. Содержание выступлений Мао Цзэдуна 1956 г. вызывает большой интерес у современных исследователей. В них обнаруживают ростки теории и практики социализма с китайской спецификой, признание многообразия моделей социализма. Ученые подчеркивают, что у первого поколения руководства КПК были собственные подходы к развитию страны, которые охватывали экономику, политику, идеологию и культуру [7, рр. 90-91].
Критика советской модели опиралась на опыт первой китайской пятилетки, в ходе которой дали о себе знать диспропорции между отраслями экономики, перекос в сторону военных расходов, проблемы в сельском хозяйстве, недостаточная активность на местах в результате ограничения экономической самостоятельности. Мао Цзэдун отнес эти трудности к воздействию советской модели, выступив с призывом к выявлению достоинств и недостатков опыта СССР. "На основе широких обследований и углубленного изучения КПК начала с экономической сферы, стала вести поиск пути социализма китайского типа" [7, р. 90].
Современные китайские авторы видят в этих идеях воплощение "второго соединения" марксизма с практикой и спецификой КНР, о чем Мао Цзэдун заявил в преддверии VIII съезда КПК. "Первое соединение" иностранной теории с китайской практикой было достигнуто во время революции. "Второе соединение" было нацелено на поиск собственного пути строительства социализма. Речь "О десяти важнейших взаимоотношениях" ныне называют "открывающей" работой "второго соединения", которая ознаменовала начало поиска коммунистами Китая собственного пути [8, р. 18].
В начале 1957 г. Мао Цзэдун утверждал, что советской привычке "высушивать пруд, чтобы выловить рыбку" КПК противопоставила в экономике курс на повышение народного благосостояния при одновременном развитии тяжелой промышленности. В сфере культуры китайской альтернативой советскому командному стилю стала политика "ста цветов". Противоречия внутри общества и внутри КПК следовало решать с помощью критики и самокритики, а не жесткими сталинскими методами [6,р. 65].
На деле эти благоприятные для Китая сопоставления относились к уходящему прошлому, а не к ближайшему будущему. В 1956 г. завершился начавшийся в 1949 г. с образованием КНР переходный период. Ему были присущи многообразие форм собственности, постепенность преобразований капиталистического предпринимательства, готовность корректировать цели ради минимизации издержек перехода. Власти стремились учесть интересы разных социальных групп, чтобы избежать нестабильности в обществе. По мнению китайских ученых, в тот период в Китае по сравнению с СССР была более сбалансированная экономическая структура, удавалось совмещать централизацию с делегированием полномочий, задействовать активность экономических субъектов на микроуровне [9, рр. 395-399].
В середине 1957 г. китайская политика повернулась от экономического строительства к классовой борьбе. На смену свободным дискуссиям в духе "ста цветов" пришла борьба против "правых элементов". В сентябре 3-й пленум ЦК КПК 8-го созыва заявил, что главное противоречие китайского общества — это противоречие между пролетариатом и буржуазией, между путем социализма и путем капитализма.
Курс на избирательное изучение иностранных достижений, включая советский опыт, сохранился. Однако на первый план вместо повышения качества жизни людей вышла задача ускорения экономического развития, из которой выросла идея "большого скачка". Мао Цзэдун уделял все больше внимания национальному достоинству и самоуважению. Начиная с работы "О десяти важнейших взаимоотношениях" он не раз отождествлял преклонение перед советским опытом с подобострастным духом Цзя Гуя — персонажа китайской оперы "Монастырь Фамэньсы", отказавшегося присесть для беседы с важным чиновником со словами: "Раб привык стоять, не хочет садиться" [3, р. 287; 2, р. 563].
Китайские исследователи подчеркивают, что призыв Мао Цзэдуна извлечь уроки из недостатков СССР не вышел за рамки следования советской модели. Критика в адрес Сталина помогла руководству КПК задуматься об иных вариантах осуществления индустриализации, о более мягких методах решения противоречий внутри общества, о расширении пространства для дискуссий в русле политики "ста цветов". Однако быстрый переход КПК к критике "хрущевского ревизионизма" привел к существенной смене акцентов в интерпретации советских ошибок: к ним были причислены отказ от классовой борьбы, стремление наладить мирные отношения с Западом. Вместе с тем в этой политике была внутренняя преемственность. "Независимо от того, было ли это предостережение со стороны сталинской модели или хрущевского ревизионизма, все было направлено на изъяны и недостатки, присущие советской модели социализма" [10, р. 18]. Поиск "второго соединения" марксизма с китайской спецификой продолжился, но его направление стало переменчивым и неопределенным. Позитивные идеи, полученные из осмысления советской модели сталинского образца, были позабыты. Разрушительные последствия "большого скачка" заставили китайское руководство в начале 1960-х годов на время вернуться к взвешенной политике и задуматься о важности объективных экономических законов. Но в 1966 г. разразилась "культурная революция", нацеленная на предотвращение возникновения в Китае "ревизионизма" советского образца. Преодолеть недостатки советской модели внутри парадигмы классовой борьбы и плановой экономики оказалось невозможно.