Публикации различаются по нескольким важным параметрам. Статья Ванденберге и Фукса касается международной социологии, сосредотачивается на интеллектуальных проблемах и содержит радикальное сомнение в том, что социология имеет будущее. Статья Хауса характеризует преимущественно состояние социологии в США, уделяет больше внимания институциональным аспектам ее развития и формулирует более умеренную и сочувственную критику социологической дисциплины. Тем более интересным оказывается то, в чем сходятся авторы публикаций.
Статья Ванденберге и Фукса по форме тяготеет к манифесту. Авторы провозглашают конец социологии: «Уходит эпоха, и социология уходит вместе с ней. Социология исчезает не как академическая деятельность и не как дисциплинарная организация. Само поле с некоторого времени теряет свою сущность, ядро и идентичность, становится пустым и поверхностным, готовое к встрече с ницшеанским молотом» (Vandenberge, Fuchs, 2019: 138). В качестве основной причины «конца» социологии авторы выделяют размывание содержательного ядра дисциплины, отсутствие внятной социальной онтологии. Одним из следствий этого, по мнению авторов, является разделение на интеллектуалов-идеологов и узких специалистов, решающих проблемы в строго очерченном кругу своей специализации, причем оба типа безразличны к «большим» вопросам социальной теории.
Ванденберге и Фукс утверждают, что те, кто именует себя социологами, не имеют того, вокруг чего могли бы предметно объединиться, поэтому происходит «размывание» границ — с журналистикой, с социальным активизмом, с другими социальными науками, с тем, что авторы называют «the Studies» — «слабо связанным агрегатом литературной критики, деконструктивистской риторики и различных ,,пост-измов"» (Ibid.: 142). Ванденберге и Фукс выделяют четыре типа фрагментации в социальных науках: і) внутри социологии — между исследованиями и преподаванием; 2) внутри социологии — между теорией и эмпирическими исследованиями, а также между разными «школами»; 3) между социологией и «the Studies»; 4) между социальными науками и моральной и политической философией.
Вывод статьи неутешителен: социология распадается, сжимается и поглощается другими областями знания. Социологи тем не менее продолжают существовать. Выходом, по мысли авторов, могла бы стать новая междисциплинарная наука: «социология имеет будущее, только если она осознает себя как субдисциплину новых социальных наук и гуманитарного знания» (Ibid.: 143).
Статья Дж. Хауса представляет анализ американской социологии в исторической перспективе, основанный на размышлениях автора о собственном опыте, на рефлексии коллег, а также на данных об институциональной динамике социологии. Автор сплетает академическую автобиографию с анализом внешних и внутренних проблем социологии и других социальных наук. Хаус характеризует себя как «междисциплинарного социального ученого, который стремится развивать и применять социальную науку, чтобы улучшить благополучие отдельных людей и общественную жизнь» (House, 2019:1).
Современное состояние социологии автор характеризует как «„кульминацию кризиса социологии" — сущность которого была и остается в отсутствии интеллектуального единства внутри дисциплины, которое все более парализует реализацию ее возможностей и обязательств в понимании и улучшении человеческого общества» (Ibid.: 3). Таким образом, основная причина кризиса, как ее видит Хаус, совпадает с позицией Ванденберге и Фукса.
Отсутствие концептуального единства, однако, накладывается на институциональные проблемы развития дисциплины. Хаус выделяет несколько этапов становления социологии в США. Период после Второй мировой войны был эпохой социального подъема и одновременно — временем подъема социологии и других социальных наук, развития междисциплинарных и прикладных программ. 1970-е годы характеризовались ростом университетстких департаментов и при этом — тенденциями к замыканию внутри дисциплины, разочарованием в междисциплинарных прикладных программах. В 1980-е годы сокращение финансирования и сопутствующая борьба за ресурсы обострила внутри- и междисциплинарные расколы в социальных науках. При этом экономика становится ведущей дисциплиной среди социальных наук и доминирует в возникшей области public policy. Как следствие, в 1990-2000-6 годы ученые начинают обсуждать проблемы социологии и ее будущее; фрагментация внутри дисциплины нарастает. Решение проблемы единства было предложено в 2000-е годы М. Буравым и его единомышленниками в виде программы публичной социологии. Однако, по мнению Хауса, такой ответ привел к еще большему раздроблению и разделению. Таким образом, социология переживает упадок, и причина этого упадка двойная — внешние обстоятельства и реакция на них социологов.
Вывод статьи заключается в том, что целое — социология — оказывается меньше суммы частей — трудов отдельных социологов. Хаус пишет: «Я полагаю, что в XXI веке еще больше выделились проблемы, а может быть, и невозможность, социологии как дисциплины, хотя — в то же самое время — многие социологи продолжают быть активными и продуктивными» (Ibid.: 17). Недостаток концептуального единства мешает достигать и практических целей, одновременно с этим угасают междисциплинарные связи.
В завершение Хаус намечает три варианта развития социологии: а) дальнейшее раздробление и уход социологов в другие области; б) достижение консенсуса о том, что такое социология и чем должны заниматься социологи; в) разделение на научную/эмпирическую и гуманистическую/философскую социологию. И только последний вариант, с позиции автора, — одновременно и возможен, и желателен (приемлем).
Мы видим, что Ванденберге и Фукс, с одной стороны, и Хаус, с другой стороны, по-разному расставляют акценты, характеризуя современное состояние социологии, его причины и возможное будущее дисциплины. Однако три тезиса оказываются общими для них:
• Социология находится в глубоком кризисе, в то время как социологи продолжают работать — писать статьи, получать гранты, выступать на конгрессах, преподавать.
• Основная причина кризиса социологии — в отсутствии концептуального (интеллектуального) единства.
• В будущем социологию ждет или распад/«растворение» в других областях знания, или радикальное изменение, которое требует специальных усилий со стороны социологов.
Соотнесем теперь аргументы, сформулированные в 2019 году, с дискуссией 2ооо года.
Прежде всего статьи 2019 года относятся к радикальной критике социологии и тем самым противостоят как умеренной социальной, так и умеренной концептуальной критике. И Хаус, и Ванденберге и Фукс выражают скептическое отношение к повороту в сторону умеренной социальной критики, в то время как умеренная концептуальная критика полагается недостаточной для решения насущных проблем. За двадцать лет критическая аргументация сосредоточилась на концептуальных проблемах — на отсутствии единого ядра дисциплины.
С чем связаны изменения в аргументах авторов и в восприятии состояния социологии? Представляется, что за период с 2000 года произошло следующее. Уже в начале тысячелетия социологами фиксировались недостаток единства, концептуальная и методологическая «пустота», нехватка новых организационных форм, связанные как с внутренними, так и с внешними проблемами
дисциплины. Попытка решить данные проблемы была предпринята в рамках реализации императива умеренной социальной критики: социология должна воздействовать на общество и взаимодействовать с ним по-
новому. Сегодня данная попытка воспринимается — по крайней мере, некоторыми социологами — как неудачная. Достижение единства социологии через решение социальных проблем привело к окончательной потере концептуального единства — а может быть, к окончательному осознанию этой потери. Как следствие, границы между «публичным социологом» и журналистом/активистом, становятся все более иллюзорными, в то время как расколы внутри самой социологии приобретают необратимый характер (см. дискуссию: Sztompka, 2011; Burawoy, 2011).
Обратимся еще раз к вопросам, вокруг которых было организовано обсуждение будущего социологии в 2ооо году. Какие ответы предлагает на них радикальная критика сегодня?
• Рассматривается ли социология как наука, как профессия или как прикладное знание? — Социология остается профессией и прикладным знанием., но нет единой науки социологии.
• Рассматриваются ли институциональные или интеллектуальные проблемы социологии? — Интеллектуальные проблемы являются ключевыми, институциональные проблемы — усиливают или «консервируют» влияние интеллектуальных.
• Будет ли социология существовать дальше, или нечто придет ей на смену? — Социология> как она существует сейчас> не имеет будущего.
• Нужны ли в социологии принципиально новые подходы, концептуальные прорывы, или следует развивать уже имеющиеся наработки? — Нужны новые подходы, которые обеспечили бы превращение социологии в нечто иное. Альтернативой является распад дисциплины.
• Рассматриваются ли проблемы с теорией, с данными и методами, с осмыслением новой социальной реальности или с взаимодействием с обществом? — Ключевая проблема — потеря концептуального единства. Центробежные тенденции существуют в любой дисциплине, однако в социологии они достигли порога, за которым становятся необходимы радикальные изменения.
Следующий вопрос для радикальной критики социологии заключается в том, что делать и почему нужно что-то делать в принципе. Иными словами, чем ценна социология, что в ней следует сохранить?
Представим аргументы статей, которые содержат радикальную критику социологии, в Таблице 2.