История широко распространенного убеждения, что нефть и деньги связывают особые отношения, возникает и практически полностью находит свое отражение в условиях капиталистической нефтяной промышленности. Среди огромного объема литературы на эту тему в качестве отправной точки я выбрал несколько критических работ, посвященных колониальной и постколониальной периферии Европы и Америки. Сильной стороной этих исследований является попытка теоретически осмыслить нефтебизнес на внушительном социальном, культурном и историческом материале, тем самым проясняя основания социалистического и постсоциалистического петробартера, исследуемого мной в данной статье [3].
Рассматривая нефтяной бум в Нигерии и его последующий спад, Эндрю Аптер исходит из предпосылки, что нефть «приводит к единому стандарту относительные стоимости, по которым покупаются и продаются товары, становясь таким образом общим эквивалентом денег» [4]. В работе, посвященной Венесуэле, Фернандо Коронил пишет:
«Нефть, используемая правящей элитой в качестве эквивалента денег, перестала восприниматься как материальная субстанция, став синонимом валюты… Как только в нефти начали видеть такую же абстракцию, как деньги, государство превратилось в главного представителя политического сообщества собственников природных ресурсов нации» [5].
Опираясь на учения Карла Маркса и Георга Зиммеля о деньгах (согласно которым они выступают в качестве универсального товара и абстрактной единицы обмена), Майкл Уотс в работе о Нигерии [6] метко замечает, что, имея свойство делать непохожие предметы обмениваемыми, деньги порождают особый тип воображаемого и в качестве составляющей этого процесса играют роль как в образовании, так и дезинтеграции социальных групп.
Несмотря на то, что подходы, рассматривающие деньги как универсальное и абстрактное средство обмена, довольно широко распространены, по мнению Аптера, Коронила и Уотса, они приобретают некоторые вполне конкретные черты в постколониальных странах – экспортерах нефти в условиях глобального капитализма. В этих странах правящий класс, сосредоточив в своих руках разработку месторождений, получает долларовую прибыль на международном рынке, а затем переводит эти доллары в национальную валюту, используя подконтрольные ему секторы экономики. Такой вид денег (нефтяная рента) и их быстрое обращение определяют характер государственной власти и ее культурных воплощений, будь то этатизм, национализм, панафриканизм, девелопментализм, модернизирование или оксидентализм. Кроме того, вышеуказанные процессы довольно сильно отличаются от тех, что происходят в условиях промышленного капитализма, поскольку почти полностью делают ставку скорее на ускоренный денежный оборот и сопутствующие ему мечты о быстром успехе, чем на изменившиеся производственные отношения.
Это довольно убедительный взгляд на нефть и деньги, сочетающий любопытные исторические и теоретические комбинации. Он представляет интерес для размышлений о постсоветской России, в особенности для теоретического анализа отношений собственности и перформативных аспектов государственной власти. Однако в этой статье я сосредоточусь на принципиальном расхождении с этими работами: вышеназванные подходы не делают различий между денежным оборотом на уровне международной системы и внутри исследуемого нефтедобывающего государства. Тогда как если подойти к вопросу о роли, которую нефть играет в системе международных отношений, с социалистической и постсоциалистической перспективы, то такой взгляд оказывается неоправданным. В социалистическом и постсоциалистическом мире (включая его конфликты со странами Запада и странами «третьего мира» в период «холодной войны») нефть являлась не столько предметом универсального или денежного обмена, сколько объектом ситуативного бартера и центральным элементом любого рода сложных квазиденежных схем. Более того, в этих связях и контекстах значение нефти зачастую определялась именно тем фактом, что она не всегда может выступать в роли денег – или быть в них преобразована [7].
Таким образом, одна из задач этой статьи – показать, что смещение фокуса внимания с постколониальных примеров (таких, как Нигерия и Венесуэла) на постсоциалистические общества (например российское) позволяет понять, какую роль нефть сыграла в истории ХХ столетия. Я не ставлю цели дать определение или четко типологизировать «постсоциалистическую» и «постколониальную» нефть. Скорее я нахожу, что критическое исследование постсоциализма может успешно сочетаться с более устоявшимся постколониальным подходом, проясняя их исторический контекст, многочисленные точки пересечения, а также функционирование международной системы эпохи «холодной войны» и времени после ее завершения (частью которых являлись оба контекста) [8]. Бартер, давно представляющий интерес для антропологов, изучающих социализм и постсоциализм, является идеальным инструментом анализа процессов подобного масштаба.
Под бартером я буду понимать вид сделок, в которых одни товары обмениваются на другие без прямого участия денег. Вслед за Кэролайн Хамфри и Стивеном Хью-Джонсом [9] я рассматриваю бартер как политетическую категорию, включающую в себя различные модели обмена и требующую пристального внимания к намерениям и различиям, характеризующим обе стороны обмена. В то время, как некоторые специалисты ошибочно утверждают, что бартер являлся примитивной ступенькой эволюции экономических отношений на пути к денежному обращению [10], он продолжает существовать наряду с другими видами обмена, вступая с ними в сложные взаимоотношения -- вплоть до систем обмена глобального капитализма. Бартерные отношения могут быть устойчивы во времени, поскольку торговые партнеры продолжают обращаться друг к другу и выстраивать отношения доверия, основанные на личных связях, а не на внешнем наборе ценностей (национальная валюта), а зачастую и в оппозиции к ним. Таким образом, определение видов отношений между деньгами, бартером и даром может прояснить механизмы производства, воспроизводства и трансформации неравенства. Далее я покажу, что петробартер может служить мощной стратегией накопления капитала, на что специалисты редко обращают внимание из-за сосредоточенности на анализе нефтеденежных обменов.
Проясняя механизмы возникновение неравенства, бартер полезен еще по одной, тесно связанной с ними, причине: он свидетельствует о формировании различных исторических и политических воображаемых. Если всеобщая обмениваемость денег занимает центральное место в тех видах постколониального воображаемого, которые столь убедительно объясняют Аптер, Коронил и Уотс, то способность бартера действовать в обход этой универсальной обмениваемости может указывать на наличие других политических и исторических воображаемых. В этом смысле воспоминания, страхи и споры о бартере столь же значительны, как и сами бартерные обмены; более того, они могут возникать даже в тех случаях, когда бартерные сделки осуществляются редко. Я нахожу особенно наглядным суждение Дипеша Чакрабарти о том, что историки склонны воспринимать любую экономическую конъюнктуру как бартер [11]. Рассмотрение исторических контактов в терминах бартера, где обмен происходит без привязки к какому-то внешнему, всеобщему стандарту, помогает выявить альтернативы «универсализирующим нарративам», которые капитал стремится создать о себе. «Универсализирующие» нарративы (я отметил бы, что в последние десятилетия цепочка «нефть–деньги» стала одним из самых успешных) имеют тенденцию вытеснять иные нарративы, лежащие вне собственного «жизненного пути» капитала, отбрасывая модели, отличающиеся от европейской нормы как «отклонения».
Говоря о бартере как тактическом приеме, Чакрабарти использовал это понятие как метафору, не останавливаясь на нем подробно в масштабной работе о «провинциализации» Европы. В своем прочтении политэкономии Маркса он предлагает в качестве альтернативы «универсализирующим» нарративам рассматривать такие разновидности денег и товаров, которые, несмотря на свою внешнюю форму, хотя бы частично выпадают из жизненного цикла капиталистического производства. Я же тем не менее склонен настаивать на том, что бартер, подобно альтернативной валюте [12], обеспечивает создание пространства, в высшей степени полезного, чтобы генерировать мобилизующее воображаемое, не до конца вписывающееся в обобщающие нарративы капитализма. По моему мнению, практика социалистического и постсоциалистического петробартера разнообразными способами питает некапиталистические нарративы и политические порядки, кардинально отличающиеся от общепринятого взгляда на нефть, связанного с представлением о деньгах как абстрактном, универсальном и всеобщем средстве обмена.
Традиционно бартер представляет собой торговую сделку, осуществляемую между сторонами напрямую по схеме «товар за товар» без денежной оплаты. В то же время существует еще более широкий спектр сделок, рассматриваемый как исследователями, так и самими участниками обмена как бартерные соглашения. В нефтяном секторе к таким операциям относятся встречный товарообмен и взаимозачетные сделки (при которых производящие компании и государства обмениваются товарами в отсутствие или с минимальным участием денег), а также валютный клиринг (при котором государства совершают товарообмен в оговоренный соглашением срок, периодически проводя взаиморасчет через систему клиринговых банков). Уже по этим примерам можно понять, что еще одной целью данной статьи является расширение понятия «бартер», которое используют антропологи в своих исследованиях.
Тот факт, что бартерные сделки играют немаловажную роль в увеличении неравенства, подпитываемого политикой государств и глобальных корпораций, преимущественно игнорировался социокультурными антропологами, поскольку последние склонны уделять большое внимание практикам локального или в лучшем случае «регионального» бартера [13]. Рассматривая бартерные сделки, совершаемые в постсоциалистической России, в контексте мировых схем бартерных обменов, осуществляемых государствами и международными компаниями за последние 50 лет, я намерен доказать, что бартер может стать для антропологов продуктивной аналитической категорией применительно к изучению общемировых исторических процессов [14], особенно в русле набирающего обороты направления антропологии корпораций [15].
Несмотря на то, что антропологи уже давно настаивают на обратном, большинство экспертов вслед за мейнстримными экономистами продолжают считать, что бартер и деньги связаны телеологически: в ходе исторического прогресса неэффективный бартер сменился якобы более совершенной системой денежного обмена. Чтобы продемонстрировать очевидную ложность этого тезиса, я организую свое рассуждение, двигаясь в масштабе от локального к глобальному, а также буду придерживаться стандартной хронологической последовательности в описании событий. В первом разделе статьи речь пойдет о практиках нефтяного бартера в России в 1990-е годы и конкретно в Пермском крае. Во втором разделе масштаб анализа переключается на глобальную перспективу, но развертывается ретроспективно к более раннему временнóму периоду – началу «холодной войны». Третий раздел возвращает нас к проблеме места России в мировом порядке XXI века, демонстрируя, насколько ценным оказывается обращение к опыту предыдущей эпохи, даже (а возможно, и особенно) в наш век повсеместного становления финансовых рынков и монетизации как внутри «постсоциалистического» мира, так и за его пределами.