Включив Крым в состав РФ и вмешавшись в конфликт на Донбассе, Россия потеряла Украину как государство-партнера.
Все предыдущие попытки вовлечь Украину в орбиту российских интеграционных проектов (напр., проект ЕЭП, подписанный Кучмой в 2003-м, но не ратифицированный парламентом Украины), при-купить элиту за счет выгодной торговли и совместного транс-национального бизнеса, испугать общество угрозой «разрыв родственных связей» и «войной братских народов» ни к чему не привели. И если во времена Кравчука-Кучмы – «Украина – не Россия», но за время президентства Порошенко и Зеленского Украина стала Анти-Россией.
Майдан-2014, война и массированная поддержка Запада радикально изменили состав, качество и мотивацию политической элиты. Огромные средства и без того тощего украинского бюджета уходят на военный сектор, силовые структуры и обслуживание той самой поддержки, которую (как бы) получает Украина. Роль и вес административно-силовой машины, как и доходы новой бюрократии в условиях фактической мобилизации, выросли неимоверно. Крупный бизнес и предпринимательство в целом оказались под налоговой, административной и идеологической «пятой» новой милитаризированной бюрократии и политического менеджмента, который сохранял место и получал свою «долю» только при условии лояльности, исполнительности и «командной игры».
Особенно ярко эти черты нового «военно-бюрократического государства» проявили себя в период правления президента Зеленского, который сам, будучи в прошлом человеком абсолютно цивильным и творческим, в считанные месяцы превратился в авторитарного лидера, игнорирующего закон и использующего репрессивные методы управления (решения Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины).
Подавляющее большинство представителей нынешнего т.н. украинского «политического класса» заряжено на новый, пост-олигархический передел, или, другими словами – на «вторичное первоначальное накопление капитала». Авторитарная политика, механизмы «военно-бюрократического государства» и высокий уровень зависимости внутренних решений от внешнего влияния (правительства и спецслужбы, кредиторы, дипломаты, консультанты) оказались хорошим подспорьем для оттеснения старых элит от бюджетных ресурсов, лицензий и активов.
Но, отхватывая свое, - не знают, что творят.
Старая олигархия, выращенная еще в период правления Леонида Кучмы, корпоративно распоряжалась государством на протяжении почти 2 десятилетий. Приспосабливаясь к новым раскладам и подстраиваясь под очередных политических победителей. За это время был создан коррупционно проржавевший, но стойкий механизм управления и распоряжения основными национальными активами и ресурсами. Как ни парадоксально, но это обеспечивало и относительную экономическую суверенность Украины: плохо проницаемый внутренний рынок и «пустой» фондовый рынок, отсутствие рынка земли и сохранение госмонополий сдерживало внешних инвесторов, а значит – сдерживало и транснационализацию всей экономической структуры.
Последний Майдан (2014), война и глубочайший кризис Украины «открыли шлюз» для принудительной транснационализации. За счет форсированной приватизации, создания рынка земли, «раскулачивания» крупного капитала под флагом «де-олигархизации». Что, собственно, и происходит сейчас.
Коридор возможностей у Украины невелик. Перспективы глубокой интеграции в западные структуры (членство в ЕС и НАТО ) – лишь декларации. Подтверждения этому – многочисленные заявления и интервью западных политиков в контексте прошедшей на Западе серии июньских саммитов-2021.
Реверс и сближение с РФ, в условиях войны и укрепления сепаратистских республик ЛНР-ДНР как «новых национальных русских государств» с фактическим двойным гражданством с РФ, - также нереально. Для Украины РФ и вся восточная граница – это «рубеж», большой информационный и военный «окоп», которым украинское государство отделяет себя от РФ. Собственно, отсюда и образ «стены», которая давно уже стала политическим символом этого разлома.
Западный кордон Украины также стал крайне напряженным: раздача паспортов гражданам Украины со стороны Румынии, Венгрии по масштабу почти сопоставимо с раздачей паспортов с российским гражданством в т.н. «ЛНР-ДНР». Усиливающаяся зависимость от Польши (прежде всего, трудовая миграция, более 1 миллиона рабочих мест, и десятки тысяч учащихся в польских ВУЗах) оборачивается ростом влияния польской культурной и информационной политики на Украину.
Именно в этих обстоятельствах можно оценить и описать подходы, которые применяют разные игроки к Украине. Как, впрочем, и подходы, которые доминируют в самой Украине.
1) В видении «ядерной Европы», франко-германского дуэта, Украина могла бы стать своеобразным «евро-азиатским плечом» для дальнейшей экспансии на Восток. В то самое «общее пространство» на континенте, о котором полтора десятилетия ведут переговоры страны ЕС и РФ на «Петербургском форуме» и на других политико-интеллектуальных площадках. Но эту перспективу «перекрывает» война на Донбассе и аннексированный Крым. Возникший украино-российский разлом углубляется, и в Украине отсутствует политико-экономическая элита, способная к компромиссам по континентальному вопросу. Во всяком случае, в настоящее время и в среднесрочном будущем.
2) В российской политике произошел тектонический поворот от игр с политическими элитами Украины к активной «прямой» информационной и культурной экспансии на само общество. Российская власть больше не будет покупать отдельные политические группы, которые в подавляющем большинстве оказываются мелкотравчатыми ворами и «нарциссами», а делает ставку на победу в гео-культурной войне за социальный капитал. То есть – за ту часть украинского общества, которая в условиях кризиса государственности, аномии, выраженном противлении «внешнему управлению» может вновь поддержать «электоральную революцию» с идеями самостоятельности, нейтральности и прагматизма. Но вызревать такая ситуация будет еще долго, и риски внутренних потрясений с непредсказуемыми последствиями остаются высокими. Судя по всему, уроки аннексии Крыма и войны на Донбассе так и остались невыученными.
3) В БритАмериканском проекте Украина – один из форпостов Pax GlobalWest, глубоко интегрированный в центральноевропейских проект «санитарного пояса». Экономическая привлекательность геопроекта «Триморья» (поставки сжиженного газа, ПСГ, портовая инфраструктура, газотранспорт и новая логистика, «сшивающая» ЦетроЕвропу в единый энергетический хаб, выглядит привлекательно. Но с одним существенным условием – если США получат свою долю на европейском рынке и смогут об этом договориться с РФ и Германией. Какие будут взаимные условия таких торгов – вопрос открытый.
4) Нельзя исключать вариант форсированного внешнеполитического «прожектерства», который мог бы компенсировать возникший вакуум перспективы и внутренние угрозы локализации с расползанием. Но реальные возможности для такого «прожектерства» - все в тех же границах ЦентроЕвропы и в неблагодарной роли «окопа» в «санитарном кордоне». Здесь украинская политика имеет не только декларативную поддержку. При чем как от непосредственных партнеров-соседей, так и от БритАмериканского атлантического альянса.
Появление осенью 2020 года декларации о создании т.н. «Люблинского треугольника» (Украина, Польша, Литва) можно рассматривать не только символически, но и как заявку на более глубокую политико-экономическую интеграцию. Образ «Речи Посполитой-2» имеет под собой основание. Вакуум будущего, очень выраженный сейчас в украинском обществе, и острейший дефицит новых, внятных утопий, страх и обида на Россию, травмы потерь на востоке Украины могут быть на какое-то время заполнены этим проектом.
«Люблинский треугольник» может стать новым фетишем вхождения Украины в европейское сообщество, своеобразной формулой адвокатирования и «по-шаговой интеграции» Украины в ЕС.
Все три участника – Украина, Польша, Литва - придерживаются позиции «санитарного пояса», и это вполне устраивает БритАмериканский альянс. Поэтому нельзя исключать, что уже в ближайшее время «Люблинский треугольник» будет продвигаться и как новая геополитическая формула «конфедерации друзей», ядро ЦентроЕвропы с политической, военной и идеологической составляющей.
Станет ли такое прожектерство реальным историческим выходом, окончательно оформляющим и закрепляющим украино-российский разлом? Вряд ли. Призраки прошлого, как и невзгоды настоящего, могут только катализировать новые кризисы в Украине – на культурной, региональной, геополитической почве. Тем более, что такой поворот поможет и РФ в борьбе за «советское наследие», особенно - в тех регионах Украины и в социальных группах, где сильна «советская историческая память».
5) В украинской политике пока доминирует модель «одинокого окопа», с регулярной армией, «территориальной обороной», «партизанами» и агрессивной национал-патриотической пропагандой. Но с риском остаться «сам на сам» с дальнейшей молекуляризацией нищающего общества и перспективой таки сыграть «свадьбу в Малиновке». Мощнейшим стимулом к территориальной локализации стали административная и бюджетная децентрализация (без реальных механизмов самоуправления) и запуск рынка земли. Уже через один электоральный цикл политический Центр столкнется с новым качеством и новым гонором региональных элит, которые отбросят правила игры в «общенациональные партии» и номенклатурные списки, и будут требовать себе новых автономий – экономических, культурных, и административных. Как минимум.