Кроме того, применяя понятия политического «мифа» и политического «воображаемого» к анализу дискурса украинского постсоветского национализма, мы также опираемся на дискурсивный анализ логики апартеида Норваль в книге «Деконструкция дискурса апартеида» (1996), в которой она, на примере дискурса апартеида, показывает, с помощью каких политических механизмов осуществляется трансформация мифа в воображаемое в реализации конкретного расистского/националистического дискурса, а именно - доказывает, что
для победы в гегемонной борьбе данному дискурсу
необходимо перестать быть только «мифом», поскольку миф ассоциируется с опытом только партикулярной политической группы», и
стать «воображаемым» - то есть «воображаемым горизонтом,
действующим как поверхность вписывания для упорядочивания всех социальных отношений» и «любого возможного социального требования». Норваль также доказывает в этой книге, что трансформация мифа в воображаемое становится возможной благодаря творческой политической активности групп органических интеллектуалов, «которые ставили цель придания значения дислокациям, переживаемой определенной
группой». Кроме того, Норваль отвечает на вопросы о том, «как эти стуктуры кристаллизируются в воображаемое, которое реорганизует весь политический ландшафт; как они институционализируются; как оба эти процесса зависят от серий разных типов политической борьбы, которые вносят свой вклад в возникновение этих новых формаций». Другими словами, Норваль доказывает, что для трансформации мифа в воображаемое необходима популистская цепь эквивалентностей за счет функционирования политических границ. В соответствии с Норваль, «политические границы являются такими механизмами, через которые социальное разделение институировано, а «включенные» отличаются от «исключенных»; они определяют оппозицию; они распространяют разделение; они показывают, что институция социальных различий не является социальным
фактом». В то же время на примере дискурса апартеида Норваль, следуя Лаклау, доказывает, что только
контингентное означающеечерез практики политических границ может выполнить затем функцию
воображаемого.
Украинская версия «эры национализма» (Э.
Хобсбаум)
[1]представляет собой проект «изобретения» украинской нации во второй половине XIXвека, который включает в гегемонную борьбу этого исторического периода (как борьбу различных политических групп против имперской доминации) политически исключенное сельское украинское население двух империй (Российской и Австро-Венгерской), которое не имело «своей собственной» государственной национальной принадлежности. Репрезентантами этого сельского украинского населения, которое переживало опыт политической дислокации, стал целый ряд украинских так называемых в терминах Грамши «органических интеллектуалов» двух империй, которые, в терминах Норваль, «ставили перед собой цель придать значение» дислокациям внутри этих империй. В контексте дискурс анализа можно сказать, что именно украинские интеллектуалы Российской Малороссии (Т. Шевченко, П. Кулиш, В. Антонович, М. Максимович и др.) и Австро-Венгерской империи (И. Франко, М. Павлик)
сконструировали этническую идентичность и идею украинской нации в форме мифа в терминах Лаклау и Муфф –
как выражение интересов своей собственной – этнически украинской - партикулярной общности интеллектуалов. Таким образом, миф украинской нации и украинской национальной идентичности был впервые сформирован украинской
интеллигенцией двух империй, которую, хотя она и принадлежала к окраинам этих разных империй, можно определить внутри них в качестве одной партикулярной группы украинских органических интеллектуалов, испытывающей чувство дислокации и выдвинувших идею производства того, чего не существовало в этих империях –
украинской нации с соответсвующим требованием для нее собственной культуры (литературы, украиноязычных школ, украинского книгопроизводства и создания украинской историографии). По словам М. Драгоманова в брошюре «Украинская литература, запрещенная русским правительством»(1878),