Почему политическое воображаемое украинского национализма начала XXв. обернулось неудачей проекта создания украинской нации-государства?







глава новой книги Ирины и
Сергея Жеребкиных, готовящаяся к публикации в издательстве "Алетейя" (осень 2019-го)
  • Ирина Жеребкина

    доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры и философии науки в ХНУ им. В.Н. Каразина. Главный редактор журнала «Гендерные исследования»
  • Сергей Жеребкин

    доктор философских наук; профессор; заведующий кафедрой философии Харьковского отделения ЦГО НАН Украины (с 1989 года); директор издательской программы ХЦГИ; член редакционной коллегии журнала «Гендерные исследования» (с 1998 года).

Основная гипотеза в этого текста состоит в том, что в общей гегемонной борьбе различных дискурсов после распада СССР в Украине победил дискурс соединения национализма и коммунизма. Именно ему, на наш взгляд, эффективнее всего удалось представить партикулярные политические требования как универсальные, или - в терминах дискурс теории Лаклау и Муфф - трансформировать украинский национальный миф, «изобретенный» в середине 19 века украинскими органическими интеллектуалами и артикулированный на основе идеи украинской нации и украинской национальной идентичности, в социальное воображаемое нации, которое позже явилось определяющим для построении постсоветского национального государства Украина в 1991 году.

Как уточняет Хауарт, под понятием мифа Лаклау и Муфф понимают,
«новые «пространства репрезентации», которые призваны придавать смысл и сшивать дислокации», и которые, «если они успешно скрывают социальные дислокации, вписывая широкий круг социальных требований … превращаются в воображаемые», а под понятием социальное воображаемое – «горизонт» или «абсолютный предел, который структурирует пространство восприятия».
D. Howarth 'Hegemony, political subjectivity, and radical democracy' Laclau: A Critical Reader, ed. S. Critchley and O. Marchart(New York: Routledge, 2004), p. 261.
Кроме того, применяя понятия политического «мифа» и политического «воображаемого» к анализу дискурса украинского постсоветского национализма, мы также опираемся на дискурсивный анализ логики апартеида Норваль в книге «Деконструкция дискурса апартеида» (1996), в которой она, на примере дискурса апартеида, показывает, с помощью каких политических механизмов осуществляется трансформация мифа в воображаемое в реализации конкретного расистского/националистического дискурса, а именно - доказывает, что для победы в гегемонной борьбе данному дискурсу необходимо перестать быть только «мифом», поскольку миф ассоциируется с опытом только партикулярной политической группы», и стать «воображаемым» - то есть «воображаемым горизонтом, действующим как поверхность вписывания для упорядочивания всех социальных отношений» и «любого возможного социального требования». Норваль также доказывает в этой книге, что трансформация мифа в воображаемое становится возможной благодаря творческой политической активности групп органических интеллектуалов, «которые ставили цель придания значения дислокациям, переживаемой определенной группой». Кроме того, Норваль отвечает на вопросы о том, «как эти стуктуры кристаллизируются в воображаемое, которое реорганизует весь политический ландшафт; как они институционализируются; как оба эти процесса зависят от серий разных типов политической борьбы, которые вносят свой вклад в возникновение этих новых формаций». Другими словами, Норваль доказывает, что для трансформации мифа в воображаемое необходима популистская цепь эквивалентностей за счет функционирования политических границ. В соответствии с Норваль, «политические границы являются такими механизмами, через которые социальное разделение институировано, а «включенные» отличаются от «исключенных»; они определяют оппозицию; они распространяют разделение; они показывают, что институция социальных различий не является социальным фактом». В то же время на примере дискурса апартеида Норваль, следуя Лаклау, доказывает, что только контингентное означающеечерез практики политических границ может выполнить затем функцию воображаемого.

Украинская версия «эры национализма» (Э. Хобсбаум)[1]представляет собой проект «изобретения» украинской нации во второй половине XIXвека, который включает в гегемонную борьбу этого исторического периода (как борьбу различных политических групп против имперской доминации) политически исключенное сельское украинское население двух империй (Российской и Австро-Венгерской), которое не имело «своей собственной» государственной национальной принадлежности. Репрезентантами этого сельского украинского населения, которое переживало опыт политической дислокации, стал целый ряд украинских так называемых в терминах Грамши «органических интеллектуалов» двух империй, которые, в терминах Норваль, «ставили перед собой цель придать значение» дислокациям внутри этих империй. В контексте дискурс анализа можно сказать, что именно украинские интеллектуалы Российской Малороссии (Т. Шевченко, П. Кулиш, В. Антонович, М. Максимович и др.) и Австро-Венгерской империи (И. Франко, М. Павлик) сконструировали этническую идентичность и идею украинской нации в форме мифа в терминах Лаклау и Муфф – как выражение интересов своей собственной – этнически украинской - партикулярной общности интеллектуалов. Таким образом, миф украинской нации и украинской национальной идентичности был впервые сформирован украинской интеллигенцией двух империй, которую, хотя она и принадлежала к окраинам этих разных империй, можно определить внутри них в качестве одной партикулярной группы украинских органических интеллектуалов, испытывающей чувство дислокации и выдвинувших идею производства того, чего не существовало в этих империях – украинской нации с соответсвующим требованием для нее собственной культуры (литературы, украиноязычных школ, украинского книгопроизводства и создания украинской историографии). По словам М. Драгоманова в брошюре «Украинская литература, запрещенная русским правительством»(1878),
«Наш народ ущемлен не только социально и политически, но и национально. Несправедливость не только в том, что наша национальность и ее признак, язык, не имеет прав, равных с правами языка московского, польского, венгерского, румынского, но и в том, что на всем пространстве земли, где живет наш народ, едва ли 5% интеллигенции признает себя людьми одной национальности с этим народом».
М. Драгоманов, Літературно-публіцестичні праці у 2 томах,т. 1 (Київ: Наукова думка, 1970), с. 156.
Характерно, что вопрос о создании собственного национального государства, который позже станет основным политическим требованием украинских интеллектуалов в гегемонной борьбе против имперской доминации двух типов, в этот исторический период для них не стоял: их деятельность была направлена на производство национального мифасо ставкой на национальную культуру – а именно,
а
возникновение украинской национальной литературы,
б
украинского литературного языка и
в
украинской историографии, или национальной истории.
На примере анализа дискурса апартеида Норваль называет процесс производства мифа «заботами, которые не могут быть редуцированы к «объективным экономическим интересам», однако в то же время подчеркивает, что этот опыт любой партикулярной группы по производству мифа состоит в том, что она стремится дать определенное содержание невозможномуобъекту (в случае апертеида эта был объект «души народа», в случае дискурса украинского национализма – украинской нации и украинской национальной идентичности). Б. Андерсон в своей знаменитой книге «Воображаемые сообщества» специально отмечает особую роль а) национального языка и б) национальной историографии в производстве украинского национального мифа в середине 19 века: по его словам, «употребление этого языка стало решающей ступенью в формировании украинского национального сознания.

Вскоре после этого, в 1846 г., в Киеве была основана первая украинская националистическая организация – причем основана историком

Для того, по мнению Норваль, чтобы воображаемый объект (например, «душа народа» в дискурсе апартеида или «украинская нация и украинская национальная идентичность» в дискурсе украинских органических интеллектуалов) мог приобрести статус реального, необходимо сформировать социальное единство; политическое воображаемое – это, по определению Норваль, «символическое, которое стало реальным». В дискурсе украинских интеллектуалов такой попыткой политической трансформации невозможного или воображаемого объекта (украинской нации и украинской национальной идентичности) в статус реального «как поверхности вписывания для упорядочивания уже всех социальных отношений» стал дополнительный по отношению к первому типу миф «национальной независимости» в конце XIX– начале XXвв. В результате такой модификации первоначального мифа именно в этот исторический период впервые возникает новое политическое требование украинских органических интеллектуалов не только производства национальной культуры, но и создания собственного национального государства. Основателями этой новой идеологии дискурса украинского национализма стали В. Липинский (1882 – 1931), автор манифеста «Самостійна Україна» (1900), М. Михновский (1873-1924) («Листи до братів-хліборобів» (1919-1926)), Д. Донцов (1883-1973) («Национализм» (1926) «Дух нашей древности» (1944), «Крестом и мечем» (1967), А. Крымский (1871-1942) ("Что такое современное украинство?» (1905), и др., в работах которых доминирует не только новый понятийный аппарат национального мифа как «воинственного», «деятельного» в терминологии Донцова национализма (в виде понятий 1) «дух народа» (Донцов) и 2) «национального гения» (Липинский)), но и политическое требование создания украинского национального государства. В рамках данного мифа его идеолог Донцов выдвигает следующие основные политические требования:
  • 1
    «Зміцнювати волю нації до життя, до влади, до експансії».
  • 2
    «Другою такою підставою національної ідеї здорової нації повинно бути те стремління до боротьби, та свідомість ії конечності, без якої не можливі ні вчинки героїзму, ні інтенсивне життя, ні віра в нього, ані тріумф жодної нової ідеї, що хоче змінити обличчя світу».
Примечательным фактом возникновения и первого, и второго этапа украинского национального мифа украинской нации и украинской национальной идентичности является то, что он сочетал в себе гетерогенные политические артикуляции политического исключенного сельского населения, или наиболее угнетенных социальных групп внутри обеих империй, а именно гетерогенные требования - 1) классовой борьбы и 2) дискурса этнонационализма. В отличие от представителей первого этапа украинского национализма, в частности Драгоманова, отвергавшего «темный», «простонародный» национализм украинского народа и требовавшего просвещенного, «окультуренного» «украинства», идеологи второго этапа, в частности A. Кримського, исходят из противоположного: «демократичне, мужицьке – отже, українське» и выдвигают тезис о том, что «соціалізм та націоналізм, утворюючи певний цілком здоровий гібрід, постають як інструмент формування модерної націії».
Эти гетерогенные политические артикуляции были объединены в работах вышеназванных теоретиков того, что могло бы быть названо национально-освободительным движением.
Однако парадоксом новых политических артикуляций национального мифа с целью создания национального государства явился тот исторический факт, что Украина действительно получила шанс реализовать национальный миф, «изобретенный» органическими интеллектуалами середины XIXвека, в виде национального государства в начале уже XXвека в результате не национально-освободительной борьбы под руководством вышеназванных теоретиков, а в результате социалистической, то есть Октябрьской революции в одной из враждебных империй - России.
A. Norval, Deconstructing Apartheid Discourse (London: Verso, 1996), p. 9
Там же, p. 6
Там же, p. 102
Там же, p. 4
Там же, p. 6
E. HobsbawmNations and Nationalism since 1780: programme, myth, reality(Cambridge University Press, 1990); The Invention of Tradition, eds.E. Hobsbawm andT. Ranger (Cambridge University Press, 1992).
A. Norval, Deconstructing Apartheid Discourse,p. 6.
A.Norval, Ibid, p. 101.
Б. Андерсон, Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма (Москва: Канон Пресс, 2001), с. 96.
A. Norval, Deconstructing Apartheid Discourse,p. 101.
A.Norval, Ibid, p. 27.
Как сформулировал основоположник украинской «самостийности» М. Міхновський: «Українська нація мусить скинути пановання чужинців, бо вони огиджують саму душу нації. Мусить добути собі свободу, хоч би захиталася ціла Росія! Мусить добути собі визволення з рабства національного та політичного, хоч би пролилися ріки крови!». (Міхновський Микола Іванович Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.)
Дмитро Донцов, Націоналізм(Торонто: Українська видавнича спілка, 1966), с. 161.
Там же.
М. Драгоманов,Літературно-публіцестичні праці у 2 томах,т. 1, с. 138.
Цит по: С. Павличко, Націоналізм, сексуальність, орієнталізм: складний світ А. Кримського (Київ: Основи, 2001), с. 218.
Там же, с. 281.
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще роботи автора:
Made on
Tilda