Пандемия COVID-19 отчётливо показала несостоятельность неолиберальной парадигмы [Wong 2020]. Она подчеркнула, что для некоторых наиболее серьёзных проблем именно государство, а не рынок является единственным жизнеспособным решением. Частный сектор и рыночные стимулы оказались не способны производить, закупать или поставлять основные материалы, необходимые в борьбе с вирусом (включая тесты, аппараты искусственной вентиляции легких или индивидуальные средства защиты). Рынок не мог обеспечить функционирование предприятий и работу людей, а частный сектор не был готов или был не в состоянии делать крупные инвестиции, необходимые для разработки вакцины или поиска новых методов лечения.
Более того, те страны, которые шли по пути неолиберальных реформ впереди остальных (такие, как США и Великобритания), оказались наименее готовыми к тому, чтобы справиться с кризисом в здравоохранении и экономике. Как подчёркивалось ранее, любое общество с присущим ему особым балансом сил между трудом, капиталом и государством с большей вероятностью выработает такое политическое решение кризиса, которое будет приносить пользу в первую очередь тем, кто в нём господствует. Что это может значить для нынешнего кризиса? Приведём краткое сравнение между Соединёнными Штатами и Германией. Мы определяем США как страну, в которой капитал доминирует над трудом и государством, тогда как в Германии баланс власти между данными типами акторов более равномерный.
Мы с готовностью признаём, что качество управления в высшем руководстве этих стран частично объясняет огромный разрыв между ними в вопросах сдерживания пандемии, ухода за больными и поддержки бизнеса и работников в период экономического спада. К концу сентября 2019 г. в США было зарегистрировано 2203 случая заражения и 92 смерти на каждые 100 тыс. человек, в то время как Германия имела 355 случаев и 17 смертей соответственно. При этом правительство Соединённых Штатов, очевидно, расставило приоритеты в пользу капитала, а не труда. Первоначальный отказ от мер по сдерживанию пандемии и последовавшее за этим поспешное стремление открыть экономику в ущерб здоровью работников и горожан выявили озабоченность администрации Трампа, главным образом состоянием фондовых рынков и вопросом скорейшего возобновления деловой активности. Между тем фрагментированный характер системы здравоохранения США [Kapczynski, Gonsalves 2020] затруднял оказание медицинских услуг: некоторые люди просто не обращались за медицинской помощью, так как не были застрахованы, другие потеряли свои медицинские страховки вместе с работой. Более того, усилиями государственной пенитенциарной системы из круга получателей медицинской помощи были вычеркнуты довольно многочисленные группы заключённых в тюрьмах и изоляторах, а также ожидающие депортации или те, кого просто вышвырнули на улицу. Как и до кризиса, в сопоставлении с Германией и большинством развитых стран американская система здравоохранения обеспечивала худший доступ к медицинским услугам при больших издержках.
Пакет финансовой помощи от правительства Соединённых Штатов был направлен на поддержку бизнеса, в основном крупного. В США отсутствовали сильные институты публичных финансов или возможность осуществлять координацию в секторе частных финансов так, чтобы обеспечить более эффективные меры поддержки бизнеса. Правительство Соединённых Штатов распределяло фонды поддержки через Управление по делам малого бизнеса ( Small Businesses Administration) или через частный банковский сектор, но это было неэффективно и привело к неравенству и махинациям [Sammon 2020]. Отсутствие оплачиваемых отпусков и гарантий занятости означало, что пакет стимулирующих мер должен работать через субсидии корпорациям или страховые выплаты на случай безработицы, но не в рамках системы сохранения трудоустройства (job protection).
Уровень безработицы в США подскочил с 3,5% в феврале до 14,7% в апреле, тогда как аналогичный показатель в Германии вырос с 4,7 до 5,5%. В соответствии с Актом о мерах чрезвычайной помощи и экономической поддержки в условиях коронавируса (The Relief, and Economic Security
Act — CARES Act) Конгресс одобрил дополнительные выплаты пособий по безработице (600 дол. в неделю), но закон был принят только в конце марта, тогда как период действия данных мер истекал в конце июля [Sarlin, Ruhle 2020]. Властям штатов Конгресс не выделил необходимой поддержки для сохранения социальных программ и государственных услуг. Федеральная резервная система (ФРС) предоставила огромную массу ликвидности финансовым рынкам и приобретала различные финансовые активы для того, чтобы удержать цены на них. Восстановление фондового рынка следует поэтому объяснять исключительно тем, что государство прикрывало интересы акционеров в ущерб всем остальным. Бизнес был защищён, в то время как граждане в полной мере ощутили на себе удар, нанесённый вирусом и экономическим спадом.
Правительство ФРГ, напротив, оперативно среагировало на распространение вируса при помощи скоординированных мер социального дистанцирования, тестирования и отслеживания контактов [Saurer 2020]. Германская система здравоохранения была лучше оснащена материалами, располагала достаточным количеством отделений интенсивной терапии и смогла быстро развернуть масштабное тестирование и увеличить вместимость отделений интенсивной терапии [Wieler, Rexroth, Gottschalk 2021 ]. В Германии уже существовала ранее хорошо себя зарекомендовавшая в условиях мирового финансового кризиса Программа временной неполной занятости (Kurzarbeit), обеспечившая выплату большей части потерянной заработной платы, поэтому фирмы смогли сохранить рабочие места в период спада. Теперь правительство просто реанимировало эту программу в связи с новым кризисом. В партнёрстве с Федеральным банком развития (Kreditanstalt fur Wiederaufbau — KfW), уполномоченными
госбанками федеральных земель (Landesbanken) и коммерческими банками была запущена программа государственных займов для бизнеса. До сих пор страна, в которой властная структура в целом работает скорее в интересах трудящихся и граждан, нежели в интересах фирм, справлялась с кризисом эффективнее [Sharma 2020] Соединённых Штатов, где защита фирм и поддержание фондового рынка являлись более приоритетным направлением государственной политики.
Данный пример демонстрирует и то, что политический выбор отражает принятые лидерами стран допущения о том, как работает политическая экономия, кого и что следует поощрять и защищать. Опции этого выбора также в значительной степени определялись уже существующими способами рыночного регулирования и траекторией политической системы (policy legacies). Хотя оба варианта могут, в конечном счёте, способствовать восстановлению экономики, средства совершенно различны, как различны ценности и последствия для системы распределения. Мы ожидаем, что граждане США (особенно те из них, кто находится в нижних 40% структуры распределения доходов) почувствуют на себе негативные последствия [Boushey, Park 2020] несоизмеримо сильнее, чем граждане Германии, которая столкнётся
с меньшими по масштабам экономическими потрясениями и менее значительными долгосрочными последствиями для наиболее уязвимых групп.
Американцы меньше доверяют государству, чем немцы. Политологи утверждают, что это недоверие проявляется в поддержке статус-кво, отдающего предпочтение бизнесу перед остальными. Но из опросов мы знаем, что американцы поддерживают налог на имущество богатейших людей и многие европейские социальные программы, такие как всеобщее здравоохранение и расширенная система социальной защиты. В период коронавирусного кризиса опросы показывали широкое одобрение действий правительства, направленных на поддержку экономики. Нужно воспользоваться данной ситуацией, чтобы прийти к лучшим идеям, а не пребывать в иллюзии «единственного наилучшего пути».