Политическая осень 2020:

некоторые социологические результаты и возможные политические перспективы.

доктор социологических наук, профессор, эксперт в Strategic Group Sofia

Вот и подошла к завершению избирательная кампания 2020 года, ставшая завершением политических перемен в жизни страны, связанных с приходом нового поколения политиков – «команды ЗЕ». Несмотря на всю её унылость и невнятность, она принесла реальные результаты как на местном, так и на национальном уровнях общественно-политической жизни.
Согласно опубликованных в сентябре-октябре данных социологических исследований, на национальном уровне к «правящей четвёрке» партий, представляющих в стране основных суверенов, вплотную приблизились новые «проекты» - «За майбутнє» («За будущее») и «Партия Шария». Окончательно канули в Лету остатки политического постмайданного ландшафта 2014-19 г.г. и возник пул новых проектов, представляющих региональные элиты.

Электоральный рейтинг партий в осенний период выглядел следующим образом.
Что же касается собственно местных выборов, то данные исследований наиболее известных социологических агентств свидетельствуют о нескольких реалиях к моменту голосования.

Осведомлённость о факте выборов за осень возросла. По данным «Рейтинга» в середине сентября лишь треть знали точную дату местных выборов, однако за месяц число проинформированных возросло. Большинство избирателей (58% и более) знают, что выборы состоятся 25 октября, еще 14% ответили, что они пройдут в этом месяце, 2% назвали другой месяц и число. В то же время, четверть 26% вообще не знают, или затруднились с ответом.

Относительно достаточно непростой системы самих выборов осведомлённость избирателей хотя и росла, но находится на довольно низком уровне. До 20% из них знают, по какой системе пройдут местные выборы (в сентябре таких было 13%). Каждый четвёртый ( 26%) признают свою частичную осведомлённость, но более чем половине избирателей (55%) ничего об этом неизвестно.

Мало кого (13%) интересует, какие партии пройдут в местные советы - для трети избирателей на местных выборах важнее, в первую очередь, кто станет городским или сельским головой. Вместе с тем треть (35%) отмечают, что им одинаково важно и то и другое.

Сложившиеся на начало осени тенденции относительно декларируемой явки не меняются - большинство (от 58%) заявляют о своём участии в предстоящих местных выборах. При этом значительная часть (21%) все же затрудняются с ответом, 8% - возможно примут участие, а 13% - маловероятно.

Однако пандемия влияет на возможную явку избирателей - в случае обострения ситуации с коронавирусом (а она налицо) готовность принять участие в выборах подтвердили 46% опрошенных, 23% затруднились с ответом (50/50), сказали, что 9% возможно будут голосовать, а 21% сочли такую перспективу маловероятной. Учитывая, что пандемия наиболее опасна для людей старшего возраста, можно ожидать, что доля этой категории избирателей среди голосующих уменьшится и выбор более молодых когорт избирателей будет иметь больший вес в окончательных результатах. Вместе с тем в силу демографической ситуации и культурной специфики избиратели старших возрастов составляют основную массу голосующих, что может стать фактором риска успешности кампании – по крайней мере в ряде регионов.

По результатам агрегированного рейтинга партий на местных выборах по состоянию на 7 октября ( данные группы «Рейтинг») условный 5% барьер преодолевают пять партий: «Слуга народа» 17,2% тех, кто определился и намерен прийти на выборы, «Оппозиционная платформа - За життя» - 12,6%, «Европейская солидарность» - 11,7%, «Батькивщина» - 7,5% и «За майбутнє» - 7,2%. Эти партии за последнюю неделю «ушли в отрыв» и улучшили свой возможный результат.
Суммарный рейтинг других включённых в избирательные списки партий (в основном местных) включены в список для исследования, - 22,2%.

В то же время этот лидерство очень неравномерно. По крупным городам возможные результаты выглядят следующим образом.

Киев - наибольшее количество голосов на выборах в горсовет могут набрать партия нынешнего мэра Виталия Кличко "УДАР", а также "Европейская солидарность" и "Слуга народа". Высокие шансы пройти в городской совет с более 5% голосов есть у депутатов партий "Перемога Пальчевського", "Оппозиционная платформа - За життя", ВО "Батькивщина", "Голос", "Сила и честь".

В Днепре лидерами электоральных симпатий стали партии "Слуга народа", "Пропозиция", "Громадська сила" и "Оппозиционная платформа - За життя".

Во Львове первое место по возможному количеству голосов в горсовет по данным опросов занимает "Европейская солидарность", за которой идут расположились "Самопомич" и "Голос".

В Харькове большинство из опрошенных на предстоящих местных выборах готовы поддержать партию действующего городского головы Харькова "Блок Кернеса "Успешный Харьков". На втором месте - "Оппозиционная платформа - За життя", за ней - "Слуга народа".

Исследования показывают, что рейтинг партии «Слуга народа» в ходе избирательной кампании продолжает снижаться и она не выглядит возможным победителем местных выборов. Эти выборы завершают оформление новой системы власти, начатое в ходе президентских и парламентских выборов в прошлом году. В контексте начавшейся децентрализации, в условиях политической и социально-экономической нестабильности страны, они определяют на ближайшее время как архитектуру политической системы, так и характер политической жизни Украины. Учитывая, что выборы проходят в период обострения противоречий внутри команды власти и самого Офиса президента, размывания фракции «Слуга народа» в Верховной Раде, они усиливают риск переформатирования монобольшинства после их завершения. Уже обсуждается перспектива досрочных парламентских выборов. При всей рисковости этих возможных событий, они могут стать возможностью сохранения власти и выигрыша времени.

Партия «Слуга народа» продемонстрирует падение, но не тотальное поражение - борьба развернется не только за мэрские кресла, но и за коалиции в местных советах, где эта партия будет бороться за вступление местных властей в коалицию с ней. Воспользовавшиеся партийными «франшизами» местные властные группы постараются избавиться от обязательств перед их держателями и ослабить определённость обязательств перед центральной властью.

В процессе проведения предвыборной кампании сформированы и нарастили влияние новые политические партии, представляющие региональные элиты - доля их представленности в виде местных партий достигает 22%. Украина, в некоторой степени объединённая победой «Слуги народа» общенационального масштаба в 2019г., начинает вновь «расползаться». По данным исследований в некоторые облсоветы западных областей «Слуга народа» рискует не попасть. Не претендуя на общенациональную победу, региональные элиты в ряде областей (Волынь в Черкассы) получат значительный политический результат. Это усиливает перспективы раскола «Слуги народа», образование отдельных фракций. Некоторые эксперты с этим связывают также усилении фракции «За майбутнє» и потенциальный приход И. Палицы на пост премьер-министра.

Вместе с тем определённая интрига местных выборов все же сохраняется – рейтинги национальных партий на уровне порядка 20%, при том, что за неделю до выборов среди всех избирателей 58% определились, за кого будут голосовать, но 40% – пока нет. Среди тех, кто точно собирается идти голосовать, треть (27%) еще не определились с симпатиями. В такой ситуации, учитывая, что популярность предложенного Президентом опроса наиболее высока среди молодёжи, это может повысить её активность в ходе выборов и увеличить результативность как «Слуги народа», так и «Партии Шария».

За последний месяц выросло количество тех, кто ожидает значительных фальсификаций - до 76% избирателей убеждены, что на местных выборах они будут. По данным на конец октября 48% считают, что на местных выборах будут незначительные фальсификации. 28% – убеждены, что они будут значительными. 16% – считают, что их не будет. Это снижает легитимность власти, которая будет образована и повышает протестный потенциал, которым могут воспользоваться те, кто пострадает в результате манипуляций.

Социология показывает, что 43% поддержки, полученных «Слугой Народа» на выборах летом 2019 г., остались в прошлом. При этом рейтинг партии падает заметно быстрее, чем рейтинг В. Зеленского. Зеленский как политическая фигура в массовом сознании все сильнее отделяется и отдаляется от своей команды, все сильнее обнаруживает себя разность их дальнейших судеб. И эта разница все более предметно обнаруживается в поведении политиков – звучат разноречивые заявления, обоюдная критика, наблюдаются факты открытого неповиновения и склок. Чем хуже будет результат «Слуги народа», тем выше вероятность расколов в партии и выше возможность реализации сценария досрочных парламентских и даже президентских выборов.

Усиление региональных элит стало ключевой тенденцией и одним из важнейших результатов избирательной кампании. Единой партии мэров в её ходе создать не удалось, что проявило реальную разницу интересов региональных групп и реальную разрозненность сил местного самоуправления. Однако едва ли не в большинстве регионов страны именно местные элиты формируют сегодня политические проекты, которые лидируют в предпочтениях избирателей за неделю до выборов. Региональные элиты, формируя свои политические проекты, объективно дооформляются и становятся самостоятельной политической силой, с которой властям в Киеве так или иначе придётся договариваться.

При этом сами представители региональных элит понимают, что без центра в условиях пандемии и социально-экономического кризиса им не обойтись. Они рассчитывают также выступить участниками предстоящей волны приватизации и решения «земельного вопроса» в свою пользу. Мечтать о будущих вольностях местным феодалам мешает также и то, что центральная власть обладает ресурсами силового влияния.

Вопрос в том, какова будет повестка этих новых договорённостей - кто и какое значение будет играть в новом симбиозе центра и регионов. Иными словами, возникает потребность в новой политической повестке, где баланс отношений между «новыми» центром и регионами имел бы новую основу. Предполагать, что сохранится прежняя повестка политическая и идеологическая «новой команды» после произошедших за год её трансформаций довольно сложно.

Эту новую повестку центральная власть, возможно, будет формировать в русле продвижения собственных новых внешнеполитических инициатив, которые она начала реализовывать в последний период. Зеленский может предстать в образе «обновленного Порошенко» с модернизированным идеологическим концептом «армия-мова-вира». Новая, «военно-политическая», конфигурация жизни страны, позволит рассчитывать центральной власти на иной уровень и характер поддержки со стороны внешних сил влияния, на новую ресурсную базу.

В то же время новая парадигма легализует и возможные практики изменения внутриполитических процессов – отказ от риторики «быстрого мира», создание атмосферы борьбы с «внутренним врагом» и модернизации страны с целью достижения великой победы в будущем. На этой основе возможна новая консолидация части «Слуг народа» с партиями войны и внеочередные парламентские выборы в логике усиления «прозападного» вектора в политикуме.

Региональные элиты в ходе подготовки и проведения выборов чувствуют своё преимущество и готовятся реализовать новые возможности. Однако в ситуации обострения коронакризиса а также социально-экономических проблем можно ожидать после выборов (либо уже в их ходе) первых конфликтов, под предлогом регулирования которых центральная власть будет пытаться инсталлировать элементы нового политического режима.

В ходе выборов развернулась «социологическая война» за рейтинги и поэтому на основе публикуемых данных сформировать обобщающую картину объективного характера не представляется возможным, массовое сознание дезориентировано. Региональные партии делали упор на преимущественно местные проблемы, уходя от общенациональной повестки. Общенациональные партии делали ставку на телевизионную картинку, мало вникая в местные проблемы, отдавая во франшизу собственные бренды, что приводило к тому, что в политической борьбе на стороне региональных политиков оказывались группы, относящиеся к несовместимым общенациональным партийным образованиям.

Свою роль сыграло и злоупотребление «чёрной социологией», в котором особо преуспели претенденты на кресла городских голов в крупных городах. Это меняет статус и влиятельность социологических исследований как инструмента влияния на массовое сознание, производство социологической информации воспринимается избирателями как часть политического влияния на них, а не объективное знание для определения ими собственной позиции. После экзит-полов 2004-го года, когда данные соцопросов совпадали с данными выборов, доверие к социологии было достаточно высоким. Оно достигало 48% в 2014 году, при том, что лишь 9% не доверяли социологам. Уровень доверия снизился в 2019 г. до 42%, а недоверия – возрос вдвое до 21%.

Это подрывает институциональные ресурсы рационального восприятия происходящего в стране и выработки осознаваемых решений на этой основе. Система координат, в которой воспринимается и оценивается происходящее со страной, расплывается. Рациональность массового сознания уменьшается, а в формировании образов общества и политического поведения на их основе все большую роль начинают играть разнообразные «шоу-опросы» проводимые телеканалами, практикуются новые формы электронных опросов через Интернет. Процессы, происходящие с социальных сетях, фрагментируют и изолируют различные сегменты общества. В целом это размывает и делает неустойчивым образ Украины в массовом сознании, что снижает уровень и потенциал влияния национальных политических субъектов на формирование политического поведения граждан, повышает потенциал влияния несистемных и внешних игроков.

Карнавализация и геймификация политического процесса делает его декоративным элементом жизни общества, происходит подмена нормативно урегулированного политического общения участников политического процесса театрализированным представлением, переходящим в политический стенд-ап разнообразных фриков и гиков. За мельканием скандалов, разоблачений, межличностных разборок и оскорблений открывается пустота перспективы, в которой уже некому и нечего говорить. Участники шоу в медиа переходят к открытым оскорблениям и даже не имитируют стремление к коммуникации, заботясь лишь о эффекте для своей аудитории. Несмотря на всю выраженную театральность, в отличие от бурливших реальными страхами, страстями и надеждами президентской и парламентской кампаний предыдущего года, эта оказалась на удивление постной и скучной. От политикума в этой ситуации граждане мало чего ожидают. В тени разворачивающихся «больших» событий (связанных со всемирной пандемией, обострившимся кризисом постсоветских режимов, новой риторикой военно-политических отношений между осевыми державами мира ) избирательная кампания в Украине выглядела как отношения между старыми не ждущими уже ничего супругами, где вялый потенциал власти привычно оправдывается фригидностью народа. Однако это лишь видимая сторона, за которой скрывались реальные изменения, происходившие в отношениях власти и народа на протяжении всего предыдущего года. Результаты этих перемен предстоит лицезреть в самое ближайшее время.

Квазифеодальные отношения, исторической основой которых стала деиндустриализация страны, укрепились и вышли на новый уровень – заявили о себе региональные «бароны», а центр начал приобретать черты «монархии со двором», обладающей полнотой суверенитета.

Всё это сопровождалось демонтажом институций, которые ранее выступали в какой-то мере основой народного и национального суверенитета, а также строительством новых органов регуляции общественной жизни. Страна стоит на пороге смены остатков институциональной веры в выборы как основу электоральной демократии, верой в доброго правителя и его соратников, которые слышат глубинный голос народа и владеют сокровенными тайнами продвижения в светлое будущее сквозь испытания и невзгоды. Избираемый народом чиновник, возглавляющий исполнительную власть, вступил в «прямой диалог» с народом, заявив о желании его «слушать» и затем действовать на основе собственных представлений о должном и сущем, согласно одному ему ведомому замыслу созидания сильного государства. Украина в руках нового политического поколения открывает для себя очередную историческую страницу
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Made on
Tilda