Собственно, этот вариант осязаем уже сейчас. Станет ли он неизбежной перспективой – во многом зависит от того, какие выводы и решения сделают основные акторы, столкнувшись с новым бес-порядком, явленным в текущее время. В истории известен феномен т.н. «темных веков» Европы. Такие «темные века» известны в истории практически всех цивилизаций и отдельных стран. Сейчас вполне вероятна перспектива «темных десятилетий» для всего глобального мира.
Нынешний кризис миро-порядка (институты и организации глобального управления) прямо связан с переходом к т.н. «много-полярному миру», который корректнее и правильнее определять как Мир Разно-Полярья.
Но сам переход еще не означает, что старые структуры исчезают в одночасье. Скорее, они теряют свою компетенцию, нормы и правила остаются декларацией, и в большинстве процессов, которые раньше были подвержены регулированию, господствует сила и интерес отдельных акторов.
В этом смысле, бес-порядок – это не хаос (воспринимаемый как стихия и непредсказуемость). Бес-порядок тоже подчинен своим законам, но эти законы не регулируются уже договорным правом и оформленными процедурами, а проистекают из возможностей и качеств самих акторов.
Скорее можно говорить о «двойных стандартах», политике силового решения (экономически, военным путем), постоянном геополитическом лавировании, о дипломатическом и идеологическом лицемерии.
Сам по себе вариант «темных десятилетий» не выглядит и не способен быть самодостаточным, окончательным вариантом регулирования отношений. Скорее, это большой, тянущийся десятилетиями переход, в ходе которого могут рождаются и качественно новые системные элементы миропорядка (альянсы, финансовые системы, гео-проекты, меняющие экономическую карту), и новые центры силы, и даже новые социальные системы (блоки, идеологические союзы и международные движения).
Особенностью «темных десятилетий» станет постепенное отмирание старых институтов и организаций глобального управления, прежде всего – связанных с ООН и с т.н. «бреттон-вудской» (а вернее сказать, с 1971-78гг - Ямайская) мировой валютно-финансовой системой.
В условиях динамичных изменений в силе и могуществе (экономическом, технологическом, военном) установление правил на старых принципах «баланса сил» либо «баланса интересов» будет просто невозможно. Ведущим окажется принцип «переменчивого баланса сил», который будет вынуждать акторов постоянно подстраиваться и учитывать новые возможности и новых конкурентов.
На первое место выйдут военно-экономические альянсы, сочетающие институты развития с институтами безопасности: евро-атлантический альянс НАТО с опорой на брит-американский альянс; Шанхайская организация сотрудничества (прежде всего, трио Китай-РФ-Иран); ЕвроСоюз с растущими военно-политическими амбициями Германии (опора – три Франция-Германия-Италия); страны АСЕАН, вынужденные укреплять экономическое сотрудничество институтами региональной безопасности, и т.д. Сеть военных и военно-экономических альянсов и станет предметом серьезной конкуренции между основными «центрами силы».
Ключевые решения в области геоэкономики, инфраструктурных решений, торговых связей и промышленной кооперации переместятся в «клубные форматы» - G7, G20, БРИКС. Возможно появятся и новые «глобальные клубы», решения которых будут за рамками влияния и контроля старых легитимных глобалистских структур.
Международная финансовая и торговая системы с неизбежностью окажутся в состоянии многолетней турбулентности. Резервные валюты будут связаны прежде всего с «экономическими центрами» силы и привязаны к региональным экономическим пространствам и глобальным кластерам. Это же отразится и на системах международных расчетов, страховании, резервировании.
Политика протекционизма и санкций на двусторонней и коллективной основе станет новой нормой торгово-экономических отношений. И это только обострит конкуренцию и «торговые войны».
Полоса кризисов, вызванных протекционизмом и «торговыми войнами», существенно сузит возможности глобального инвестирования. Разрыв между «центрами накопления» и большим бедным Югом (периферией) станет еще больше. Миграционные волны, связанные с бегством от войны, голода и бедностью, тоже станут новой нормой. Как и ужесточение контроля за миграцией, широкое применение политики сегрегации населения с учетом растущего миграционного давления (особенно – в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Японии, странах ЕС).
Все это в целом усилит правые настроения в развитых обществах, приведет к массовым «правым поворотам» в политике как западных, так и восточных демократий. В таких новых обстоятельствах тема «консолидации демократического мира», заявленная на Форуме демократий в 2021году, станет просто неактуальной. Вместо раскола мира на «демократии» и «автократии» высока вероятность общего поворота к жестким автократическим и авторитарным режимам.
В новых обстоятельствах обострится идеологическая борьба вокруг «социальных систем». Тема успешного «коммунистического пути с китайской спецификой» будет восприниматься на Западе намного острее, чем проблема демократии/автократии. У Китая появится реальный исторический шанс стать лидером более широкого мирового «альтернативного пути человечества», проще говоря – стать лидером нового левого поворота в мире.
«Темные десятилетия» хронологически могут завершиться к намеченным к 2050 году вехами по преобразованию Китая в «модернизированное социалистическое государство», претендующее на роль новой глобальной силы и организатора нового порядка.