Степень вовлечения государства в экономические и социальные процессы будет минимизирована, что следует из заявления Премьер-министра, относительно дальнейшего уменьшения доли государства в перераспределении ВВП. Подтверждением тому, служит желание нового правительства максимально уменьшить долю государства в корпоративном секторе: как
финансовом, так и реальном.
Из чего, логично, сделать вывод, что социальная ответственность государства будет снижена, а социальные проекты, и в дальнейшем, подвергнутся сворачиванию. Это подтверждает и А.Гончарук, говоря о необходимости завершения реформы образования и
медицины. Желание правительства, в среднесрочной перспективе, снизить потребность в сотрудничестве с МВФ, в сложившихся условиях, также свидетельствует не в пользу тезиса, относительно желания государства поддерживать социалку.
За государством останутся типичные, в либеральной логике, функции: безопасность и оборона, регулирование, поддержание занятости. Также, за государством закрепляется роль, связанная с надлежащим поддержанием транспортной инфраструктуры, то есть - обеспечения одного из условий доступа к ресурсам страны на всей ее территории. Детенизация экономики, как технология уравнивания базовых условий рыночного функционирования всех субъектов - остается прерогативой государства.
Тема
развития производства товаров и услуг, в заявлениях новых политиков, сформулирована довольно размыто и фрагментарно. Заявлено о необходимости наращивания производства собственного природного газа, легализации добычи бурштына и о необходимости развития внутреннего производства и повышения продуктивности труда в целом. При этом, напрочь отсутствует, какая-либо системная информация о промышленной политике. Появление же решения Антимонопольного комитета Украины о дроблении химической империи
Д.Фирташа, судового решения об аресте
К.Жеваго, появлении информации о закате «империи»
К.Григоришина, а также резкое ухудшение общей ситуации в горно-металлургическом комплексе Украины (вызванное как внутренними, так и внешними
факторами), дает возможность говорить о том,
что в «большой индустрии» следует ожидать существенных изменений. В этом же русле, на наш взгляд, стоит воспринимать заявления В.Зеленского на встрече с И.Коломойским, относительно того, что монополии не
будет. Таким образом, на лицо проведение полномасштабной политики деолигархизации в стране. Суть которой, связана с демонтажем крупных интегрированных промышленных структур, с соответствующими последствиями для промышленности страны.
Основным драйвером экономического роста Правительство считает - «инвестиции в человеческий капитал». Человеческий капитал здесь рассматривается, исключительно, через развитие ITсферы. Так, в соответствии с правительственными планами, в последующие 10 лет, экспорт IT услуг должен увеличиться до 13 млрд.дол.США. (в 2018 г. 3,2 млрд.дол.США). При этом количество IT-специалистов должно достичь 650 тыс.чел (в 2018 г. 160
тыс.чел). Таким образом, IT сфера должна превратиться в один из экономических столпов.
Вторым драйвером экономического роста, на который возлагают надеждыв команде «ЗЕ», является земельная реформа. По мнению и.о. министра аграрной политики О.Трофимцевой, открытие рынка сельскохозяйственной земли обеспечит Украине дополнительный рост ВВП на
1,5%. В вопросе открытия рынка земли у команды «ЗЕ» полный консенсус. Однако, нет согласия относительно путей запуска этого рынка. Основная рассматриваемая модель функционирования рынка земли в Украине, основывается на развитии фермерства, для чего прорабатываются варианты удешевления кредитования этой деятельности в стране.
Взаимодействие с внешними влиятельными экономическими субъектами. Общий информационный фон, относительно взаимодействия украинских политиков с западными партнерами, свидетельствует о том, что с приходом команды «ЗЕ» уровень экономического суверенитета Украины, в очередной раз, снизился. Мнение внешних партнеров очень часто цитируются официальными лицами и имеет статус реализации - близкий к императивному (в частности речь идет об МВФ). В связи этим ожидается, что западные экономические субъекты будут наращивать влияние на происходящие экономические преобразования в стране. В логике подготовки «региона» к осваиванию транснациональными компаниями, стоит рассматривать и выделение ЕБРР и ЕИБ 900 млн.евро на строительство и ремонт дорог в
Украине.
Можно предположить, что в процессе приватизации, демонополизации, открытия рынка земли, большая часть перспективных объектов отойдет компаниям - представителям западных партнеров. Таким образом, экономическая модель команды «ЗЕ» являет собой западноориентированную аграрно-сырьевую модель с развитым IT сектором. Крупная перерабатывающая промышленность в ней практически отсутствует, а основными большими производителями являются иностранные компании в добывающей и аграрной сферах. Государство обеспокоено, преимущественно, вопросами обеспечения надлежащей работы механизма осваивания внутренних ресурсов, а также вопросами гарантирования безопасной деятельности компаний-нерезидентов. Население в такой стране, рассчитывает на собственные доходы и, практически, лишено социальных выплат, а медицина и образование - платные.