Ответы на эти вопросы по-прежнему ищут и находят в логике политической целесообразности, они не опираются на корпус социального знания о том реальном «слоне», с которым имеют дело описывающие его «слепцы».
Все чаще оказывается, что предполагаемые в головах политиков и медиаэкспертов свойства украинского общества отсутствуют в практиках жизни образующих его людей. В социально-политическом дискурсе общество предстаёт как описанная в политических абстракциях целостность, наряду с которой существуют её друзья и враги. Реальные же люди во всей палитре социальных отношений между ними, возникающих в процессе удолетворения их жизненных потребностей, выглядят как фон, на котором конструируется этот образ. Эта другая - живая, но неизвестная, Украина порой прорывается в медиа-пространство, где проявляет себя в виде множества социальных фактов – снижения рождаемости, эмиграционного бегства, массового уклонения от службы в вооружённых силах, уличной и бытовой преступности, коррупции и тому подобных реалиях. Эти реалии не рассматриваются как нечто, присущее собственно обществу, на них смотрят как на не присущие социальной реальности девиации – отклонения случайного или преднамеренного характера.
Чтобы выйти из этого замкнутого круга мнений, видений и представлений, необходимо применить научный, социологический метод познания. Классик социологической мысли Эмиль Дюркгейм в книге «Правила социологического метода» заметил, что «Научный подход к социальным явлениям для нас настолько непривычен, что некоторые из тезисов данной книги могут немало удивить читателя. Однако от социологии как от науки мы ожидаем не простого изложения старинных народных предрассудков, а нового, иного на них взгляда, ибо цель любой науки — открытие, а каждое открытие — это в той или иной мере удар по устоявшимся воззрениям».
Социология – наука, которая имеет миссию, состоящую в том, чтобы вырабатывать рациональное знание о социальной реальности и участвовать в формировании её рационального образа, что, в свою очередь, было бы условием осознанного, рационального взаимодействия между людьми. Общество – это порядок отношений между большими группами людей, который не очевиден, который разными людьми видится различным образом.
Не следует забывать и то, что рациональные средства могут быть использованы и для создания иррациональных целей – такое в истории случалось неоднократно. Но в качестве предпосылки научного подхода к изучению общества предполагается, что, обладая рациональной картиной происходящего, люди смогут руководствоваться в своей деятельности осознаваемыми целями, смогут разумно согласовывать их с другими людьми и достигать их в совместных действиях, разумно относясь к их возможным последствиям. Разумеется, это недостижимый идеал, как и все идеалы – но следование ему ведет к поиску и нахождению разумных компромиссов между людьми, делает возможным вовлечение и сосуществование множества разнородных общественных процессов в лице их участников.
Любая наука, любое знание, получаемое на её основе – это лишь предпосылка, одно из условий человеческой деятельности. Но это условие, наряду с другими объективными и субъективными условиями, открывающее коридор возможного в разрешении проблем, поставленных историческими процессами современности.
Исторически складывается так, что объективные условия сегодня направлены скорее против социологии как науки, хотя вполне благоприятны для социологии как инструмента идеологического воздействия на массы. Прежняя структура обустройства общества уходит в прошлое и вместе с ней уходят в прошлое прежние основания рациональности индустриальных обществ, сформированных к середине ХХ века. Рациональность индустриального общества требовала определенной парадигмы социологического знания, позволявшей эту рациональность описывать и делать фактом сознания участников общественной жизни.
Разумеется, ни одна из картин общественной реальности не охватывает умственную и практическую жизнь общества целиком, но в определенные периоды одна или несколько таких картин могут доминировать в сознании современников. Так, во второй половине ХХ века доминировала картина общественной жизни, согласно которой общество – это единая целостная система нормативно-регулятивного характера, которую можно описать в рамках структурно-функциональной подхода. Своеобразным дополнением, своим-иным этой картины были постмодернистские видения общества как исключительно технического термина. И та и другая картины, пережив фазы зарождения, роста, расцвета, пришли к угасанию вместе с теми социальными реалиями, которые они описывали.
Во втором десятилетии нового века эта исчерпанность проявила себя во всей полноте, составив повестку дня уже не кабинетных ученых, но действующих экономистов и политиков, различных религиозных и медиа-деятелей.
При этом важно заметить, что кризис рациональности определенного исторического типа был воспринят как кризис рациональности как таковой, что привело к взлету интереса к иррациональным способам рефлексии общественных процессов.
Все это составляет сумму исторических обстоятельств, которые сегодня работают против социологии. При этом объективный запрос на научное знание о новых реалиях огромный, поскольку стал фактом также кризис прежних социальных институтов – прежние нормы и ценности не работают как регуляторы поведения масс, а как и какие новые выработать неизвестно. Обращение к традиции как средству общественного управления и самоуправления в ряде случаев компенсирует кризис (например, институт общинного самоуправления), но в целом лишь усугубляет ситуацию, поскольку дискредитирует саму традицию, когда её представляют в одеждах общезначимой универсальной идеологии.
В таких условиях социология выступает либо инструментом углубления кризиса рациональности, либо гласом вопиющего в пустыне. О чем этот глас? О необходимости формирования нового образа общества, компоненты которого соответствовали бы компонентам новой исторической реальности - той реальности, которая возникает на руинах просуществовавшей четверть века (1991 – 2016) постсоциалистической Украины.
Для этого, в свою очередь, необходим соответствующий инструментарий – теория, которая позволяла бы формировать гипотезы об этой новой реальности и методология проверки таких гипотез путём эмпирических социологических исследований. Без этого всего социология может обойтись, но тогда она будет изучать идеологическую фикцию - абстрактное, существующее лишь в головах отдельных политиков и экспертов «общество». Этого общества нет в действительности – как, например, не было в свое время «развитого социализма», успешно описанного в целых томах философов советского периода.
Само по себе обилие эмпирических данных о социальном поведении людей и наличие самых совершенных процедур их обобщения не может выработать теоретического знания, без чего будет невозможно исследование перспектив качественных изменений общества. А без этого невозможны ни адекватная политика, ни адекватные медийные образы, в которых бы видели люди себя как участников общественных процессов. Здесь критически важную роль играет то, какую именно теоретическую ориентацию имеет социологическое познание, каковы его базовые метафоры и «идеальные типы» общества, лежащие в основе теорий и выдвижения исследовательских гипотез.
Общество исследуется социологией как порядок отношений между большими группами людей, в результате которых возникает, удерживается и изменяется структура этих отношений, а поведение отдельного индивида формируется в горизонте фактически усвоенных им ценностей, норм и правил, которым он следует в своей повседневной жизни.
Социальная реальность описывается социологией в рамках двух основных базовых представлений о ней, двух парадигм – парадигмы целостности и парадигмы конфликта.
Одна из них предполагает, что общество представляет собой некий целостный (системный, органический) конструкт с заданными свойствами, которые самовоспроизводится, стремясь к сохранению устойчивого порядка отношений между образующими общество людьми. В этом случае предметом изучения выступают такие компоненты общественной жизни, как стабильность, интеграция, функциональная координация, консенсус.
Другая парадигма предполагает, что общество – это пространство разнородных и противоречивых процессов, во взаимодействии которых формируется относительно стабильное во времени и пространстве состояние, которое можно называть социальным порядком. При этом сам порядок выглядит принципиально неустойчивым, он видится как временная система противоречий, а основные проблемы общественной жизни сводятся к поиску механизмов и средств их разрешения. Конфликт видится в этом ракурсе как проявление противоречий, укоренённых в самом устройстве общества. С этой точки зрения изучать общество означает изучать систему образующих его противоречий, а также имеющихся средств их разрешения. Такими средствами выступают социальные институты – право, политика, культура, религия. В рамках такого базового представления предметом изучения становятся такие компоненты, как изменение, конфликт, дезинтеграция, насилие, формы конфликтирования, насилие-ненасилие, агрессия, энергия и т.п.
Первая парадигма - это видение общества как стабильной социальной системы, которая развивается от порядка к интеграции, вторая - это видение общества как изменяющейся социальной системы, которая невозможна без конфликтов, насилия и дезинтеграции.
Социология как наука и институт общественной самореференции существует и изменяется в контексте конкретно-исторических процессов и отражает в себе их характер, что выражается также и в парадигмальной её ориентации.
В периоды кризиса и распада социального порядка господствует парадигма социального конфликта – социологи описывают социальные изменения, постигают их новизну, определяют и концептуализируют (представляют в виде понятий и теорий) движущие силы и их носителей, которые производят эти изменения. Это составляет практический смысл социологии в такой период – создавая картину конфликтов, позволяя вырабатывать в ней ту или иную позицию и конструировать инструменты для её реализации в процессах социального взаимодействия. Изучаются различные социальные позиции, формы конфликтности, ресурсы и формы социальной борьбы, производятся технологии регулирования и разрешения конфликтов с различными последствиями для общественного целого.
В наступающий за этим период завершения кризиса, формирования основ нового порядка отношений в обществе, в периоды открытия исторических перспектив его утверждения в различных сферах жизни людей, служащего реализации победивших в прежних процессах борьбы социальных сил и их носителей, доминирует иная парадигма. Общество в этот период понимается как устойчивая система массового поведения, в основе которой лежат определенные стандартизированные нормы и ценности, легитимируемые тем или иным образом. Изучаются механизмы социального контроля, нормы и девиации, создаются технологии социальной инженерии.
Парадоксом социологического знания в Украине в этом отношении является то, что она, провозглашая нынешний этап общественной жизни социальной трансформацией, переходом от одной социальной системы к другой, продолжает в то же время пользоваться концептуальными средствами, выработанными в рамках парадигмы системности и целостности.
Социологи в социальной реальности ищут (и находят) черты устойчиво существующей системы – в то время, как последнее уже длительное время различные сегменты этой системы превратилась в ресурс борьбы разного рода новых и старых социальных сил. Иными словами фактор системности отошел на задний план, актуальные социальные процессы определяют процессы конфликтов как проявления борьбы социальных сил за новый социальный порядок. В политических идеологемах разных субъектов эта борьба видится однозначно, но социология призвана давать знание о полной картине происходящего –