Чтобы задачи пространственного развития не были пустыми мечтаниями (или прикрытием государственной коррупции), а были практически реализуемыми, важно принять во внимание характеристики существующих социокультурных сред, которые выступают объектом реализации проектов. На этой основе возможна выработка оперативных подходов к видению того, как эти среды (образуемые людьми в их деятельности) соотносятся с задачами проектов территориального развития – какие имеющиеся компоненты должны быть развиты и поддержаны, какие должны быть изменены и дополнены.
Для этого нужны соответствующая концептуальная и инструментальная база для проведения исследований общественных процессов и явлений. Эти средства должны быть чувствительны к различным социокультурным аспектам социальных сред пространственного развития. Получаемое таким путём знание может выступить одним из оснований разработки и реализации культурных политик на уровне регионов с учётом того, как именно население понимает пространственное развитие. Это создаст дополнительный потенциал легитимации и энергию поддержки проектов в массовом сознании жителей конкретного региона. Без этого любой проект будет порождать неприятие и потенциал политического напряжения в обществе.
Наряду с существующими подходами, в качестве инструмента анализа социокультурных сред может быть использована концепция культурной многоукладности общества. Этот подход предполагает изучение социокультурной среды на конкретной территории как уникальной композиции социальных практик, исторически самовоспроизводящейся на основе типологических культурных укладов – традиционного, модерного, коммуникативного. Каждое общество и его пространственные характеристики имеют измерения в горизонтах этих культурных укладов, содержат соответствующие им практики социального общения.
Социальные пространства с этой точки зрения, представляют собой исторически формирующиеся динамичные конструкты, которые характеризуются определенной композицией черт различных культурных укладов в физическом, социально-организационном и духовно-практическим измерениях.
Культурный уклад в этой концепции – это исторически выработанный устойчивый тип порядка организации и осуществления социальной деятельности, содержательной наполненности нормативно-ценностных конструктов, присущих социальным группам и индивидам в процессе обеспечения их жизнедеятельности. Социология может использовать это понятие как идеальный тип, позволяющий изучать специфические черты, влияющие на способы освоения индивидами элементов жизненной среды, конструирование ими социального пространства. Всё это понимается и воспринимается в оптике разных укладов различно, несмотря на то, что объективно индивиды находятся в едином процессе общественной жизни. Различные виды социальной деятельности предполагают «генерализующую» ориентацию индивида на тот или иной культурный уклад, однако осознание этого в жизненных практиках происходит далеко не всегда, что приводит к противоречиям во взаимопонимании и даже конфликтам.
Традиционный культурный уклад характеризуется выделенной системой ценностных представлений, которая обособлена в массиве культуры как особый вне-положенный компонент. Эта система представлена в виде «овнешнённых» мифологических конструктов, содержащих структуру субъективного детерминирования социальных взаимодействий в абстрактно-личностной и групповой форме. Общество понимается как самобытно существующая, извечная, особая реальность – созданный внешней по отношению к человеку силой порядок отношений между людьми, «собор единства» всех людей. Социальная система и процессы социального взаимодействия понимаются как существующие независимо и имеющие начало вне человека – в Боге, Космосе, законах природы. Система нормативно-ценностных регуляторов, формируемая в рамках традиционного уклада, позволяет эффективно упорядочивать социальное общение в рамках общностей родового и общинного масштаба и качества жизни.
Модерный (индустриальный) культурный уклад характеризуется социальным взаимодействием, опосредованным совместной производственной деятельностью, включающей рациональное производство общезначимых ценностных конструктов и совместное нормотворчество. Общество понимается здесь как объединяющая ситуация совместной деятельности, как необходимое средство, производимое самими людьми в контексте удовлетворения их потребностей и реализации их сущностных свойств. Для этого им необходимо изменять природные и общественные условия жизни – в том числе и пространственные. Социальная система понимается как исторически развивающаяся в этом контексте. Система нормативно-ценностных регуляторов, формируемая в рамках традиционного уклада, позволяет эффективно упорядочивать социальное общение в рамках общностей родового национально-государственного масштаба и качества жизни.
Коммуникативный культурный уклад характеризуется социальным взаимодействием на основе открытой коммуникации (создания общих пространств) в сетевой форме, отсутствием институциализированной системы ценностно-нормативного регулирования, самореферентностью сообществ, образуемых на основе индивидуализированной символической самоидентификации. Культура и общество понимаются в этой оптике как пространство межличностной коммуникации, целью и смыслом которой представляется самореализация индивида в процессе коммуникации как игры. Социальные институты видятся в рамках этого уклада как формы коммуникативных потоков, формируемых людьми, а содержанием социальной жизни – игровое взаимодействие, в котором индивиды актуализируют и реализуют себя в контексте складывающихся «игр жизнетворчества». Система нормативно-ценностных регуляторов, формируемая в рамках коммуникативного уклада, позволяет эффективно упорядочивать социальное общение в рамках общностей транснационального, глобального масштаба и качества жизни.
Культурные уклады взаимосвязаны и взаимозависимы, в своём единстве они представляют конкретное исторически сформированное общество, их конкретные комбинации определяют возникающие типы личности, социальные роли, характер и границы социального взаимодействия – в том числе пространственного.
Отдельные люди социализируются в различных средах, где тот или иной культурный уклад доминирует, «прочитывая» и осваивая все общественные идеи и компоненты социоприродных условий своей жизни соответствующим этому укладу образом.
По этому признаку в обществе можно выделить группы и страты, ориентированные на социальную активность в соответствии со спецификой различных укладов, поэтому они воспринимают одни и те же культурные явления и процессы в различных смыслах и масштабах. Соответственно этим смыслам и масштабам формируются как социальные установки, социальная деятельность различных индивидов объединённых в группы, так и ожидания от неё.
В зависимости от различных задач пространственного развития в конкретном случае может предполагаться либо монопольная реализация в системе устройства общественной среды одного из них, создание социальной среды с доминированием одного уклада, либо их гармоническое сочетание. Это взгляд с точки зрения задачи – в реальности же все уклады всегда присутствуют, вопрос только в каком конкретном сочетании.
Соответственно укладам социальные практики на их основе предполагают различные субъективно понимаемые способы (модальности) восприятия пространства, оперирования и взаимодействия с ним.
Каждый культурный уклад создает возможности для реализации определённого типа общественных целостностей – как в качественном, так и в количественном отношениях. Так, формы ассоциации, существующие с доминирующим традиционным укладом значительно уступают по количественным (народонаселение) и качественным (виды деятельности) характеристикам формам ассоциации на основе модерного уклада. Политики пространственного развития, формируемые в горизонтах традиционного уклада, где базовой структурой общественной жизни понимается родовая и локально-поселенческая общность (громада), противоречат процессам жизнеобеспечения количества народонаселения, соответствующего масштабу национально-государственного образования, процветает непотизм и коррупция на основе общинных связей. В свою очередь, отсутствие политики пространственного развития модерного типа, где базовой структурой выступает индустриально-производственная общность, задаёт ограничения на масштаб ассоциации и набор видов деятельности, возможных в ней, экономика деградирует в качественном и количественном измерениях, возникают архаические виды хозяйственной деятельности и связанные с ними социально-политические интересы, происходит технологический упадок среды жизнеобеспечения.
Изучая свойственные различным культурным укладам модальности понимания и восприятия пространства, а также связанные с ними смыслы и способы его развития, можно формировать социокультурные политики воздействия на процесс принятия населением программ развития, чтобы пространственное развитие было наиболее устойчивым и целостным.
Наряду с целенаправленными процессами, развитие социального пространства имеет также динамику, не зависящую от потребностей и усилий человека – социоприродные процессы историчны, связаны с обстоятельствами, которые для текущего поколения людей являются объективными, не зависящими от их желаний и намерений. К числу этих обстоятельств принадлежит и динамика смен фаз развития социального пространства.
Эта динамика имеет двойственный характер. Формально она представляет собой смену четырёх фаз, на которых различные культурные уклады доминируют в жизни общества – фазу удержания форм пространства, фазу их слома, фазу возникновения новых, фазу их тотального развития, за которой вновь следует фаза удержания форм. Содержательно она представляет собой смену процессов общественного (социоприродного) жизнеобеспечения разных типов, основанных на доминировании определенного уклада.
Соответственно этому на фазе удержания форм доминирует традиционный уклад, на фазе слома – коммуникативный, на фазах возникновения и развития – модерный.
В рамках традиционного уклада пространственное развитие понимается как расширение физического пространства, содержащего различного рода ресурсы – природные и человеческие. Поэтому пространственное развитие как цель общественного развития здесь мыслится в виде территориальной экспансии, контроля и удержания пространства в его «физическом», природном смысле. Здесь пространство - место пребывания, отношение к нему – местоблюстительство и охрана своей территории от чужаков. Средствами социологии можно, определяя эту группу, изучить какую именно территорию ориентированные на это уклад считают своей, кого чужаками (социальные дистанции, образ «чужого» - иноверец, иное гражданство, поколение и тп.), в чем именно видят средства и эффективность такой защиты (административное обустройство, границы, и т.п.)
В рамках модерного уклада пространство это перспектива развития определённых видов жизнедеятельности, изменения жизненных условий в соответствии с изменяющимися потребностями. Представление о социальном пространстве связаны с социально-политическими характеристиками социума. Развитие пространства понимается как переход к такой общественной организации, которая позволяет взаимодействовать большему количеству людей с большим качественным разнообразием их жизнедеятельности. Социология может изучать, какие объекты и ресурсы рассматриваются в данном обществе как средства развития, каковы представления о горизонтах и качественном измерении результатов развития для населения данной территории.
В рамках коммуникативного уклада пространство видится как условная, ситуативно определяемая характеристика значимых выборов, влияющих на исход социального взаимодействия с открытыми неоднозначными результатами. Развитие пространства здесь мыслится как процесс расширения возможностей выбора. Пространство здесь – матрица альтернативных значений, в которой игрок ощущает возможность совершить выбор, и этот выбор влияет на исход игры. Это пространство возможных альтернатив, обладающих значением. Для того, чтобы создать выбор, нужно создать альтернативный вариант, также имеющий значение.
Коммуникативный уклад доминирует в переходных фазах общественных систем, на переходах от одной эпохи к другой, в силу этого его доминирование имеет двойственную направленность. С одной стороны пространственное развитие мыслится как новые варианты использования имеющегося потенциала - обыгрывание новых вариантов одного и того же, «игра с прошлым». С другой стороны оно мыслится как поиск качественно новых социоприродных основ – «игра с будущим». В рамках этого уклада происходит отрицание прошлых форм организации общественного пространства. Это не «чистое отрицание», но отрицание определённого содержания и оно несет на себе его отпечаток – поэтому оно не имеет творческого характера. Собственно творчество нового начинается на следующем этапе, когда доминирует модерный уклад.
Дезинтеграция социального пространства представляет собой реакцию на нерешаемые проблемы, она сама по себе не решает проблем, которые её порождают. Однако новая интеграция и пространственное развитие требуют своего положительного предмета, они не могут происходить на основе реакции. Политики пространственного развития требуют не подходов по «снятию ограничений», а подходов формирования новых ресурсов жизнеобеспечения – технологических, организационных, духовно-нравственных.
Аристотель писал о том, что существует четыре вида причин - материальная, деятельная, формальная и целевая. С познавательной, аналитической точки зрения следует выделять каждую из них и исследовать каждую в её своеобразии. Но с практической точки зрения необходимо их синтетическое видение, поскольку развитие происходит лишь в том случае, когда присутствует весь комплекс причин в его внутреннем единстве. Это единый комплекс, а не отдельные виды существующие сами по себе. В отношении формирования политик пространственного развития действует такая же логика.