Энергетическая стратегия Украины до 2035 г. в среднесрочной перспективе декларировала за углем значимую роль в общих первичных поставках энергии: 22% — к 2020 году, 16,1% — к 2025 году и 14,3% — к 2030 году. Стоит отметить, что в 2016 г., когда разрабатывалась Стратегия, курс на динамическую декарбонизацию только формировался, что дало возможность ее разработчикам заложить достаточно умеренный темп избавления от угля. Сейчас же судя по общественному дискурсу на повестке дня более быстрое избавление от угольного компонента экономики.
Необходимость взвешенного подхода к разрушению угольной отрасли Украины вызвана целым рядом соображений. Итак, уголь как энергетическое сырье, как уже было отмечено, имеет достаточно большое количество потребителей, «заточенных» в первую именно на использование этого ресурса. Постановка об отходе от угля провоцирует вопрос о дальнейшей судьбе ТЭС и ТЭЦ. Работа физически и морально устаревших теплогенераторов электроэнергии и тепловой энергии на сегодняшний день как некогда актуально, что подтверждается глубоким кризисом энергетической сферы Украины, как результат дефицита все того же угля. Напомним, что по состоянию на 13.11.21 из 23 энергоблоков государственных теплоэлектростанций, работало всего 3 (для работы 14 отсутствует уголь, еще 6 на ремонте), несколько блоков ТЭЦ, решили перевести на газ. Перевод энергоген ераторов на сжигание природного газа – мало привлекательная альтернатива с экономической точки зрения.
Таким образом, как показывают текущие события, выпадающие из-за нехватки угля мощности заменить фактически нечем. В среднесрочной перспективе эта ситуация могла бы решится за счет увеличения доли атомной энергии, производства водорода и электроэнергии из альтернативных источников. Но для реализации такого курса необходимы многомиллиардные капитальные инвестиции, минимум десять лет времени, ну и вероятно получение технологий из других стран (касается в первую очередь водородного производства).
В связи с чем, уменьшение доли сжигаемого угля уместно осуществлять только в логике замещения. В металлургии, к тому же, ситуации с замещением угля не столь критична, к примеру «Метинвест» постоянно осуществляет капитальные инвестиции, направленные на увеличение энергоэффективности производственного процесса.
Другим аспектом этой проблемы является то, что уголь в Украине богатой этим ресурсом представляет собой подуклад с трехсотлетней историей. За этот период кроме наращивания добычи самого ресурса, выросли целые поколения специалистов в области геологоразведки, технологий добычи, обработки и его переработки, сооружено массу учреждений коксохимической отрасли, предприятий машиностроения, отраслевых научных и образовательных заведений, сформирована своя научная
школа и пр. Отказ от угля, таким образом, обнуляет эти все трёхсотлетние наработки, понижая и без того ослабленный за последние годы научный потенциал Украины.
Ну и в-третьих, почему ставится вопрос об полном прекращении использовании угля, почему отсутствует дискурс о технологиях его безвредного сжигания или переработки в более экологическое топливо, в смазочные материалы, материалы для абсорбции вредных веществ попавших в большие водоемы – то есть его использование в направлениях, которые уже давно обеспечены технологическими решениями?
Разворот государственной энергетической политики на разумные рельсы предполагает комплексную институциональность в связки со всеми иными «политиками». Ведь помимо источников энергии топливно-энергетический комплекс уже сейчас характеризуется дефицитом квалифицированного труда. Эта тенденция ухудшается в связи с миграцией трудовых ресурсов. Параллельно снижается способность обеспечивать проектные, пусконаладочные, сервисные услуги для предприятий топливно-энергетического комплекса силами самих украинцев. Возвращать нужно и энергетику, и энергетиков.