В диалоге с элитами/правящими партиями церкви не всегда, но всё чаще выступают в качестве значимой силы гражданского общества, а не как элемент политической системы и идеологии, хотя эта функция религии также сохраняется. Каждая из сторон нуждается в другой и ищет поддержки, но не зависит от неё.
После, по крайней мере, двух веков массированной секуляризации, отделения церквей от государственной власти в большинстве стран Европы (кроме Англии и Уэльса, где государственной церковью является Англиканская), вытеснения религиозных символов из публичной жизни, закрытия церквей во многих странах, христианство осталось ключевым элементом самоидентификации европейцев.
Большинство из них считают себя непрактикующими христианами, но это не просто декларация - в своих представлениях о Боге, о роли религии в обществе, они отличаются от людей без религиозной принадлежности. Стоит отметить также, что непрактикующими христианами в рамках опроса «Pew Research Center» считаются и те, кто назвал себя христианином и посещает церковь не более нескольких раз в год. Средняя доля практикующих христиан в странах Западной и Северной Европы составляет 18%, непрактикующих - 48%, без религиозной принадлежности - 24%, других религий - 5%. Во многих странах доля практикующих верующих говорит о сохранении церковной семейной традиции посещения богослужений и в целом участия в какой-либо церковной активности (социальной работе, культурных акциях), которая также создаётся вокруг богослужений и после них. Это особенно ярко видно на фоне цифры в 6% практикующих православных в России, где церковные традиции и околоприходская деятельность были уничтожены в советский период. К примеру, в Австрии практикующих христиан - 28%, в Германии - 22%, в Ирландии - 34%, Италии - 40%, Португалии - 35%, Испании - 21%, Швейцарии - 27%. Абсолютное большинство опрошенных также отметило, что воспитывает своих детей как христиан. Для большинства европейских христиан идентичность стала социальным культурным маркером, который также много говорит о политических предпочтениях. Христиане более критично настроены по отношению к иммигрантам и мусульманам, и таких больше среди практикующих христиан. Непрактикующие приветствуют повышение роли религиозных институтов в обществе, но более либеральны (значительная часть одобряет аборты и однополые браки), чем практикующие более консервативные христиане. Более половины непрактикующих христиан (52%) отметили, что важно вырасти в немецкой, французской и т.д. семье, чтобы быть по- настоящему немцем, французом и т.д. Среди практикующих данную опцию поддержало 72%, что не говорит автоматически о радикальном национализме этих респондентов, а лишь подчёркивает их приверженность традиционализму в противовес глобализации и либерализму.
Одним из следствий роста уровня «защитной» идентичности (от возможных посягательств на традиции, семью, веру) стал также рост доли сторонников поддержки религиозных ценностей и убеждений со стороны государства. Даже среди людей без религиозной принадлежности средняя доля поддержавших это устремление составляет 14%, а среди христиан - более половины. По опросам «Pew Research Center» в Западной Европе тех, кто надеется на участие власти в сохранении религиозных ценностей, меньше, чем в Восточной Европе. По вопросу положительной оценки социальной роли церкви в европейском обществе сложился определённый консенсус, так как все категории опрошенных (христиане и люди без принадлежности) в значительной степени приветствуют работу церквей и других религиозных организаций среди нуждающихся (без принадлежности - 48%, непрактикующие христиане - 62%, практикующие - Церкви доказали своё право быть общественной силой, а не просто хранителями культуры. Такого рода общественным влиянием они обладали и в Средние века, и в Новое время, тогда это влияние опиралось на религиозную картину мира, поддерживаемую властью. Теперь же в итоге эволюции в XX столетии христианство показало способность мобилизовать активных верующих без помощи и санкции государства. Произошло расширение общественной базы церквей: церковные структуры опираются на широкий слой неполитических социальных организаций. В демократическом обществе потребления требуется именно такой стиль поведения, прежде всего, для ощущения своего влияния. Массовая религиозность в современном обществе расплывчата и совсем не склонна воплощать свои верования на практике.