Так что же подорвало американскую гегемонию - появление новых претендентов или имперский переворот? Как и в случае любого большого и сложного исторического явления, это было, вероятно, все перечисленное. Подъем Китая был одним из тех тектонических сдвигов в международной жизни, который подорвал бы непревзойденную мощь любого гегемона, независимо от того, насколько искусна его дипломатия. Однако возвращение России было более сложным делом. Сейчас это легко забыть, но в начале 1990-х годов московские лидеры были полны решимости превратить свою страну в либеральную демократию, европейскую нацию и своего рода союзника Запада. Эдуард Шеварднадзе, который был министром иностранных дел в последние годы существования Советского Союза, поддержал войну Соединенных Штатов в 1990–1991 годах против Ирака. А после распада Советского Союза первый министр иностранных дел России Андрей Козырев стал еще более горячим либералом, интернационалистом и энергичным сторонником прав человека.
Кто потерял Россию - это вопрос к другой статье. Но стоит отметить, что, хотя Вашингтон дал Москве некоторый статус и уважение - например, расширив «семерку» до «восьмерки», он по-настоящему серьезно не относился к проблемам безопасности России. Он быстро и яростно расширил НАТО - процесс, который, возможно, был необходим для таких стран, как Польша, исторически небезопасными и находящимися под угрозой со стороны России, но этот процесс продолжался бездумно, практически не беспокоясь о чувствительности России, а теперь даже распространяется на Македонию. Сегодня агрессивное поведение российского президента Владимира Путина делает все действия, предпринимаемые против его страны, кажущимися оправданными, но стоит спросить: какие силы в первую очередь способствовали росту Путина и его внешней политики? Несомненно, они были в основном внутренними по отношению к России, но в той мере, в какой действия США оказали влияние, они, кажется, наносили ущерб, помогая разогнать силы мести и реваншизма в России.
Самая большая ошибка, которую США допустили в свое однополярное время, с Россией и в целом, заключалась в том, чтобы просто перестать обращать внимание. После распада Советского Союза американцы хотели вернуться домой, и они это сделали. Во время холодной войны Соединенные Штаты глубоко интересовались событиями в Центральной Америке, Юго-Восточной Азии, Тайваньском проливе и даже в Анголе и Намибии. К середине 1990-х годов он потерял всякий интерес к миру. Передачи NBC через иностранные бюро сократились с 1013 минут в 1988 году до 327 минут в 1996 году. (Сегодня три основные сети объединяют примерно столько же времени для историй иностранных бюро, сколько каждая отдельная сеть делала в 1988 году.) Обе Белый Дом и Конгресс при администрации Джорджа Буша-старшего не испытывали аппетита к амбициозным усилиям по преобразованию России, не были заинтересованы в развертывании новой версии плана Маршалла или в активном участии в стране. Даже в условиях внешнеэкономических кризисов, обрушившихся на администрацию Клинтона, политикам США приходилось карабкаться и импровизировать, зная, что Конгресс не выделит никаких средств для спасения Мексики, Таиланда или Индонезии. Они предлагали советы, большинство из которых предназначались для того, чтобы не нуждаться в помощи со стороны Вашингтона, но их отношение было в качестве одного из отдаленных доброжелателей, а не помолвленной сверхдержавы.
После окончания Первой мировой войны Соединенные Штаты стремились преобразовать мир. В 1990-х это казалось более возможным, чем когда-либо прежде. Страны по всей планете двигались по американскому пути. Война в Персидском заливе, казалось, ознаменовала новую веху в мировом порядке, поскольку она преследовалась за соблюдение нормы, ограниченной по своему охвату, одобренной крупными державами и узаконенной международным правом. Но как раз во время всех этих позитивных событий Соединенные Штаты потеряли интерес. Политики США все еще хотели преобразовать мир в 1990-х годах, но по дешевке. У них не было политического капитала или ресурсов, чтобы приложить необходимые усилия. Это была одна из причин, по которой совет Вашингтона зарубежным странам всегда был один и тот же: терапия экономическим шоком и мгновенная демократия. Что-либо более медленное или более сложное - иными словами, что-то похожее на то, как сам Запад либерализовал свою экономику и демократизировал свою политику - было неприемлемым. До 11 сентября, когда противостояли вызовам, американская тактика была в основном атаковать издалека, отсюда и двойные подходы: экономические санкции и точные воздушные удары. Оба из них, как писал политолог Элиот Коэн о авиации, имели характеристики современного ухаживания: «удовлетворение без обязательств».
Конечно, эти ограничения на готовность Соединенных Штатов платить цены и нести бремя никогда не меняли своей риторики, поэтому в эссе для журнала New York Times в 1998 году я указал, что внешняя политика США определялась «риторикой трансформации, но реальностью аккомодации». Результатом, как я сказал, была «пустая гегемония». Эта пустота сохраняется с тех пор.