MIC2025 нацелена на отказ от старых секторов экономики, прежде всего трудоемких отраслей промышленности, поддержку новых отраслей и вывод КНР в число развитых государств, давая ей при этом возможность использовать все преимущества как страны с развивающейся экономикой. Кроме того, поставлена задача повысить долю национальной продукции в цепочках добавленной стоимости по мере роста заработной платы, чтобы избежать попадания в т.н. «ловушку среднего уровня дохода».
Субсидии, налоги, льготы и дешевые кредиты для отраслей с низкой добавленной стоимостью и трудоемких секторов поэтапно снижаются, а предприятия насильно закрываются и / или перемещаются, в т.ч. за границу. Одновременно выделяются средства для создания и обеспечения финансирования стартапов; компаниям, работающим в 10-ти упомянутых секторах экономики, предоставляют налоговые льготы и субсидии, трансформируется политика банков путем нацеливания их на предоставление инвестиций новым промышленным секторам.
С точки зрения международной конкурентоспособности, стратегия предполагает повышение потенциала, позволяющего китайским компаниям конкурировать с производителями из других стран. Кроме того, она должна обеспечить перепозиционирование в сжатые сроки Китая из «мировой фабрики» по производству недорогих товаров в конкурента развитых стран. Особый упор в ней сделан на качество производства и инвестиции в технологические инновации и умное производство в областях, где используются технологии, которые трудно воспроизвести с помощью обратного инжиниринга [24, р. 5].
Ключевой фактор, лежащий в основе стратегии, - повышение производительности труда [25, р. 39]. Несмотря на успехи Китая в глобальном воспроизводственном процессе, производительность труда там пока отстает от других стран. Поскольку численность рабочей силы в КНР сокращается в силу демографических причин, компании сталкиваются с проблемой увеличения объемов производства при снижении числа занятых, и им приходится вкладывать немалые средства в технологии [26, р. 14].
Большое внимание в стратегии MIC 2025 уделено брендированию продукции, необходимой для повышения ее конкурентоспособности и расширения международного рынка сбыта. Например, в сельском хозяйстве поставлена цель - создать до трех узнаваемых брендов внутри страны и до пяти - на международном уровне.
Правительство также поручило предприятиям повысить уровень управления рисками инвестиционных операций с целью поощрения международных инвестиций и приобретения зарубежных активов. В 2005-2016 гг. инвестиции китайских компаний в США составили $135 млрд и в Германии - $13,6 млрд, что позволило им получить доступ к интеллектуальным продуктам и высокотехнологичным предприятиям [24, р. 5].
Основными каналами для получения доступа к иностранной интеллектуальной собственности, используемой для модернизации китайских компаний, являются приобретение патентов и предприятий с привлечением государственных средств и международное партнерство. Китай, в свою очередь, на законодательном уровне ограничивает экспорт ряда продуктов и технологий, исходя из государственных интересов и задачи обеспечения национальной и экономической безопасности.
Одной из целей стратегии является увеличение доли локализации производства по всем 10-ти упомянутым направлениям до 40% к 2020 г. и до 70% к 2025 г. [24, р. 4], что подчинено задаче достижения самообеспеченности производственного процесса и постепенного замещения иностранных компонентов в глобальных цепочках стоимостях. Одновременно административно формируется среда, позволяющая этим компаниям производить товары, конкурентоспособные не только на национальном, но и на мировом рынке.
Центральное правительство и провинциальные власти активно содействуют модернизации китайских компаний, в т.ч. путем создания к 2025 г. 40 национальных и 48 провинциальных инновационных центров. Эффективным инструментом является финансовая поддержка ключевых инициатив [27].
Финансирование бизнеса, включая малые и средние предприятия, со стороны государства осуществляется с помощью предоставления государственными банками субсидий и кредитов под низкие проценты. Прямая финансовая поддержка оказывается также через различные агентства и фонды. Кроме того, государством введены дополнительные требования к компаниям, заинтересованным в государственно-частном инвестировании своей деятельности. Например, им предписано к 2020 г. увеличить расходы на научные исследования в процентах от продаж - с 0,95% до 1,68% и производительность труда - на 7,5%, а к 2025 г. на 35% снизить потребление энергии и воды на единицу добавленной стоимости [24, р. 5].
Финансирование, в первую очередь, стали получать работы по таким направлениям, как телекоммуникации, беспроводные сенсорные сети, трехмерная печать, промышленная электронная коммерция, облачные вычисления и большие данные, транспортные средства без водителя.
Основная проблема на пути реализации стратегии MIC2025 - давление на китайскую промышленность со стороны как более индустриального производства в Японии и Германии, так и производителей из Индии, Бразилии, Филиппин, Вьетнама и других стран, поставляющих продукцию по более низким ценам.
Кроме того, США, Германия, Япония и ряд других стран выдвигают в адрес Китая обвинение в том, что MIC2025 противоречит правилам ВТО и подрывает конкурентоспособность их производителей и поставщиков, в т.ч. по причине того, что китайские компании получают льготное государственное финансирование, позволяющее им проводить исследования и приобретать зарубежные компании и современные технологии. Для США особенно ощутима конкуренция в сферах создания и введения в эксплуатацию альтернативных источников энергии, автомобилей с автономным управлением и авиационно-космической техники.
С этим утверждением не согласны китайские эксперты, указывающие на то, что на проведение фундаментальных исследований КНР тратит в 3- 4 раза меньше, чем США и другие развитые страны. Хотя в 2017 г. Китай выплатил $28,7 млн за право использовать интеллектуальную собственность, т.е. в 2,5 больше, чем 10 лет назад, и это - лишь 59% суммы, направляемой на аналогичные Соединенными Штатами ($48,4 млн) [28].
Старший эксперт по макростратегии крупнейшей группы по оказанию финансовых услуг в скандинавском регионе - Nordea Asset Management - Себастьен Гали полагает, что за счет более низких цен китайским компаниям удалось подвинуть зарубежных конкурентов на рынках стали и солнечной энергетики. В США опасаются, что Китай со временем займет доминирующее положение в других отраслях, и этот вопрос является одним из ключевых в торговых переговорах. Кому-то придется уступить, и это будет не Китай [29].
Другая неожиданно возникшая проблема - замедление темпов развития китайской экономики в 2020 г. вследствие эпидемии коронавируса. В 1-м квартале 2020 г. объем ВВП Китая снизился на 9,8% по сравнению с 4-м кварталом 2019 г., а в годовом исчислении - примерно на 6,8% [30]. В эти же 3 месяца закрылись около 460 тыс. китайских компаний, а регистрация новых в годовом исчислении сократилась на 29% [31]. Ввиду пандемии в 2020 г. ожидается существенное снижение темпов прироста ВВП (1,2% по сравнению с 6,1% в 2019 г.). Резко сократился экспорт (-17,2% в январе-феврале 2020 г.), но уже в марте ситуация стала улучшаться (-6,6%). По оценке экспертов, последствия пандемии должны быть полностью ликвидированы к концу года, и в 2021 г. прирост ВВП должен составить 9,2% [34, рр. 8, 25].
Процесс восстановления отраслей экономики после завершения эпидемии идет медленно. В частности, торговые центры, кафе и рестораны несут убытки из-за малого числа посетителей, опасающихся близкого контакта с другими людьми; из-за продолжающейся экономической неопределенности в стагнации находятся рынки недвижимости и продажи автомобилей. Можно предположить, что одним из основных направлений экономического развития Китая станет развитие информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. мобильной связи 5G, которые предоставляют большие возможности для дистанционной формы работы, предоставления услуг онлайн-образования и интернет-доставки товаров, что было успешно протестировано во время карантина [32].
В целом, западное экспертное экономическое сообщество единодушно воспринимает стратегию MIC 2025 достаточно остро, видя в ней угрозу для развитых стран, поскольку она предполагает достижение к 2025 г. самодостаточности посредством замены технологий и превращения Китая в «производственную сверхдержаву», доминирующую на мировом рынке в высокотехнологичных отраслях. Это может стать проблемой для стран, которые полагаются на экспорт высокотехнологичной продукции или глобальную цепочку поставок высокотехнологичных компонентов [33].