СТРАТЕГИЯ «ГЛОБАЛЬНАЯ БРИТАНИЯ»

аналитический обзор

ИРИНА ХАРИВ


аналитик-переводчик, SGS
«Я очень ценю нашу историю. Тот факт, что мы были Империей не является почвой ни для извинений, ни для заламывания рук; скорее, он должен быть использован для усиления глобального влияния Британии - через Содружество и силу английского языка. Британия должна смотреть вовне - мы второй по величине импортер и экспортер иностранных инвестиций в мире. Поэтому жизненно важно то, что происходит в остальном мире. Британия должна восстановить особые отношения с Соединенными Штатами, которые разрушило правительство Мэйджора. …Когда Великобритания и Америка работают вместе на международной арене, мы мало чего не можем достичь. Мы не должны забывать историческую и настоящую роль США в защите политических и экономических свобод, которые мы считаем само собой разумеющимися ... они являются силой хорошего в мире. На них всегда можно положиться, когда дело плохо. То же самое всегда должно быть верно в отношении Великобритании.»
Тони Блэр, 1997
Вступительная часть
1. После референдума 2016 года правительство Британии начало использовать термин «Глобальная Британия», как название стратегии, которая будет основой внешней политики после Брекзита. «По настоящему глобальная внешняя политика» - так обозначил ее премьер- министр Борис Джонсон. Слово «глобальная» стоит трактовать в контексте того, что империализм для Великобритании не удел прошлого.

После вышеупомянутого референдума Тереза Мэй определила «виденье Глобальной Британии» как страны, которая будет «принимать полное участие в продвижении мира и процветания во всем мире» и «с помощью наших великолепных вооруженных сил и разведки защищать наши интересы и безопасность, как и безопасность наших союзников». Как показывает опыт, конечно же, процветание и мир и вооруженные силы Британии - комбинация своеобразная. «Глобальные» планы становятся понятнее.

2. В начале 2020 года Борис Джонсон произнес речь в Гринвиче, в которой упомянул то, что когда-то именно Гринвич стал нулевым меридианом, точкой отсчета для кораблей, точкой отсчета времени, символизируя положение Британии, как точки отсчета, центра мира и что, если правильно разиграть карту, то сейчас Британия может стать такой же точкой отсчета. Борис сравнил Британию с Суперменом, которая наденет свой плащ и спасет мир, проведя его в мир свободной торговли. Именно свободная торговля, по его мнению, является решением экономических проблем, является как сказал Колен, дипломатией Бога.

Свободная торговля стала краеугольным камнем как для Брекзита, так и для новой стратегии «Глобальной Британии».

3. В феврале 2020 Доминик Рааб, министр иностранных дел Британии, назвал три опоры названной стратегии:

-Продолжать доказывать, что мы являемся лучшими союзниками, партнёрами и друзьями нашим Европейским соседям

-Роль Объединенного Королевства как чемпиона свободной и открытой торговли

-Объединенное Королевство будет еще большей силой добра в мире (бывшие колонии улыбнулись)

Многие высказали свое недовольство размытостью заявлений, так как не увидели конкретики в этой стратегии, не понятно как будут достигаться эти цели и как оценить их успешность.

4. Но так ли размыты эти цели? Давайте обратимся к Меморандуму Министерства иностранных дел и по делам Содружества Наций 2018 года, который является базовым документом, обозначающим стратегию «Глобальной Британии».

Меморандум описывает общие положения значения стратегии и описывает отдельные отношения с разными континентами и странами.

Так, в нем говорится, что хотя они потеряют некоторые элементы приумножения силы, которые имели в ЕС, теперь они имеют больше гибкости в реагировании и имеют возможность стать крупными мировыми игроками; также нужно избегать предрассудков, что Британия станет менее вовлечена в мировые отношения, наоборот она станет более открытой, инклюзивный, свободно торгующей, будет стоять за свои интересы и намерена увеличить свое международное положение и влияние.

Стратегия обозначила, что поддержание своего влияния в Северное Америке, Европе и ее соседях, и Индо-Тихоокеанском регионе являются путем для успешной реализации «Глобальной Британии». США - топ приоритет; равноправные отношения с пятеркой Совета Безопасности ООН; остаться ключевыми игроками на Среднем Востоке в коллаборации с ЕС и поставить новый акцент на Индо-Тихоокеанский регион, как центр мирового роста - такие приоритеты Британии. Содружество Наций является огромным превосходством, так как позволяет им взаимодействовать с широкой сетью стран по всему миру с похожей историей, правовым наследием и институтами.
США
5. В меморандуме подчёркиваются эти двусторонние отношения, как жизненноважные и приоритетные, обозначается что они являются основой для мира и процветаниях как их самих так и других стран. В будущем планируется углубить торговые связи. Документ был выпущен во время Президентства Трампа, но так ли заинтересована администрация Байдена? Недавно новый президент упомянул, что зона свободной торговли с Британией не в числе его первоочередных задач. Объективно Америке интересен рынок медикаментов и продуктов питания, Британия же не особо намерена открывать мед. сектор, а продукты питания, которые уступают по качеству и цене Европейским, могут вызвать недовольство у производителей последних в Королевстве. В каком виде и когда мы увидим фри трейд этих стран пока не ясно. Тем временем США является крупнейшим торговым партером с приблизительным оборотом в 200 млрд фунтов, в ЕС близится к такому обьему только Германия (около 136 млрд в год), совокупный же обьем торговли с ЕС- около 650 млрд, что равно приблизительному совокупному обьему торговли с третьими странами.

Также описывается важность совместной работы как лидеров для поддержания правомерного международного порядка, видимо в рамках концепции быть «силой добра в мире». Подчёркивается, что Россия и другие формы угрозы в мире, вместе с напористым Китаем, являются сферой совместной озабоченности.
Европа
«Нам необходимо будет сохранить значительное присутствие в Брюсселе, чтобы эффективно взаимодействовать с институтами ЕС и представительствами государств-членов, и мы разрабатываем двусторонние стратегии, направленные на обеспечение наших долгосрочных партнерских отношений с нашими европейскими соседями.»
6. После оглашения Брекзита Британия не раз акцентировала внимание, что выход из ЕС не означает меньшее сотрудничество с европейскими странами.

Так они подчеркивают свое намерение продолжать всеобъемлющие торговые отношения, без нужды отдавать узды правления своей страны в руки Брюсселя.

7. Борис Джонсон в своей речи в Гринвиче привел целый список пунктов по которым Британия опережает ЕС в своем развитии. Он привел пример превышающего европейский минимальный оклад, большие сроки оплачиваемого декрета и декрета для отцов, законодательство по запрету одноразового пластика, выбросы углерода и много другого. И подчеркнул, что они не просят ЕС соответствовать таким стандартам для того чтобы иметь беспошлинную торговлю, поэтому и Британии нет смысла соответствовать всем правилами Евросоюза, чтобы свободно торговать с ЕС. «Мы сделали свой выбор; мы хотим всеобъемлющий договор о свободной торговле, похожий на канадский».

30 декабря 2020 ЕС и Британия подписали Соглашения о торговле и сотрудничестве (Trade and Cooperation Agreement). Объёмный документ на 900+ страниц обеспечивает нулевые тарифы и нулевые квоты на все товары, подпадающие под действие соглашения. Эта часть документа касается не только обмена товарами и услугами, но и сотрудничества в энергетике, налоговой и инвестиционной сферах, а также в области рыболовства. Также документ создал базу для сотрудничества между правоохранительными и судебными органами Великобритании и ЕС в вопросах уголовного и гражданского права. Планируется создать Совместный совет по вопросам партнерства (Joint Partnership Council), который будет следить за соблюдением сделки и способствовать обсуждению спорных вопросов.

8. Отношения с ЕС в меморандуме обозначаются как «основной приоритет», в противовес выражению «топ приоритет» употребленного в отношении США. И хотя «основной приоритет» («major priority») явно имеет нотку вторичности к «топ приоритету», Президент Франции Эмманюэль Макрон все же видит в Британской тактике желание быть и тут и там. И вправду «Глобальная Британия» - это в первую очередь желание выиграть в каждом регионе. В январе 2021 он осудил такую политику и произнес речь с посылом «на два стула не сядешь» или как он сказал«полу-беременные-это не концепция». Он подчеркнул что Британия не может быть лучшим союзником и США и ЕС, и еще новым Сингапуром. «Если они решат выбрать полностью трансатлантическую политику, то нам (ЕС) нужно прояснение, так как будут изменения в правилах и доступу к рынкам». Также он сказал что все же считает Брекзит ошибкой и что, по его мнению британцы проголосовали «за» из-за большого количества лжи, из-за того что британцам «продали» все три модели развития событий (США, ЕС и новый Сингапур), что по факту не представляется возможным одновременно.

Тем не менее договор подписан, Британия сохранила торговые привилегии и свою политическую и экономическую незавизимость и при удачной дипломатии Британия и правда сможет «сидеть на двух стульях».

9. Меморандум гласит, что многие из их самых близких партнеров являются членами ЕС, и национальные интересы Британии будут схожими с интересами их европейских друзей. Британия планирует быть безусловно вовлечена в Европейскую безопасность. Подчеркнута важность отношений с Францией, Германией и Ирландией. Акцент сделан на том, что Британия, как следующий по значимости после США член НАТО, считает эту организацию жизненно важной для Британской и Европейской безопасности, во времена повышающейся угрозы, в том числе от кибер, гибридных и информационных войн.

«Наша готовность работать с партнерами в Европе и Большой Европе демонстрируется нашей приверженностью продвижению демократии и экономического роста на Западных Балканах.»

Также Великобритания поддержала союзников, возглавив боевую группу расширенного передового присутствия в Эстонии и предоставив войска в Польше, участвуя в морских группах НАТО, поддерживая миссии в Румынии и обучая тысячи военнослужащих в Украине.
Россия
10. Россия не завоевала благосклонное отношение британцев. Меморандум описывает ее как ставшую более агрессивной, авторитарной и националистической, противопоставляющей себя Западу. «Россия использует ряд явных и тайных сил для проведения своей политики, включая пропаганду, шпионаж, кибер-вмешательство и подрывную деятельность. В киберсекторе Россия нацелена на британские СМИ, телекоммуникационный и энергетический секторы. Недавний визит министра иностранных дел в Москву - вместе с нашей совместной атрибуцией кибер-атаки NotPetya совместно с союзниками и партнерами - подчеркнул твердую позицию Великобритании в отношении злонамеренной кибер-активности. Работая с европейскими партнерами, Великобритания поддерживает Центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки, собирая союзников для дипломатического взаимодействия по противодействию злонамеренному вмешательству.» - гласит текст.

Британия остается озабоченной угрозами которые исходят от России, но остается открытой к диалогу, чтобы снизить риски, обсудить разногласия и прояснить, что вмешательство в суверенные государства не приемлемо. Так как оба государства являются членами Р5, Британия хотела бы конструктивно сотрудничать в интересах безопасности и стабильности, включая такие важные вопросы как Северная Корея и Иран.
Индо-Пасифик
11. Эту часть стратегии уместно начать с речи бывшего Министра Иностранных дел ВБ Джереми Ханта в Сингапуре.

Назвав Сингапур природно связующим звеном между Индийским океаном и Тихоокеанским регионом, он обозначил что это самая великая артерия торговли в мире. Повезло Британии, что Сингапур часть Содружества.

Хант процитировал бывшего примера министра Сингапура Ли Куан Ю, который был на должности более 30 лет

«Дружба в международных отношениях - это не результат доброй воли или личной привязанности», - сказал он. «Мы должны сделать себя актуальными, чтобы другие страны были заинтересованы в нашем выживании и процветании». Так, сказал Хант, должна вести себя Великобритания. Упомянув, что Азия новый экономический центр, он напомнил что именно Британия самый большой инвестор в Юго-Восточную Азию, и она планирует укреплять связи с АСЕАН после Брекзита. Инвестициями Британия укрепляет свою «актуальность» в регионе.

Он также процитировал Премьер Министра Ли Сянь Лунга о британском пришествии в Сингапур «Если бы Раффлз не приплыл, Сингапур, возможно, не стал бы уникальным местом в Юго-Восточной Азии, сильно отличающимся от островов архипелага вокруг нас или государств на Малайском полуострове. Но благодаря Раффлзу Сингапур стал британской колонией, свободным портом и современным городом». Как видим, приводя такие цитаты, Британцы не только не сожалеют о своих колониальных экспансиях и империализме, но и горды ними. Бывших, в данном случае, империй не бывает и Британия уверенно движется к колониализму и империализму на новый лад. Как сказал Тони Блер Британия не должна извинятся за свое колониальной прошлое и должна использовать его для увеличения глобального влияния. Брекзит по сути и есть и ностальгией и плодом империализма. Не зря 52% голосов за Брекзит пришло от имущего, пенсионного, обеспеченного, белого среднего класса из южной Англии, для которого типичны гегемонистичные настроения. В опросе 2016 года 43-44 процента населения гордиться колониальным прошлым и считают Британскую империю чем-то хорошим.
Китай
12. Планировалась, что к 2021 году Британия уже опубликует «Комплексный обзор безопасности, обороны и внешней политики», документ, который подробно изложит все изменения в их политике, но публикация затянулась. Пока, для анализа происходящего, мы можем довольствоваться некоторыми знаковыми событиями. Так, разрабатываются планы по запуску самой большой флотилии боевых кораблей Королевского флота (RN) в Индо-Тихоокеанском регионе в 2021 году. Авианосная ударная группа (CSG) будет возглавляться крупнейшим авианосцем RN, HMS Queen Elizabeth. Флотилия посетит Юго-Восточную Азию, почти наверняка зайдя на военно-морскую базу Чанги в Сингапуре. Она также может участвовать в военно-морских мероприятиях по случаю 50-летия FPDA, военного альянса, связывающего Великобританию с Сингапуром, Малайзией, Австралией и Новой Зеландией. Он будет проплывать через Южно-Китайское море - вероятно, участвовать в совместных учениях с военными кораблями США, Японии и Австралии - чем неизбежно вызовет гнев Китая. Затем CSG может отправиться в Японию, заходя в порты по пути. После пяти-шести месяцев плавания флотилия вернется в Великобританию. Присутствие HMS QueenElizabeth, по словам вице-адмирала Джерри Кида, командующего флотом RN, задает тон британской стратегической значимости на мировой арене, выполняя различные функции, включая «стратегические сообщения, проекцию силы, военно-морскую дипломатию и содействие торговле».Присутствие CSG дополнит пять боевых кораблей, которые уже присутствуют в регионе с 2018 года. «Глобальная Британия», включает в себя более крупный военный след в Индо-Тихоокеанском регионе.

13. Однако более явное региональное присутствие Великобритании, вероятно, будет плохо воспринято в Пекине. Китайское правительство предупредило Великобританию, что размещение авианосца в Азии будет «очень опасным шагом». Китайско-британские отношения также резко ухудшились после разразившегося политического кризиса в Гонконге в 2019 году и особенно после принятия в июне прошлого года закона о национальной безопасности Гонконга.

Меморандум описывает эту сферу их отношений так:

«Мы стремимся поощрять и поддерживать более широкое сотрудничество Китая в решении глобальных проблем. Как на двусторонней основе, так и в качестве других постоянных членов Совета Безопасности ООН мы активно взаимодействуем с Китаем по ряду угроз международной безопасности, например, со стороны Северной Кореи, а также по таким вызовам, как глобальная безопасность в области здравоохранения и изменение климата. В то же время мы твердо отстаиваем нашу позицию в различных областях, в том числе в вопросах прав человека и ценностей, в Южно-Китайском море, а также в отношении важности высокой степени автономии и свобод Гонконга.»

14. Официальная китайская позиция склонна небезосновательно воспринимать возвращение британского присутствия в Азии через призму неоколониализма. В июле, когда министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб объявил о приостановке действия договора об экстрадиции между Великобританией и Гонконгом и введении эмбарго на поставки оружия Гонконгу, министерство иностранных дел Китая в ответ призвало Великобританию «отказаться от своих фантазий о продолжении колониального влияния в Гонконге и немедленно исправить ошибки ». 23 ноября Управление по делам иностранного содружества и развития Великобритании (FCDO) опубликовало «Ежемесячный отчет по Гонконгу: с января по июнь 2020 года», и в тот же день Офис комиссара Министерства иностранных дел Китая в Особом административном районе Гонконг предупредили Великобританию: «Проснитесь и остановите старую колониальную мечту о вмешательстве в дела Гонконга».

15. Несмотря на приверженность Великобритании к расширению своего экономического и стратегического присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе, сложные геополитические проблемы региона требуют тщательного стратегического рассмотрения. Необходим набор политических мер, чтобы прояснить позицию Великобритании в отношении Китая. На данный момент, Меморандум затрагивает экономическое взаимодействие, но не поясняет политику, не называет Китай «вражеским», как Россию. В то же время в обращении Оборонного Комитета Британии к правительству прозвучала формулировка «враждебные, вражеские» Россия и Китай. И хотя политика Британии имеет явно выраженные попытки составить противовес Китаю в мире и регионе, такие заигрывания в стиле «мы и с вами и против вас» могут быть очень сложными для исполнения.

16. Поскольку Великобритания не участвует в Всеобъемлющем соглашении по инвестициям между ЕС и Китаем, согласованном в прошлом месяце, ей необходимо будет придерживаться почти невозможного курса между переговорами о торговой сделке с националистическим Китаем и оспариванием Китая по Гонконгу и его нарушениям прав человека в Синьцзян. Ответы Китая на критику со стороны Австралии по поводу его первоначальной борьбы с пандемией COVID-19 показывают, насколько сложен этот путь на практике.

Меморандум описывает стратегию относительно Китая так:

«С Китаем у нас прочное экономическое и глобальное партнерство. Центральное место в нашем подходе занимает Глобальное всеобъемлющее стратегическое партнерство, учрежденное в 2015 году.

Китай является чрезвычайно важным партнером для торговли Великобритании, будучи третьим по величине торговым партнером Великобритании после ЕС и США. В 2016 году двусторонняя торговля товарами и услугами между Великобританией и Китаем достигла 59,3 млрд фунтов стерлингов, что на 9,4% больше, чем в 2015 году. Посредством британо-китайского инфраструктурного альянса Британия стремимся к углублению британо-китайского инфраструктурного проекта и финансовому сотрудничеству.

Мы приветствуем возможности, предоставляемые китайской инициативой «Один пояс, один путь» для дальнейшего процветания и устойчивого развития в Азии и во всем мире. Великобритания является естественным партнером инициативы «Один пояс, один путь» с нашим непревзойденным опытом в лондонском Сити. Великобритания и Китай продолжат совместную работу, чтобы определить, как лучше всего сотрудничать в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в регионе и обеспечить ее соответствие международным стандартам. При правильной реализации это могло бы помочь восполнить значительный разрыв инфраструктуры в Азии, а также открыть значительные коммерческие возможности для Великобритании.

Великобритания была первой крупной западной страной и первым членом G7, объявившим о своем членстве в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), расположенном в Шанхае. Мы участвовали в переговорах об основополагающих принципах АБИИ, чтобы обеспечить его надлежащее управление, открытость, прозрачность и подотчетность. В настоящее время мы занимаем одну из пяти должностей вице-президента и место в Совете директоров.

После прекращения традиционной помощи Китаю в 2011 году наше сотрудничество в области развития направлено на поддержку людей, институтов, бизнеса и рынков Китая в достижении устойчивого, всеобъемлющего экономического развития и сокращения масштабов нищеты в соответствии с собственными амбициями правительства Китая в области развития. Мы стремимся заложить основы партнерства в области развития, которое продлится и после выхода Китая из режима ОПР, который, по прогнозам, произойдет в течение следующего десятилетия.»
Индия
17. Важнейший партнер новой «Глобальной Британии» в регионе. Именно Индия, при соответствующей поддержке, может составить нужный противовес Китаю в Азии.

Цитата из Меморандума;

«Прочные отношения Великобритании с Индией также являются центральным элементом наших устремлений. Индия - это экономический центр, роль которого в азиатской и международной геополитике возрастает. Общее прошлое и прочные межличностные связи дают нам влияние и доступ, помогая нам бороться с угрозами безопасности, поддерживать стабильность и использовать возможности процветания.

Отношения между Великобританией и Индией в последние годы стали более тесными: ключевыми вехами стали визит премьер-министра Моди в Великобританию в ноябре 2015 года и визит премьер-министра в Индию год спустя. В 2016 году двусторонняя торговля между Великобританией и Индией составила 15,6 млрд фунтов стерлингов. Индия - четвертый по величине инвестор в Великобритании. Инвестиции Великобритании составляют около 8% ПИИ Индии. Финансовые услуги и Партнерство в области обороны и международной безопасности занимают центральное место в этих отношениях, подкрепляемых сотрудничеством в правительстве и за его пределами. Следующим важным моментом в отношениях станет апрельский саммит Содружества, на котором, как мы ожидаем, будет присутствовать премьер-министр Моди.»


18. Премьер Индии Н.Моди и вправду приехал, впервые за долгое время ( в 2011, 2013 и 2015 он не посещал саммиты). Основной темой переговоров стало торговое сотрудничество - Мэй и Моди подписали коммерческие соглашения, а после выхода из ЕС Британия надеется на полный фри трейд. Настроение конечно же омрачает миграционный вопрос. Изменения в миграционных правилах ОК негативно отразились на Индийских эмигрантах, Индия хочет визовых послаблений, в то время как Британия-выезда нелегальных эмигрантов. На саммите договорённости так и не удалось достигнуть.

Будет ли в действительности подписан договор о свободной торговле пока не понятно, но переговоры ведутся очень активно. Возможно подписание договоров в отдельных сферах, пока фри трейд в обсуждении. Доминик Рааб во время декабрьского визита провозгласил десятилетнюю «дорожную карту» по преобразованию стратегического партнерства между странами 2004 года в новое «всеобъемлющее стратегическое партнерство», предполагающее более тесные военные связи, сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе и меры по противодействию терроризму и борьбе с изменением климата.

Для Великобритании это подтверждает стратегию правительства «Глобальной Британии» по развитию более тесных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе - в соответствии с заявкой страны на присоединение к блоку свободной торговли CPTPP. Торговая сделка с Индией - это возможность способствовать восстановлению после Брексита и COVID, предоставляя британским предприятиям более широкий доступ к рынку с населением 1,3 миллиарда человек, когда перспективы глобального роста после пандемии все еще остаются неопределенными.

19. С точки зрения Индии, сделка снизит ее зависимость от торговли с Китаем в период очень холодных отношений между двумя странами, одновременно помогая сохранить ее глобальный геополитический вес. В частности, он подтвердит приверженность Индии свободной торговле после принятого в 2019 году решения о выходе из соглашения о присоединении к Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП), другому крупному торговому блоку Азии. Индия решила, что она больше теряет, чем приобретает, присоединяясь к возглавляемому Китаем блоку, членами которого также являются Япония и Южная Корея.

Между тем, тот факт, что Великобритания и Индия являются в первую очередь экспортерами услуг, потенциально делает их подходящими, не говоря уже об их общем языке.

20. Индия, вероятно, потребует либерального доступа для квалифицированных специалистов и студентов в рамках переговоров, в то время как Великобритания захочет расширить доступ к индийскому рынку финансовых и профессиональных бизнес-услуг, включая страхование и технологии. Другие отрасли, которые могут стать предметом переговоров, могут включать возобновляемые источники энергии, информационные технологии, науки о жизни и здравоохранение.

Учитывая недавний скептицизм Индии в отношении преимуществ свободной торговли, решение может в конечном итоге сводиться к тому, убедят ли экономические реалии после COVID правительство Моди в необходимости заключения сделки. Великобритания может иметь больше шансов на успех, если будет настаивать на переговорах, сосредоточенных на отдельных секторах, а не на полностью двусторонней сделке. Это может дать некоторые низко висящие плоды, которые облегчат обеим сторонам более тесную интеграцию для расширения торгового партнерства в нужный момент.

На глубину дальнейшего сотрудничества также может повлиять горькая память о Британском империализме, так что пока ожидаем результатов.
Содружество Наций
21. В 2018 году Британия провела торговый саммит со странами Содружества Наций. Такой шаг удобен для реализации амбиций после Брекзита и продвижения «Глобальной Британии». Последняя ставит акцент на том, что она не является боссом организации, а скорее равноправным сотрудником. Страны участники все же скептически настроены к такому поведению. Британия надеется заключить договора о свободной торговле с 52 странами содружества. Пока же страны приняли Декларацию Содружества о совместной повестке по торговле и инвестициям, которая призвана увеличить торговый оборот между странами Содружества до 2 трлн дол США к 2030г. Не стоит забывать, что многие страны содружества- страны со слабыми и моно- экономиками, то есть являются поставщиком одного продукта. Выгода для Британии в торговле без налогов очевидна, в то время как маленькие страны рискуют стать поставщиками на один рынок и поставить свое существование в зависимость от Объединенного Королевства. Британские же услуги и продукты с пошлинной или без слишком дороги для таких стран.

22. Также Британия очень гордиться своими экологическими достижениями и планирует стать лидером в этом секторе, о чем неоднократно упоминали ее представители в разных спичах. Но Британия - нефтяная монархия и чтобы перейти на производство альтернативных энергетический устройств (солнечные батареи, электрокары и тд) нужны новые соответствующие ресурсы (начиная от соответствующих металлов для батарей), а чтобы стать лидером эти металлы нужны по дешевым ценам. Не исключено что некоторые торговые договоры преследуют именно эту цель.

23. «Содружество - это уникальная глобальная сеть, в которой проживает треть населения мира, некоторые из его наиболее быстрорастущих экономик, и на него приходится пятая часть мировой торговли. В его состав входят самые разные члены, приверженные ряду ценностей, основанных на демократии и верховенстве закона, воплощенных в Хартии Содружества. Содружество стимулирует широкий спектр политических, неправительственных и межличностных контактов в различных региональных и культурных средах. Прочный характер этих отношений в сочетании с их глобальным и разнообразным характером дает Великобритании и ее членам долгосрочный потенциал для укрепления международного порядка, основанного на правилах, а также для дополнения и расширения участия Великобритании в других многосторонних форумах. Содружество имеет особую силу в решении общих глобальных проблем на широкой географической основе - например, новые трансграничные угрозы безопасности, последствия изменения климата для малых и других уязвимых государств, барьеры для торговли и угрозы демократии, надлежащее управление и инклюзивность….Наше лидерство и сотрудничество по таким вопросам, как современное рабство; противодействие терроризму; и миграция оказывают реальное влияние, как и наши усилия на многосторонних форумах по борьбе с изменениями климата; сделать упор на гендерное равенство с особым упором на образование девочек; реформировать многосторонние институты и пресечь незаконную торговлю дикой природой.» - гласит Меморандум.
Африка
24. Согласно меморандуму фокус Британии на Африке должен меняться и расти. Королевство должно быть лучше подготовленно к угрозам, который могут иметь прямое влияние на Великобританию; рост численности населения, бедность, климат и важные угрозы безопасности, а также не упустить возможности растущего рынка во время Африканской урбанизации. Они расширили их сети в Африке, включая новое здание Высокой Комиссии в Абуджа, открытое Министром иностранных дел в июле, и новый офис в Чаде.

25. «Ближайшая задача - как наилучшим образом использовать наши значительные затраты на развитие для достижения целей процветания и безопасности, а также для обеспечения влияния в Африке. В наших национальных интересах полностью поддержать Африку в раскрытии ее огромного потенциала человеческого и экономического развития. В Африке к югу от Сахары проживает самое молодое и быстрорастущее население в мире, которое должно удвоиться до двух миллиардов и к 2050 году и будет составлять четверть населения мира (прим.ред.: В противовес этому позитивному аргументу за "молодой человеческий ресурс" существуют и противоположные взвешенные негативные оценки экономических перспектив из-за прогрессии роста населения на черном континенте). К 2025 году потребительские и деловые рынки Африки могут предоставить коммерческие возможности на сумму 5,6 триллиона долларов США. Но она также сталкивается со значительными проблемами в области развития и безопасности, поскольку, по оценкам, 400 миллионов человек в регионе уязвимы перед конфликтами, экстремизмом и последствиями изменения климата. Мы полны решимости помогать нашим африканским партнерам бороться с общими угрозами безопасности, повышать стабильность, сокращать крайнюю нищету в соответствии с нашими ценностями и в стремлении к более стабильному, безопасному и процветающему миру.»

Новые силы Африки призваны сыграть центральную роль в формировании более безопасного и процветающего будущего для всех африканцев, в том числе благодаря их членству в Африканском союзе и региональных экономических сообществах Африки. Таким образом, построение и поддержание прочных партнерских отношений с такими региональными державами, как Нигерия, Кения, Эфиопия и Южная Африка, будет важным элементом долгосрочного подхода к Африке.
Ближний Восток и Северная Африка
26. Многие из наиболее трудноразрешимых проблем на нынешней мировой арене связаны с Ближним Востоком - в частности, Йемен, Сирия, Ливия, комплекс взаимосвязанных вопросов в Персидском заливе, намерения Ирана отстаивать свои интересы и долгий Мирный Процесс на Ближнем Востоке (MEPP). Долгосрочная цель Британии - добиться восстановления стабильности на Ближнем Востоке, разрешив конфликты и недостатки в управлении, которые привели к политической и региональной нестабильности и гуманитарной катастрофе. Политика на Ближнем Востоке должна быть надежной и последовательной. В центре этого подхода будет поддержание прочных отношений со стабильными странами в регионе, особенно в Персидском заливе, где у Лондона есть интересы как безопасности, так и процветания.

27. Основные краткосрочные интересы заключаются в противодействии угрозам безопасности в регионе, в том числе существующим террористическим угрозам со стороны Даиш и «Аль-Каиды»; миграция из Сирии через Ливию; и процветание - Персидский залив в совокупности является более крупным рынком для Великобритании, чем Китай или Индия. Британия поддерживает программу Saudi Vision 2030 и другие программы реформ стран Персидского залива.

Королевство наращивает свои усилия по всей Северной Африке, чтобы помочь их правительствам опережать их демографические проблемы и проблемы безопасности, которые по-разному проявились в миграции через Ливию и террористической атаке в Суссе. В 2016 году Британия создала совместное подразделение FCO / DFID в Северной Африке, которое курирует новый Фонд надлежащего управления в Северной Африке (40 миллионов фунтов стерлингов в этом году) (информация на момент выхода Меморандума).
Латинская Америка
28. Латинская Америка, вероятно, будет иметь все большее значение для британских интересов после выхода из ЕС: президенты Аргентины, Перу и Бразилии укрепили группу стран, разделяющих либеральные взгляды Великобритании на свободную торговлю. Тихоокеанский альянс (Мексика, Перу, Колумбия и Чили) является важным региональным поборником свободной торговли. Великобритания активно участвует в качестве государства-наблюдателя и поддерживает хорошие двусторонние отношения со всеми государствами-членами.

29. С 2010 года Великобритания активизировала взаимодействие с Латинской Америкой: открылись новые возможности; увеличилась торговля; укрепили связи с Бразилией и Мексикой, которые становятся все более важными глобальными влиятельными субъектами; и тесно сотрудничали с единомышленниками Перу, Чили и Колумбией в вопросах изменения климата, открытых рынков и прозрачности.
Заключение
30. Стратегия «Глобальная Британия» описывает амбиции Королевства извлечь максимальную выгоду из своего нового положения вне союза. Лондон стремиться заключить как можно больше торговых соглашений и сохранить или создать свое присутствие в каждом уголке мира, будь то экономическими или силовыми методами. Некоторые государства получат равноправное партнёрство, некоторые - отношения в духе неоколониализма. Без доступа в комнаты, где сидят реальные игроки этой шахматной партии, - точные мотивы действий всегда будут под небольшим знаком вопроса. Мы можем анализировать показательные действия, речи и документы в доступе.

И сейчас ясно одно: Британия устала быть «одной из», Британия намеревается стать единственной в своем роде.
~
Made on
Tilda