12. Планировалась, что к 2021 году Британия уже опубликует «Комплексный обзор безопасности, обороны и внешней политики», документ, который подробно изложит все изменения в их политике, но публикация затянулась. Пока, для анализа происходящего, мы можем довольствоваться некоторыми знаковыми событиями. Так, разрабатываются планы по запуску самой большой флотилии боевых кораблей Королевского флота (RN) в Индо-Тихоокеанском регионе в 2021 году. Авианосная ударная группа (CSG) будет возглавляться крупнейшим авианосцем RN, HMS Queen Elizabeth. Флотилия посетит Юго-Восточную Азию, почти наверняка зайдя на военно-морскую базу Чанги в Сингапуре. Она также может участвовать в военно-морских мероприятиях по случаю 50-летия FPDA, военного альянса, связывающего Великобританию с Сингапуром, Малайзией, Австралией и Новой Зеландией. Он будет проплывать через Южно-Китайское море - вероятно, участвовать в совместных учениях с военными кораблями США, Японии и Австралии - чем неизбежно вызовет гнев Китая. Затем CSG может отправиться в Японию, заходя в порты по пути. После пяти-шести месяцев плавания флотилия вернется в Великобританию. Присутствие HMS QueenElizabeth, по словам вице-адмирала Джерри Кида, командующего флотом RN, задает тон британской стратегической значимости на мировой арене, выполняя различные функции, включая «стратегические сообщения, проекцию силы, военно-морскую дипломатию и содействие торговле».Присутствие CSG дополнит пять боевых кораблей, которые уже присутствуют в регионе с 2018 года. «Глобальная Британия», включает в себя более крупный военный след в Индо-Тихоокеанском регионе.
13. Однако более явное региональное присутствие Великобритании, вероятно, будет плохо воспринято в Пекине. Китайское правительство предупредило Великобританию, что размещение авианосца в Азии будет «очень опасным шагом». Китайско-британские отношения также резко ухудшились после разразившегося политического кризиса в Гонконге в 2019 году и особенно после принятия в июне прошлого года закона о национальной безопасности Гонконга.
Меморандум описывает эту сферу их отношений так:
«Мы стремимся поощрять и поддерживать более широкое сотрудничество Китая в решении глобальных проблем. Как на двусторонней основе, так и в качестве других постоянных членов Совета Безопасности ООН мы активно взаимодействуем с Китаем по ряду угроз международной безопасности, например, со стороны Северной Кореи, а также по таким вызовам, как глобальная безопасность в области здравоохранения и изменение климата. В то же время мы твердо отстаиваем нашу позицию в различных областях, в том числе в вопросах прав человека и ценностей, в Южно-Китайском море, а также в отношении важности высокой степени автономии и свобод Гонконга.»
14. Официальная китайская позиция склонна небезосновательно воспринимать возвращение британского присутствия в Азии через призму неоколониализма. В июле, когда министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб объявил о приостановке действия договора об экстрадиции между Великобританией и Гонконгом и введении эмбарго на поставки оружия Гонконгу, министерство иностранных дел Китая в ответ призвало Великобританию «отказаться от своих фантазий о продолжении колониального влияния в Гонконге и немедленно исправить ошибки ». 23 ноября Управление по делам иностранного содружества и развития Великобритании (FCDO) опубликовало «Ежемесячный отчет по Гонконгу: с января по июнь 2020 года», и в тот же день Офис комиссара Министерства иностранных дел Китая в Особом административном районе Гонконг предупредили Великобританию: «Проснитесь и остановите старую колониальную мечту о вмешательстве в дела Гонконга».
15. Несмотря на приверженность Великобритании к расширению своего экономического и стратегического присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе, сложные геополитические проблемы региона требуют тщательного стратегического рассмотрения. Необходим набор политических мер, чтобы прояснить позицию Великобритании в отношении Китая. На данный момент, Меморандум затрагивает экономическое взаимодействие, но не поясняет политику, не называет Китай «вражеским», как Россию. В то же время в обращении Оборонного Комитета Британии к правительству прозвучала формулировка «враждебные, вражеские» Россия и Китай. И хотя политика Британии имеет явно выраженные попытки составить противовес Китаю в мире и регионе, такие заигрывания в стиле «мы и с вами и против вас» могут быть очень сложными для исполнения.
16. Поскольку Великобритания не участвует в Всеобъемлющем соглашении по инвестициям между ЕС и Китаем, согласованном в прошлом месяце, ей необходимо будет придерживаться почти невозможного курса между переговорами о торговой сделке с националистическим Китаем и оспариванием Китая по Гонконгу и его нарушениям прав человека в Синьцзян. Ответы Китая на критику со стороны Австралии по поводу его первоначальной борьбы с пандемией COVID-19 показывают, насколько сложен этот путь на практике.
Меморандум описывает стратегию относительно Китая так:
«С Китаем у нас прочное экономическое и глобальное партнерство. Центральное место в нашем подходе занимает Глобальное всеобъемлющее стратегическое партнерство, учрежденное в 2015 году.
Китай является чрезвычайно важным партнером для торговли Великобритании, будучи третьим по величине торговым партнером Великобритании после ЕС и США. В 2016 году двусторонняя торговля товарами и услугами между Великобританией и Китаем достигла 59,3 млрд фунтов стерлингов, что на 9,4% больше, чем в 2015 году. Посредством британо-китайского инфраструктурного альянса Британия стремимся к углублению британо-китайского инфраструктурного проекта и финансовому сотрудничеству.
Мы приветствуем возможности, предоставляемые китайской инициативой «Один пояс, один путь» для дальнейшего процветания и устойчивого развития в Азии и во всем мире. Великобритания является естественным партнером инициативы «Один пояс, один путь» с нашим непревзойденным опытом в лондонском Сити. Великобритания и Китай продолжат совместную работу, чтобы определить, как лучше всего сотрудничать в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в регионе и обеспечить ее соответствие международным стандартам. При правильной реализации это могло бы помочь восполнить значительный разрыв инфраструктуры в Азии, а также открыть значительные коммерческие возможности для Великобритании.
Великобритания была первой крупной западной страной и первым членом G7, объявившим о своем членстве в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), расположенном в Шанхае. Мы участвовали в переговорах об основополагающих принципах АБИИ, чтобы обеспечить его надлежащее управление, открытость, прозрачность и подотчетность. В настоящее время мы занимаем одну из пяти должностей вице-президента и место в Совете директоров.
После прекращения традиционной помощи Китаю в 2011 году наше сотрудничество в области развития направлено на поддержку людей, институтов, бизнеса и рынков Китая в достижении устойчивого, всеобъемлющего экономического развития и сокращения масштабов нищеты в соответствии с собственными амбициями правительства Китая в области развития. Мы стремимся заложить основы партнерства в области развития, которое продлится и после выхода Китая из режима ОПР, который, по прогнозам, произойдет в течение следующего десятилетия.»