Переход к Постсовременности – транзит к трудно достижимой динамической целостности планетарной Ойкумены. Процессы, стартовавшие на мировом Севере, постепенно захватывают население мирового Юга. Глобализация – промежуточная стадия универсальной интеракции и единения разделенных разнообразными границами людей и сообществ.
Интенсивное пространственное и технологическое развитие Universum Humanum, вселенский коммуникационный интерфейс, ускорение горизонтальной и вертикальной мобильности предопределили освоение номадического стиля бытия. Постколониальность, стимулируя трансграничность и многообразие, провоцирует миграционные инстинкты, выявляет уникальные возможности и продуцирует экзистенциальные риски. В глобальной сети антропотоков доминирует как коллективный, так и индивидуальный исход обитателей Юга на Север, порождая смешение рас, культур и народов. Переселение происходит по разным мотивам: от образовательной, карьерной, экономической эмиграции до спасающихся от голода и войн беженцев. Массовая мобильность и демографическая динамика заметно влияют на дух и содержание эпохи, теперь не только генезис суверенных стран, но сама «темнокожесть» становится вектором и символом глобальной трансформации. На планете складывается многочисленное и многомерное «не имеющее отечества» сообщество, не укладывающееся в прокрустово ложе географической локализации и национальной государственности.
История неевропейских и постимперских культур предстает россыпью сюжетов, странствующих вне прежней дисциплинарной магистрали. Новая субъектность вступает в коэволюционное сопряжение и состязание с такими историческими проектами, как формирование мультикультурной и полиэтничной Америки, глубинное преобразование Европейского союза, tour de force всемирного исламского единения, напоминая и о поглощенной историей идее сотворения советской глобальной общности. Инновационные политические, культурные, расовые ансамбли по-своему интегрируют этнические различия. А отсутствие стойкой национальной идентичности, связанное с иной, социокультурной демаркацией, проводимой поверх прежних границ и барьеров, «представляет определенное преимущество, становясь
вызовом глубоко
статичному понятию идентичности, когда человека определяют через нацию» (Эдвард Саид). Тайе Селаси, провозвестница идеи афрополитизма (афрокосмополитизм, то есть «чернокожие мира», активно использующие географические и социальные маршруты Постсовременности), так характеризовала свою комплексную, трансграничную идентичность: «Я не знаю, откуда я! Родилась в Лондоне. Мой отец из Ганы, но живет в Саудовской Аравии. Моя мать – из Нигерии, но живет в Гане. Я же выросла в Бостоне».
Пробуждаются грезы и о новом, иначе аранжированном витке мировой революции. Поиск отрицающего сложившийся миропорядок исключенного класса – пролетарии у Маркса, интеллектуалы у Франкфуртской школы – сегодня, кажется, опознает в качестве перспективных иных трансграничное «темнокожее сообщество». Отчуждение, расцениваемое как следствие колониального статуса («туземцы») либо рабства («раб не имеет отечества»), порождает резко критическое отношение к положению вещей с привкусом ресентимента и сумрачными обертонами. Уже на упомянутой выше Бандунгской конференции прозвучали предостережения и призыв «предотвратить пропаганду расового союза, который мог бы привести к гнусности, способной потрясти мир» (Карлос По Ромуло).
Социальное ядро атакующих когорт, обеспечивающее свободу действий, – распределенное по планете множество «культурных гибридов»: интернациональное номадическое племя, подобное былой «невидимой коллегии», шлифовавшей интеллектуальные коды своей эпохи. Можно провести аналогию с процессом обогащения урана: масса мигрантов, будучи активированной, производит денационализированных пассионариев и афрополитов, солидарных в силу именно не национальной, а «темнокожей» (во все более широком смысле) общности. Третий мир «униженных и оскорбленных» становится глобальным ядерным котлом – суммой стратегически реактивных других: миллиарды аборигенов, населяющих десятки постколониальных стран; потоки мигрантов, перемещающихся по планете; и в качестве фермента перемен – деколонизированные политики, профессура, журналисты, писатели и т.п. (декополитизм), способные влиять на правила игры, солидарно изменяя их.
Постсовременность, осваивая языки транзита, экспериментирует с разнообразием путей самореализации. И, ценя личные качества выше национальных, расовых, прочих разделений, делает ставку на творческий потенциал, оказываясь в симбиотическом союзе с постколониальностью. Сложившийся баланс – устранение дискриминации, основанной на различиях цвета кожи, этнической принадлежности, религии, пола, возраста, физических и психологических особенностей, сексуальной ориентации или гендерной идентификации. Речь идет о форсированной коррекции взаимоотношений и утверждении достоинства посредством «нормативной эмпатии». Дальний горизонт – восстановление понесенных утрат и свобода от враждебных «престолов и господств». Физическое отторжение и диффамация призраков прошлого – универсальный феномен, не слишком отличаются волны свержения памятников генералам Конфедерации в США или причастным к торговле рабами – в Европе с рекультивацией среды и упразднением монументов, связанных с имперской колонизацией, на Северном Кавказе, в Татарстане, Центральной Азии или с восточноевропейским, балтийским, украинским «ленинопадом».
Многоликое сообщество, обращая обременение в ресурс, обретает стратегическую субъектность и перехватывает историческую инициативу. Мы видим, как сбывается предвидение Альфреда Сови о роли постколониального мира, потенции которого он почти семь десятилетий назад сравнил с преобразующей силой, некогда отправившей на свалку истории сословный порядок. Тема бремени темнокожего человека, пройдя «долгим маршем» по ступеням панафриканизма, негритюда, движения «черных пантер», афроцентризма и уже в прихожей нового века – акционизма BLM, приблизилась к воплощению симбиоза афрополитизма с рассеянной по планете Постсовременностью, укрепляя солидарные позиции деколонизирующего Современность интегрального космополитизма.
джерело